Коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как известно, согласно Уголовному кодексу, понятие взятки относится исключительно к должностным лицам- чиновникам, представителям государственных служб, руководителям предприятий государственной формы собственности. Однако коррупционные преступления встречаются не только в государственной сфере – не редкость они и в деятельности частных компаний. Для таких деяний предусмотрена отдельная статья – коммерческий подкуп. Согласно определению, данное преступление относится к экономическим и представляет собой получение неправомерной выгоды руководителем или занимающим определенную должность лицом в коммерческой структуре в обмен на оговоренные ранее действия или бездействие. Неправомерная выгода может заключаться как в денежных средствах, так и других активах или услугах (ценные бумаги, недвижимость, торговые преференции, отдых, медицинские услуги и т.д.). По сути, речь идет о взятке, только в коммерческих компаниях.

Понятие коммерческого подкупа

Особенности доказывания по делам о коммерческом подкупе

Нормы ст. 73 УПК гласят, что суду для вынесения обвинительного приговора должны быть объяснены и подтверждены доказательствами такие обстоятельства, как:

  • событие преступления или сам факт его совершения;
  • виновность лица, причем в случае коммерческого подкупа должна быть доказана вина в форме умысла;
  • мотивы;
  • размер ущерба, причиненного преступлением.

Применительно к коммерческому подкупу в обвинительном заключении, предоставляемом в суд, необходимо указать:

  • факт незаконной передачи денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконного оказания услуг имущественного характера, любое реальное поступление имущества в распоряжение должностного лица;
  • факт, что передача была обусловлена совершением определенных действий или отказом от них, причинно-следственную связь между передачей имущества и поступком;
  • всех лиц, которые участвовали в преступлении или способствовал его совершению;
  • обстоятельства, определяющие степень ответственности всех участников коррупционной сделки.

какова минимальная сумма коммерческого подкупаКоммерческий подкуп: состав преступления — таблица

Как и любая другая норма Особенной части УК, ст. 204 позволяет выделить объективную и субъективную стороны преступления, определить его объект и субъект. Анализ этих элементов дает возможность выделить основные отличия от иных сходных составов и правильно квалифицировать действия субъекта.

Объект преступления

Интересы службы в коммерческих и иных организациях

Предмет преступления

· деньги;

· ценные бумаги;

· иное имущество

Объективная сторона

· незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации денег и иного имущества, а также оказание услуг за совершение определенных действий в интересах дающего или иного лица;

· незаконное получение денег и иного имущества за совершение действий в интересах дающего или иного лица.

Субъективная сторона

Вина в форме прямого умысла

Субъект преступления

· общий – любое лицо, достигшее 16 лет;

· специальный – лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, достигшее 16 лет.

Другой комментарий к Ст. 204 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. В комментируемой статье объединены два самостоятельных состава преступления: дача коммерческого подкупа (ч. ч. 1 — 2) и получение коммерческого подкупа (ч. ч. 3 — 4). Признаки обоих составов преступлений имеют много общего с составами получения и дачи взятки (ст. ст. 290 и 291 УК РФ).

2. Предмет коммерческого подкупа определен в законе как деньги, ценные бумаги, иное имущество или имущественные права и услуги имущественного характера и в целом совпадает с понятием взятки в ст. 290 УК РФ.

3. Объективная сторона дачи предмета коммерческого подкупа заключается в незаконной передаче предмета подкупа за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым лицом служебным положением.

Действие (бездействие), за совершение которого дается предмет подкупа, должно: а) совершаться в интересах дающего и б) быть связано с занимаемым лицом служебным положением. Действие (бездействие) в интересах дающего следует трактовать широко, включая в это понятие не только конкретно обусловленные как законное, так и незаконное действие (бездействие), но и общее покровительство или попустительство по службе. Действие (бездействие) также должно быть связано с кругом прав и обязанностей, которыми наделен подкупаемый субъект.

