Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льготы ликвидаторам и гражданам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В Конституционный Суд обратился Алексей Львович, который был призван на специальные военные сборы и в период с 28 августа по 23 октября 1986 года, где исполнял обязанности военной службы, принимал участие в выполнении работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения. В дальнейшем мужчина перенёс лучевую болезнь и другие заболевание, полученные в связи с работой в непосредственной близости с ЧАЭС.
Отказ Пенсионного Фонда и позиция судов
Однако в Пенсионном Фонде ему отказали, т. к. формулировка причины инвалидности не указывает на право мужчины получать две пенсии.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 февраля 2019 года, отказано в удовлетворении исковых требований Алексея Львовича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга о назначении заявителю второй пенсии как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставшему инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы.
Суды исходили из того, что согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости предоставляется гражданам, причиной инвалидности которых является военная травма; Алексей Львович же не относится к инвалидам вследствие военной травмы, а потому и не имеет права на получение одновременно двух пенсий.
В зависимости от радиуса территории радиационного воздействия, на которой находился гражданин в момент аварии, определяется его статус льготника. Это связано с тем, что при удалении от реактора, сила облучения снижается. Те граждане, которые находились в непосредственной близости, получили максимальную дозу облучения. Если вследствие полученных повреждений организма присвоена категория инвалидности, то эти лица имеют привилегированное положение. Законодательством отмечены и утверждены 4 зоны, определяемые ст. 7 закона № 1244-1 от 15.05.1991 г.
Наименование зоны |
Радиус |
Описание |
Отчуждения. | Вблизи четырех реакторов атомной станции. | Запрещается проживание и ведение производственной деятельности вследствие максимальной загрязненности |
Отселения. | Территория вынужденного выезда жителей с правом возвращения после нормализации радиационной обстановки. | Категория льготников для обеспечения жильем. |
С правом на переселение. | Территория, где жителям предоставлено право на отселение. | Граждане самостоятельно принимают решение о выезде за пределы зоны. На территории постоянно производится медицинский контроль уровня радиации. |
С допустимым уровнем излучения. | Территория с правом постоянного проживания. | Жителям дается право на привилегированный статус социально-экономического характера и перечень льгот на государственном уровне. |
Льготная категория граждан, а также проживающие на территориях с правом отселения, получает пособия от государства в установленном размере. Кроме федеральных преференций, положены и региональные меры поддержки, если они приняты местной администрацией.
Название |
Размер |
Основание |
На ребенка до 3 лет (ежемесячно). | Сумма, исчисленная на основании законодательства, увеличенная вдвое | п.7 ст.18 закона № 1244-1 от 15.05.1991 г. |
На малышей до 1,5 года
От 1.5 до 3 лет |
3380,42 рублей
6760,83 рублей |
п.7 ст.18 закона № 1244-1 от 15.05.1991 г. |
Оплата больничного | 100% среднего заработка | п.6 ч.1 ст.14 закона № 1244-1 от 15.05.1991 г. |
Беременным, вставшим на учет в ранний срок (единовременно) | 157,01 рублей | п.6 ч.1 ст.18 закона № 1244-1 от 15.05.1991 г. |
Эвакуированным из зоны, включая детей (единовременно) | 1570,19 рублей на каждого | п.5 ст.17 закона № 1244-1 от 15.05.1991 г. |
На погребение | 11948,75 рублей | ч.4 ст.14 закона № 1244-1 от 15.05.1991 г. |
Пособие по инвалидности для 2 группы в 2023 году
Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности II группы составляет 6044 рублей 48 копеек в месяц.
Категория получателей пенсии |
Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности с учетом повышений к ней |
Инвалиды II группы |
Без иждивенцев – 6 044 рублей 48 копеек в месяц С 1 иждивенцем – 8 059,31 рублей в месяц С 2 иждивенцами — 10 074,14 рублей в месяц С 3 иждивенцами — 12 088,97 рублей в месяц |
Граждане, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях |
Фиксированная выплата к страховой пенсии по инвалидности и повышения к ней увеличиваются на соответствующий районный коэффициент |
Инвалиды II группы, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин |
Без иждивенцев — 9 066,72 рублей в месяц С 1 иждивенцем – 12 088,97 рублей в месяц С 2 иждивенцами — 15 111,22 рублей в месяц С 3 иждивенцами — 18 133,47 рублей в месяц (независимо от места жительства) |
Инвалиды II группы, проработавшие не менее 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин |
Без иждивенцев — 7 857,82 рублей в месяц С 1 иждивенцем — 10 477,10 рублей в месяц С 2 иждивенцами — 13 096,38 рублей в месяц С 3 иждивенцами — 15 715,66 рублей в месяц (независимо от места жительства) |
Пенсионное обеспечение
Как такового понятия «чернобыльской пенсии» не существует. Чернобыльцы получают свою пенсию в повышенном по сравнению с обычной пенсией размером либо как инвалиды, либо по старости лет. Пенсионный возраст чернобыльцев наступает раньше, чем у других категорий работников. На сколько именно – зависит от льготной категории и стажа.
При этом возраст, в который чернобылец может выйти на пенсию, не должен быть менее 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (то есть максимально уменьшить пенсионный возраст можно на 10 лет).
Также чернобыльская, как ее обычно называют, пенсия выплачивается вдовам ликвидаторов.
Размер льготной пенсии чернобыльцев-инвалидов указан в таблице ниже.
Инвалидность | Ежемесячный размер* |
1 группа | 23 845,45 |
2 группа | 11 922,73 |
3 группа | 5 961,36 |
К этой группе можно отнести те, которые наделяют чернобыльцев определенными преимуществами в социуме из-за того, что им пришлось устранять последствия либо находиться в тот момент рядом с ЧАЭС, переняв весь мощный удар радиации на себя.
К списку социальных льгот относятся:
- приобретение лекарств в аптеках и получение медицинских услуг в поликлиниках вне очереди;
- покупка медикаментов по льготным рецептам;
- предоставление мест в домах престарелых во внеочередном порядке;
- обслуживание пенсионеров-чернобыльцев в тех поликлиниках, к которым они были прикреплены до выхода на пенсию;
- зачисление детей в детсады, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа без очереди с выплатой компенсации в размере 90 рублей на питание;
- обеспечение местами в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме в первую очередь.
Кто имеет право на получение льгот и выплат
В истории СССР были крупные техногенные катастрофы, некоторые из них привели к радиоактивному заражению местности и нанесли ущерб огромному количеству людей. Самая печальная катастрофа – авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 года. Но были также и другие аварии. Так, 29 сентября 1957 года произошла «Кыштымская авария» – катастрофическая ситуация на химическом комбинате «Маяк» (закрытый город Челябинск-40, в настоящее время – Озерск). Взорвалась емкость с радиоактивными отходами. Однако еще с 1948 года радиоактивные отходы сливались в реку Теча. Кроме того, с 1949 года советские власти проводили ядерные испытания на Семипалатинском испытательном полигоне (сейчас территория Казахстана). Из-за несовершенства технологий территория оказалась зараженной, негативные последствия для здоровья и сейчас ощущают военнослужащие, работники полигона, жители окружающих населенных пунктов.
Для обеспечения социальной защиты пострадавших был принят Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Нормы этого закона распространяются и на пострадавших при других техногенных катастрофах с радиационным заражением.
На сколько повысят ЕДВ в 2023 году
Индексация ЕДВ осуществляется на величину фактической инфляции, определенной по итогам прошедшего года. То есть с 1 февраля 2023 г. размер выплат увеличат на столько процентов, на сколько за 2022 год выросли потребительские цены.
По данным Минэкономразвития инфляция по итогам 2022 г. прогнозируется на уровне 12,4%. Эти прогнозы по величине инфляции были учтены Правительством при подготовке бюджета объединенного социального фонда. Этот документ и предусматривает индексацию ЕДВ с 1 февраля 2023 года на 12,4%.