Момент передачи предмета подкупа — до или после совершения действия (бездействия) — не имеет значения, однако при передаче предмета подкупа после совершения действия (бездействия) требуется доказать предварительно состоявшуюся договоренность о передаче (получении) предмета подкупа.

4. Объективная сторона получения предмета коммерческого подкупа заключается в незаконном получении предмета подкупа за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым лицом служебным положением.

5. Передача и получение имущественных благ для образования коммерческого подкупа должны быть незаконными, т.е. являться не предусмотренными законодательством или трудовым договором либо не относиться к разновидности представительских расходов (подарков).

6. Дача и получение предмета коммерческого подкупа считаются оконченными с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей.

7. Примечание к статье предусматривает специальное основание освобождения от уголовной ответственности лица, передавшего предмет коммерческого подкупа, если оно активно способствовало раскрытию или расследованию преступления и одновременно альтернативно в отношении его имело место вымогательство либо если оно добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Обращение к адвокату подкуподателя

Обращение к адвокату происходит обычно после проведения гласных мероприятий, когда уже изъяты вещественные доказательства и опрошены сотрудники коммерческой организации.

Если к нам обращается подкуподатель, то в зависимости от его позиции мы либо соглашаемся с предложением правоохранительных органов, либо занимаем активную позицию защиты. В первом случае история обычно заканчивается прекращением уголовного преследования в связи с примечанием по ст. 204 УК РФ, а во втором все зависит от тактики защиты, которая бывает разной. Один из успешных примеров такой защиты был и в нашей практике тоже.

Сотрудник заказчика и сотрудник поставщика проверялись правоохранителями на предмет совершения коммерческого подкупа. Оперуполномоченные одного из транспортных отделов выявили банковский перевод от сотрудника поставщика к сотруднику заказчика в размере 50 000 рублей. Сотруднику поставщика были предъявлены заключенные договора, платежные поручения, а также сведения о выполненном переводе на вышеуказанную сумму. Заказчик пояснил, что этот перевод никак не связан с коммерческими взаимоотношениями между организациями, а является займом, так как между сотрудниками за время работы сложились дружеские отношения. Сотрудника поставщика несколько раз вызывали для дачи объяснений, изымали телефон, приходили с осмотрами и пытались парализовать его деятельность, но, не получив нужные для возбуждения уголовного дела пояснения и устав от жалоб защиты в прокуратуру и Следственный комитет, в конечном счете вынесли постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Квалифицирующие признаки коммерческого подкупа

В ч. 3 ст. 204 УК РФ предусмотрены два квалифицирующих признака преступления:

1) совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

2) за заведомо незаконные действия (бездействие);

3) в крупном размере.

Объективная сторона получения предмета коммерческого подкупа (ч. 6 ст. 204 УК РФ) также характеризуется альтернативными деяниями:

1) незаконным получением предмета коммерческого подкупа лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением;

2) незаконным пользованием этим же лицом услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым субъектом преступления служебным положением.

По конструкции данный состав преступления формальный.

С субъективной стороны получение предмета коммерческого подкупа характеризуется только прямым умыслом.

Субъект получения предмета коммерческого подкупа специальный, т.е. лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

В ч. 7 ст. 204 УК РФ содержатся следующие квалифицирующие признаки:

1) совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Предмет коммерческого подкупа надлежит считать полученным по предварительному сговору группой лиц, если в преступлении участвовали два и более должностных лица или два и более лица, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления с использованием своего служебного положения. При этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из этих лиц.

Читайте также:  Социальная программа «Земский учитель»

В соответствии со ст. 35 УК РФ организованная группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и руководителя. Исходя из этого, в организованную группу могут входить лица, не являющиеся должностными или не выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений. При наличии к тому оснований они несут ответственность согласно ч. 4 ст. 34 УК РФ как организаторы, подстрекатели либо пособники преступлений, предусмотренных ст. 204 УК РФ. В таких случаях преступление признается оконченным с момента принятия незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе хотя бы одним из лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации;

2) сопряженное с вымогательством предмета подкупа.

Вымогательство означает требование лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества при коммерческом подкупе под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить его в такие условия, при которых он вынужден совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.

3) совершены за незаконные действия (бездействие);

4) совершены в крупном размере.

Первым квалифицирующим признаком выступает совершение деяния предварительно сговорившимися лицами. Как указывают эксперты, при его рассмотрении необходимо обратить внимание на то, что в числе этих субъектов могут быть и граждане, не исполняющие управленческих функций. Аналогичный состав может быть и у организованной группы. Как указывается в пленарном Постановлении ВС от 2000 г., при наличии оснований такие лица могут привлекаться к ответственности как пособники, подстрекатели и организаторы. В таких ситуациях деяние будет считаться законченным в момент принятия вознаграждения хотя бы одним гражданином, реализующим управленческие функции.

Гражданин, реализующий управленческие функции, предложивший подчиненному по службе для совершения желаемого бездействия/действия в интересах компании передать должностному лицу незаконное вознаграждение, будет отвечать как исполнитель преступления, предусмотренного 291 статьей. При этом сотрудник, выполнивший соответствующее поручение, будет наказан как соучастник. В отношении гражданина, реализующего управленческие функции в организации, предложившего подчиненному по службе для совершения желаемого бездействия/действия в интересах предприятия передать субъекту, исполняющему аналогичные задачи в другой фирме, ценные бумаги, деньги, прочее имущество, будет действовать статья 204 УК РФ. Практика применения нормы свидетельствует о том, что сотрудник, выполнивший поручение, будет отвечать как соучастник. Лицо, предложившее подкуп, соответственно, является исполнителем. В рассматриваемой норме упоминается о заведомо незаконных действиях. В их качестве выступают такие поведенческие акты, которые нарушают нормы или прямо запрещены законом. Указание на заведомость означает знание субъектом недопустимости поведения. В примечании к рассматриваемой норме предусмотрена возможность снятия с субъекта обвинения в преступлении. Она реализуется, если гражданин оказывает активное содействие в расследовании либо раскрытии деяния. В частности предполагаются такие действия, которыми лицо помогает установить всех граждан, причастных к преступлению, объективно и полно выявить обстоятельства события. К примеру, это может быть указание на участников посягательства, правдивые показания и так далее. подкуп статья 204 УК РФ.

Снятие ответственности с лица допускается, если гражданин, реализующий управленческие функции в негосударственной или иной организации, требовал предоставить ему незаконное вознаграждение (ценные бумаги, деньги, прочее имущество) при подкупе. Вымогательство, как правило, сопровождается угрозами совершения действий, способных нанести ущерб интересам лица или создать такие условия, при которых он будет вынужден пойти на неправомерный поступок для предотвращения вероятных последствий.

Освобождение от ответственности по рассматриваемой норме допускается в том случае, если субъект по собственной воле уведомит орган, уполномоченный на возбуждение уголовного производства, о преступлении. Данная возможность реализуется при некоторых условиях. В первую очередь, сообщение должно быть добровольным. Это значит, что лицо самостоятельно должно решить вопрос о необходимости уведомления уполномоченного органа. Во-вторых, сообщение должно быть получено правоохранительными структурами до того, как им станет известно о преступлении из других источников. Мотивы, по которым гражданин уведомляет уполномоченные органы, значения не имеют.

Следует особо обратить внимание на то, что освобождение от ответственности допускается, если сообщение передано именно в конкретный орган, наделенный правом возбуждать уголовное производство, а не в любую госструктуру. Разумеется, в действиях субъекта, сообщающего о деянии, не должно быть признаков иных преступлений.