Незадолго до даты плановой индексации глава Правительства подпишет Постановление, в котором будут утверждены точные параметры повышения выплат. Определены они будут на основании окончательных данных по инфляции от Росстата. Соответственно, процент повышения может как увеличиться, так и уменьшиться — все зависит от экономической обстановки в стране.
ЕДВ инвалидам в 2023 году
Запланированное повышение ЕДВ на 12,4% с 1 февраля 2023 года коснется и всех категорий инвалидов. Выплаты по инвалидности будут установлены в следующих размерах:
- 4980,11 руб. — инвалидам 1 группы;
- 3556,58 руб. — детям-инвалидам и инвалидам 2 гр.;
- 2847,09 руб. — инвалидам 3 гр.
Для тех, кто сохранил право на НСУ, из указанных сумм будет удерживаться денежный эквивалент предоставляемых льгот. Каким в таком случае будет размер ЕДВ по инвалидности в 2023 г., можно определить по следующей таблице:
Размер ЕДВ по инвалидности с 01.02.2023 г. в зависимости от льгот, предоставляемых в натуральном виде | ||
---|---|---|
1 гр. | 2 гр. и дети-инвалиды | 3 гр. |
полный НСУ (лекарства + санаторий + проезд) | ||
3503,80 | 2080,27 | 1370,78 |
лекарства + санаторий | ||
3667,12 | 2243,59 | 1534,10 |
лекарства + проезд | ||
3679,71 | 2256,18 | 1546,69 |
лекарства | ||
3843,03 | 2419,50 | 1710,01 |
проезд + санаторий | ||
4640,88 | 3217,35 | 2507,86 |
санаторий | ||
4804,20 | 3380,67 | 2671,18 |
проезд | ||
4816,79 | 3393,26 | 2683,77 |
Кто имеет право на получение пенсии?
В соответствии с ФЗ N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и законом N 1244-1 получить пенсию по государственному пенсионному обеспечению могут:
- лица, которые получили или перенесли лучевую болезнь или прочие заболевания в результате катастрофы на ЧАЭС;
- инвалиды вследствие вышеуказанной катастрофы;
- ликвидировавшие последствия чернобыльской трагедии в период с 1986 по 1990 годы;
- работающие в зоне отчуждения;
- лица, которые были эвакуированы и переселены, в том числе дети, находившиеся в состоянии внутриутробного развития;
- граждане, которые живут или работают в зоне проживания с правом на отселение или с льготным социально-экономическим статусом;
- добровольно покинувшие зону проживания с правом на отселение;
- нетрудоспособные родственники погибшего кормильца (родители, дети, супруг(а), бабушка и дедушка);
- пострадавшие в результате иных радиационных или техногенных катастроф;
- нетрудоспособные члены семей умерших пострадавших.
Однако стоит учесть, что если радиационный ущерб причинен преднамеренно, то размер выплат может быть уменьшен или вовсе может последовать отказ.
Прочие меры поддержки
Для лиц, пострадавших от ЧАЭС, предусмотрена ежемесячная выплата денежных средств. Ее размер зависит от категории получателя. Инвалиды вследствие техногенной катастрофы с 1 февраля 2020 году могут рассчитывать на сумму 2590,24 рублей.
Граждане из числа подвергшихся радиационному воздействию вправе получать и другие социальные выплаты:
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 3 лет в двойном размере либо повышенные ежемесячные выплаты на каждого ребенка;
- пособие по временной нетрудоспособности (больничный) — 100% от заработка;
- пособие на погребение — 11456,14 рубля.
В соответствии с законом 178-ФЗ рассматриваемой категории граждан предоставляется социальный пакет, в который входят:
- бесплатный проезд в пригородных электричках, а также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно;
- при наличии медицинских показаний — предоставление путевок в санатории, профилактории и так далее;
- обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по рецептам.