Проблемы квалификации коммерческого подкупа

По многим выявленным фактам коммерческого подкупа часто принимаются решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо выносятся постановления о прекращении уголовного дела. Т. к. одним из непреодолимых оснований, исключающих наличие состава преступления, является то, что подозреваемый, принимая деньги за оказанные услуги, не имеет умысла на корысть, т.к. использует их не для себя лично, а для нужд предприятия, в котором работает (либо которым руководит). При этом в обязательном порядке в оправдание своей невиновности он всегда предъявит сотрудникам органов полиции соответствующие платежные документы — товарные и кассовые чеки и другие документы на приобретение товаров в различных торгующих организациях.

Для коммерческого подкупа характерно следующее:

многоэпизодность преступных действий подозреваемого (от двух до нескольких десятков эпизодов). Об этом свидетельствует небольшое количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности по сравнению с общим количеством, регистрируемых преступлений;

в процессе доследственной проверки возникает необходимость собрать (изъять) большое количество документов, что не всегда удается.

Причинами тому служат – необходимость наличия у следователей специальных познаний в области экономики и гражданского права. Для квалификации преступления по данной статье необходимо изучить структуру и общие условия деятельности организации, где работает лицо, подозреваемое в совершении преступления, функциональные и должностные обязанности данного лица, определить подлинность документов, подтверждающих его противоправные действия.

Так статья 264 Налогового кодекса РФ в ч. 1 к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относит расходы налогоплательщика, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества. Не обладающий специальными познаниями следователь легко может расценить это как подкуп. Тогда как закон определяет их, как представительские расходы. Не многие сотрудники смогут в этом ориентироваться.

Кроме того, при проведении оперативно-розыскных мероприятий сотрудники часто фиксируют преступные действия подозреваемых с нарушением требований законодательства. Так, оперативный эксперимент не проводится при совершении преступления небольшой тяжести, а при его проведении и нарушении данного требования, уголовные дела, возбужденные по материалам проверки, проведенной ненадлежащим образом или не в полном объеме, прекращаются.

Зачастую следователи при возбуждении уголовного дела по ст. 204 УК РФ ошибочно требуют заявление или согласие руководителя коммерческой или иной организации, в котором работает подозреваемый, на возбуждение уголовного дела. При этом следствие не учитывает, что в соответствии со ст. 23 УПК РФ такого заявления не требуется, если вред причинен:

а) интересам других организаций;

б) интересам граждан;

в) интересам общества;

г) интересам государства. Интересы государства затрагиваются и тогда, когда доля акций коммерческой организации принадлежит государству. Подобные познания предположить у следователей трудно.

Для судебной практики осуждения по ст. 204 УК РФ характерно то, что судьи при вынесении приговора действуют по следующему стереотипу:

назначают более мягкое наказание, а, определив наказание в виде лишения свободы, назначают минимальный срок и, как правило, с применением ст. 73 УК РФ «Условное осуждение»;

не назначают (в качестве основного или дополнительного) такой вид наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ).

Необходимо отметить, что данный состав преступления является одним из самых латентных, что позволяет с полной уверенностью сказать, что ни один официальный источник не отражает реальное состояние преступности в данной сфере. Разглашение факта совершения коммерческого подкупа в форме заявления в правоохранительные органы, зачастую не выгодно самим собственникам коммерческих или иных организаций, поскольку инвестиционная привлекательность такой организации резко ухудшается.

Во многом такое положение дел объясняется несовершенством и определенными пробелами в уголовно-процессуальном законодательстве. В частности, в рамках ст. 23 УПК РФ «Привлечение к уголовному преследованию по заявлению коммерческой или иной организации», где уголовное дело возбуждается по заявлению руководителя организации, либо с его согласия.

При возникновении такой ситуации собственники и руководители коммерческих и некоммерческих организаций просто не идут на контакт с правоохранительными органами. Материал проверки по факту совершения коммерческого подкупа, либо иного злоупотребления со стороны лица, выполняющего административные функции в коммерческих или иных организациях, приобретает форму материала об отказе в возбуждении уголовного дела. В данном случае необходимо согласиться с мнением Левченко П.И. и признать, что данная уголовно-правовая несправедливость требует устранения путем внесения изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

Читайте также:  4 риска потерять деньги при заключении сделки с недвижимостью

В июле 2016 года в главу 23 УК РФ были внесены значительные изменения, расширяющие круг общественно опасных деяний, которые могут быть признаны преступными. В частности, были добавлены ст. 204.1, 204.2 УК РФ, предусматривающие ответственность за посредничество в коммерческом подкупе и мелкий коммерческий подкуп. Введение ст. 204.1 УК РФ, так же, как и другие нововведения июля 2016 года, вызвало широкое обсуждение со стороны ученых-юристов. Действительно, данная статья имеет множество недостатков.

К наиболее важным можно отнести:

• Чрезмерно широкое описание посреднических действий, которые не могут раскрыть сути посредничества.

•Более строгая наказуемость обещания или предложения посредничества (ч. 4 ст. 204.1 УК), чем самого посредничества без квалифицирующих признаков.

Хотелось бы несколько подробнее остановиться на последнем недостатке, предусматривающем ответственность за обещание или предложение в посредничестве наказание в виде лишения свободы до 4 лет, в то время как ч. 1 ст. 204.1 (основной состав преступления посредничества) предусматривает наказание в виде лишения свободы до 2 лет. Таким образом, законодатель официально закрепляет более жесткую ответственность за обещание или предложение совершения преступного деяния, нежели чем за непосредственное его совершение.

Составляющие коммерческого подкупа

  • Предмет – материальные ценности (как наличные деньги, так и денежные средства в безналичном обороте; любое движимое или недвижимое имущество; ценные бумаги всех типов). Предметом рассматриваемого уголовного преступления могут также выступать услуги имущественного характера.
  • Вышеуказанные ценности передаются работникам коммерческих или иных организаций (при условии, что эти работники отвечают за выполнение управленческих функций).
  • Передача ценностей, равно как и оказание услуг, совершается в обмен на действие или бездействие, напрямую связанное с занятием определенного служебного положения.
  • Действия «дающего и берущего» взаимообусловлены.

В теории уголовного права состав коммерческого подкупа считается формальным. Преступление окончено с фиксированного момента передачи незаконного вознаграждения – пусть даже не полностью, а частично. Для признания этого преступления оконченным совершение конкретного действия (бездействия) лицом, ответственным за выполнение управленческих функций в коммерческой или другой организации, не требуется.

Примеры употребления в «Секрете»

«Следователи могут блефовать. Один предприниматель участвовал в допросе по статье “Коммерческий подкуп”. Следователь рассматривал при нём фотографии, якобы фиксирующие передачу взятки. Допрашиваемый видел их только с оборотной стороны, но решил, что они доказывают его вину, и сознался».

(Управляющий партнёр Александр Селютин — о том, как следователи давят на допросах.)

«Денег не растрачивал, бюджетными средствами не распоряжался, никаких денежных средств в качестве коммерческого подкупа не получал. Я отдал этому проекту девять лет жизни и никогда не ставил свои интересы выше интересов дела».

Чем отличается взятка от подкупа

Рассмотрим основные характеристики взяток:

  • Деньги передаются государственному чиновнику.
  • Этот сотрудник имеет право предоставлять льготы данному лицу.
  • Взаимная выгода, о которой стороны договариваются заранее.

Рассмотрим основные характеристики коммерческого подкупа:

  • Денежные средства передаются представителю управленческой структуры коммерческой организации.
  • Взаимная выгода обнаруживается на уровне деловой активности.
  • Обе стороны несут ответственность за взяточничество.