Законодательство предусматривает следующие льготы инвалидам-чернобыльцам:
- компенсация в размере 50% за оплату жилых помещений и коммунальных услуг;
- улучшение жилищных условий, если в этом есть нужда (предоставляется однократно);
- обслуживание в лечебных учреждениях и аптеках вне очереди;
- лечение в тех же поликлиниках, в которых они лечились до пенсии;
- обеспечение детей местами в школах, детских садах, санаториях вне очереди, а также выплата компенсации на питание;
- некоторые другие специальные льготы, подробно о которых сказано в статье 14 закона № 1244-1;
- общие льготы для инвалидов (в зависимости от группы), в числе которых послабления при уплате налогов на собственность (землю, недвижимость, транспорт), бесплатное протезирование зубов и конечностей, льготы на проезд и другие.
Для работающих граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы, в том числе инвалидов, предусмотрены некоторые льготы из сферы трудового права. Главные из них таковы:
- в среднем 14 дней дополнительного отпуска ежегодно;
- первоочередное право не быть уволенным при сокращении;
- доплата до среднего заработка на прежнем рабочем месте, если перевод состоялся из-за состояния здоровья.
Льготы чернобыльцам и ликвидаторам ЧАЭС
Больше изменений нет. Льготы чернобыльцам предоставляют в зависимости от категорий, на которые их поделил закон.
Согласно его 13 статьи получать материальную государственную поддержку имеют право граждане:
- облученные в результате катастрофы и те, кто получил из-за перенесенной болезни инвалидность;
- ликвидаторы последствий аварии, принимавшие участие в 1986–1987 годах;
- командированные в зону бедствия в 1988–1990 годах;
- работающие в зоне отчуждения и другие в меньшей степени пострадавшие люди.
Список структурирован по степени нанесенного здоровью вреда. В первый пункт входят наиболее пострадавшие граждане.
В отличие от остальных им предлагается самый масштабный пакет льгот, включающий:
- выделение жилья лицам, не имеющим собственной жилплощади;
- оплату половины расходов на ЖКХ;
- очередной отпуск в выбранное работником время и предоставление дополнительного, продолжительностью 14 дней;
- доплату за перевод по здоровью на нижестоящую должность;
- оплату больничного из расчета полной зарплаты;
- привилегированное положение при сокращении штата предприятия;
- внеочередное медобслуживание и приобретение лекарственных препаратов;
- выплату на питание – 741 рубль;
- преимущественная выдача участков для постройки жилых помещений;
- компенсацию инвалидам, выплачиваемую 1 раз в месяц: 5 000 рублей для первой группы, 2 500 и 1 000 рублей – для 2 и 3 групп соответственно;
- первоочередное устройство в дома престарелых.
Дети пострадавших при аварии на ЧАЭС без очереди устраиваются в общеобразовательные учреждения. На их питание из государственного бюджета выделяется по 90 рублей за каждый день учебы.
Женщинам, потерявшим в чернобыльской трагедии мужей, выплачивается разовая компенсация –9 393 рубля. Кроме некоторых компенсаций, за ними сохраняются все льготы, положенные ликвидаторам и пережившим катастрофу людям. Те же меры распространяются на всех членов семьи чернобыльца.
Размер компенсации за продовольствие для лиц, задействованных в ликвидации последствий аварии в 1986–1987 годах, составляет 494 рубля. За нанесенный ущерб здоровью им ежемесячно перечисляют 774 рубля. По мере уменьшения причиненного окружающей средой вреда снижается количество льгот, падает размер компенсаций.
Государственная помощь вдовам чернобыльцев
- обеспечение жилплощадью в установленном порядке при обращении в государственные органы до 1.01.2015. Критерии нуждаемости установлены в ч.1 ст. 51 ЖК;
- скидку в размере 50 % на оплату за жилплощадь в государственном или муниципальном здании;
- скидку в размере 50 % на оплату коммуналок или покупку топлива в домах без центральной системы подачи тепла;
- право на сохранение должности при реструктуризации штата или устройстве на работы в случае ликвидации компании;
- право на вступление в кооперативы;
- обеспечение участками для ИЖС вне очереди;
- право на покупку домов в садоводческих домах или материалов для постройки вне очереди;
- обслуживание машины или иного транспортного средства вне очереди;
- право на поступление ребенка в ДОУ или школу без очереди;
- компенсации на питание детей в школе (90 руб. ежемесячно), покупку товаров для дошкольников (300 руб., индексируется);
- доотпуск от 7 до 14 дней без дополнительной оплаты;
- компенсацию проезда на внутригородском транспорте, за исключением такси;
- налоговый вычет в размере 3000 руб. в случае лучевой болезни, а также 5000 руб., если женщина была медработником и подверглась облучению.
При выезде из зоны с правом на отселение до 1 января 1994 года, вдова, если умерший не воспользовался данным правом, получает деньги за имущество (14680 руб. на человека). Ей возмещаются транспортные расходы. Общая денежная сумма зависит от количества иждивенцев, а также группы супруга-инвалида до его смерти.
Назначение пенсий и льгот
В пункте 15 Постановления от 14.12.00 № 35 дано разъяснение по вопросу о возможности и о порядке назначения инвалидам-чернобыльцам одновременно двух пенсий на основании разных федеральных законов. При этом внимание судов обращается на то, что пунктом 2 ст. 29 Закона от 15.05.91 № 1244–1 (в ред. Федеральных законов от 24.11.95 № 179-ФЗ и от 12.02.01 № 5-ФЗ) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и других лиц, перечисленных в этой норме, были приравнены по пенсионному обеспечению к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы.
С учетом этого указанные лица до 1 января 2002 г. имели право на получение двух пенсий – пенсии по старости или за выслугу лет и пенсии по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы – только в случае, когда такие пенсии были назначены на основании Закона РФ от 20.11.90 № 340–1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (ст. 5 и 41), а после этой даты – только на основании п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15.12.01 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в соответствии с которым эти лица имеют право на получение трудовой пенсии по старости и пенсии по инвалидности, предусмотренной подп. 1 п. 2 (с применением пп. 3 и 5) ст. 15 этого Закона.
В судебной практике очень распространены дела по спорам граждан, пострадавших при ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, о выдаче им удостоверения инвалида о праве на льготы.
Относятся ли граждане, ставшие инвалидами вследствие заболевания, полученного при исполнении «иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей)», связанных с аварией на ЧАЭС, к гражданам, которым выдается «Удостоверение инвалида о праве на льготы»?
Ответ на этот вопрос опубликован в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2006 г. Как указал Верховный Суд РФ, «Удостоверение инвалида о праве на льготы» установлено Положением о льготах для инвалидов Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утв. постановлением Совета Министров СССР от 23.02.81 № 209.
Согласно п. 27 указанного Положения льготы для инвалидов ВОВ, предусмотренные этим Положением, предоставлялись также инвалидам из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте и в другие периоды, а также инвалидам из числа партизан гражданской войны.
В соответствии с п. 28 этого же Положения вышеуказанным лицам выдавалось «Удостоверение инвалида о праве на льготы».
Между тем на момент принятия данного нормативного правового акта такая категория инвалидов, как инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы, отсутствовала. Кроме того, в действующем законодательстве отсутствует норма о распространении Положения о льготах для инвалидов Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих на лиц, принимавших участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.
Следовательно, граждане – инвалиды вследствие заболевания, полученного при исполнении «иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей)», связанных с аварией на ЧАЭС, не могут быть отнесены к гражданам, которым выдается «Удостоверение инвалида о праве на льготы».
Распространяются ли меры социальной поддержки инвалидов войны, предусмотренные ст. 14 Федерального закона от 12.01.95 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон о ветеранах), на граждан, инвалидность которых обусловлена катастрофой на ЧАЭС?
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2006 г. дан ответ и на этот вопрос.