Предмет коммерческого подкупа

Способы незаконного вознаграждения, характерные для коммерческого подкупа, могут быть различными, часто это те же формы, что и при обычном взяточничестве:

  • дача денег (рублей или валюты);
  • передача в собственность ценных бумаг;
  • передача имущественных активов (автомобиля, недвижимости, ювелирных изделий, других ценных вещей);
  • предоставление услуг по несоответсвующим (заниженным) ценам;
  • возмещение личных затрат предпринимателя или лица, представляющего организацию;
  • предоставление ему различных имущественных услуг;
  • списание кредита;
  • погашение займа, взятого получателем мзды;
  • отзыв судового иска;
  • «откаты»;
  • дарение или продажа по неправомерно низким ценам сырья, оборудования, других активов;
  • завышенная сума гонораров представителям другой стороны и др.

Предмет коммерческого подкупа

Способы незаконного вознаграждения, характерные для коммерческого подкупа, могут быть различными, часто это те же формы, что и при обычном взяточничестве:

  • дача денег (рублей или валюты);
  • передача в собственность ценных бумаг;
  • передача имущественных активов (автомобиля, недвижимости, ювелирных изделий, других ценных вещей);
  • предоставление услуг по несоответсвующим (заниженным) ценам;
  • возмещение личных затрат предпринимателя или лица, представляющего организацию;
  • предоставление ему различных имущественных услуг;
  • списание кредита;
  • погашение займа, взятого получателем мзды;
  • отзыв судового иска;
  • «откаты»;
  • дарение или продажа по неправомерно низким ценам сырья, оборудования, других активов;
  • завышенная сума гонораров представителям другой стороны и др.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С точки зрения закона, предметом коммерческого подкупа не может являться вещь, не имеющая имущественной оценки, представляющая лишь субъективную ценность для дающей или берущей стороны, например, личное письмо, фото и т.п.

Как доказать коммерческий подкуп

Коммерческий подкуп – должностное преступление низкой или высокой степени тяжести, раскрыть и доказать его достаточно сложно. Кроме проверок, есть лишь один вариант информирования уполномоченных органов об этом правонарушении: если некое юрлицо пытается вымогать неправомерное вознаграждение с гражданина или представителя другой организации за свои услуги или бездействие. Согласиться с этими требованиями – значит стать соучастником коммерческого подкупа. Но можно и обратиться в правоохранительные органы, для этого необходима следующая доказательная база:

  • аудио или видеозапись беседы, где озвучиваются незаконные требования мзды (в ней должны обязательно прозвучать цель и условия выплаты, а также размер вознаграждения);
  • документальное подтверждение событий, касающихся подкупа (например, копию договора, относительно которого вымогался «откат»).

К СВЕДЕНИЮ! В записи вымогательства ни в коем случае не должна присутствовать инициатива «дающей» стороны, иначе при рассмотрении дела это может быть сочтено провокацией.

После написания заявления осуществляется сотрудничество заявляющей стороны с правоохранителями: под их руководством необходимо передать фигуранту требуемый подкуп, тогда преступление будет зафиксировано.

Комментарий к ст. 204.1 УК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает ответственность за посредничество в коммерческом подкупе. Объективная сторона этого деяния заключается в непосредственной передаче предмета коммерческого подкупа (незаконного вознаграждения) по поручению лица, передающего предмет коммерческого подкупа, или лица, получающего предмет коммерческого подкупа, либо в ином способствовании этим лицам в достижении или реализации соглашения между ними о передаче и получении предмета коммерческого подкупа в значительном размере. Таким образом, посредник может выступать как на стороне лица, дающего предмет подкупа, так и на стороне лица, его получающего, при ином содействии в коммерческом подкупе (о понятии предмета подкупа см. комментарий к ст. 204).

Для наличия состава преступления, предусмотренного комментируемой статьей, необходимо, чтобы стоимость предмета подкупа была не менее 25 тыс. руб. (значительный размер). Если же стоимость предмета подкупа менее 25 тыс. руб., то деяние следует квалифицировать как пособничество в передаче коммерческого подкупа или его получении.