В соответствии с п. 3 ст. 14 Закона о ветеранах меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, распространяются на военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих производится военно-врачебными комиссиями в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утв. постановлением Правительства РФ от 25.02.03 № 123. Основания для вынесения заключения о причинной связи увечий, заболеваний с прохождением военной службы содержатся в п. 41 разд. VII вышеназванного Положения.
Так, в соответствии с подп. «а» п. 41, если увечье получено гражданином при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), то военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой «военная травма». Если же заболевание получено в результате радиационного воздействия при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, то в силу подп. «г» п. 41 причинная связь устанавливается с формулировкой «заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС».
Формулировки причин инвалидности, которые применяются федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (МСЭ), содержатся в Разъяснении Минтруда России от 15.04.03 № 17.
Из пункта 7 вышеназванного Разъяснения следует: если инвалидность военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в т. ч. в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы, причина инвалидности определяется с формулировкой «военная травма».
Причинная связь заболевания и инвалидности с аварией на ЧАЭС определяется федеральными государственными учреждениями МСЭ в соответствии со ст. 24 Закона от 15.05.91 № 1244–1 и пп. 9–12 Разъяснения от 15.04.03 № 17 с иными формулировками, например: «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС».
Таким образом, действующим законодательством формулировки причин инвалидности разграничены в зависимости от основания, с которым связано повреждение здоровья.
Поскольку меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, в силу п. 3 ст. 14 Закона о ветеранах распространяются на граждан, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), т. е. при наличии формулировки инвалидности «военная травма», то на граждан, инвалидность которых обусловлена катастрофой на ЧАЭС, данные льготы не распространяются.
В пункте 16 Постановления от 14.12.00 № 35 обращено внимание на то, что при отсутствии спора о праве на получение назначенных сумм возмещения вреда суд вправе проиндексировать эти суммы на индексы роста потребительских цен, предоставляемые органами статистики. Задержка выплаты сумм возмещения вреда причиняет пострадавшему имущественный вред, поскольку в результате инфляции покупательная способность назначенных, но невыплаченных сумм снижается. В этой связи механизм индексации применительно к росту потребительских цен следует рассматривать как способ восстановления покупательной способности денежных средств, своевременно не выплаченных получателю.
Распространение норм Закона на пострадавших при других авариях
Пункт 17.1 Постановления от 14.12.00 № 35 (в ред. Постановления от 11.05.07 № 23) посвящен вопросам применения судами норм Закона от 15.05.91 № 1244–1 в отношении граждан, пострадавших вследствие радиационного воздействия, не связанного с чернобыльской катастрофой.
В связи с тем, что нормы Закона от 15.05.91 № 1244–1 на эти категории граждан были распространены постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 № 2123–1 в определенном объеме, а впоследствии в сам Закон от 15.05.91 № 1244–1 были внесены изменения, существенно расширившие круг предоставляемых чернобыльцам льгот и компенсаций, в практике судов возник следующий вопрос.
В каком объеме действующая редакция Закона от 15.05.91 № 1244–1 распространяется на категории граждан, пострадавших вследствие иного радиационного воздействия?
С учетом правовых позиций, высказанных в определении Конституционного Суда РФ от 07.10.05 № 385-О, в Постановлении от 14.12.00 № 35 (п. 17.1) дается следующее разъяснение. Закон от 15.05.91 № 1244–1 к указанным категориям граждан применяется в полном объеме, а ранее вынесенные судами решения об отказе в удовлетворении требований граждан, пострадавших вследствие радиационного воздействия, не связанного с катастрофой на Чернобыльской АЭС, о предоставлении им льгот и компенсаций, предусмотренных Законом от 15.05.91 № 1244–1, подлежат пересмотру и при истечении сроков на обжалование в суд надзорной инстанции применительно к порядку, установленному гл. 42 ГПК РФ.
Такое разъяснение позволит упростить и ускорить пересмотр многих судебных решений, которыми гражданам было отказано в реализации их прав.