При отграничении непосредственной передачи предмета подкупа по поручению лица, осуществляющего подкуп (посредничество в коммерческом подкупе), от дачи подкупа лицу, выполняющему управленческие функции, за действия (бездействие) по службе в пользу лица, дающего предмет подкупа, или представляемого им физического либо юридического лица, следует исходить из того, что посредник передает предмет подкупа, действуя от имени и за счет имущества лица, дающего подкуп. В отличие от посредника лицо, осуществляющее подкуп, использует в качестве предмета подкупа принадлежащее ему имущество или имущественное право или оказывает услугу имущественного характера за счет собственных средств или средств, которыми он владеет.

Иное способствование подкупаемому или подкупающему в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче предмета подкупа может заключаться в разнообразных действиях. В частности, к числу таких действий могут быть отнесены: передача предложения о даче (получении) подкупа за оказание услуги, ведение переговоров по поручению лица, выполняющего управленческие функции или дающего предмет подкупа, подыскание соответствующего лица, выполняющего управленческие функции, склонение его к оказанию содействия подкупающему и другие действия. В характеристике таких действий главное заключается в их направленности на способствование в осуществлении коммерческого подкупа или в достижении соглашения между соответствующими субъектами.

Состав преступления является формальным. Посредничество в коммерческом подкупе является оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ценностей (при передаче) или совершении указанных выше действий (при ином способствовании в коммерческом подкупе).

В случаях, когда лицо, выполняющее управленческие функции, отказалось принять предмет подкупа, действия посредника следует расценивать как покушение на совершение преступления. Такая же правовая оценка должна быть дана и действиям посредника, если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от его воли.

Читайте также:  Доля в квартире: как долю в квартире превратить в свою отдельную комнату?

Принятие предмета подкупа субъектом данного преступления для последующей его передачи должностному лицу еще не образует оконченного состава посредничества во взяточничестве и в случае задержания лица, не успевшего передать взятку адресату, квалифицируется как покушение на посредничество в коммерческом подкупе (взяточничестве) (ч. 3 ст. 30 и соответствующая часть ст. 204.1 УК РФ).

2. От посредничества в коммерческом подкупе следует отличать так называемое мнимое посредничество, когда лицо получает от кого-либо материальные ценности якобы для передачи лицу, выполняющему управленческие функции, в качестве предмета подкупа и, не намереваясь этого делать, присваивает их себе. Содеянное в таких случаях следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца материальных ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу коммерческого подкупа (ч. 3 ст. 30 и соответствующая часть ст. 204.1 УК РФ). Если же такой мнимый посредник еще и склоняет лицо к даче подкупа, порождая в нем умысел к совершению преступления, содеянное дополнительно квалифицируется как подстрекательство к покушению на дачу коммерческого подкупа (ч. 4 ст. 33, ч. 3 ст. 30 и ст. 204.1 УК РФ). При этом не имеет значения, называлось ли конкретное лицо, выполняющее управленческие функции, которому предполагалось передать предмет подкупа.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что передает предмет подкупа лицу, выполняющему управленческие функции, или иным образом способствует осуществлению коммерческого подкупа и желает совершить указанные действия.

4. Субъект преступления общий — физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

5. Часть 2 комментируемой статьи содержит квалифицированный состав преступления — посредничества в коммерческом подкупе, совершенного:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) за заведомо незаконные действия (бездействие);

в) в крупном размере (о данных квалифицирующих признаках см. комментарий к ст. 204).

6. В ч. 3 комментируемой статьи предусмотрен такой квалифицирующий признак, как особо крупный размер (свыше 1 млн руб. — п. 1 примеч. к ст. 204 УК РФ).

7. В ч. 4 комментируемой статьи предусмотрен самостоятельный состав преступления — обещание или предложение посредничества в коммерческом подкупе.

Обещание посредничества означает выражение согласия лица осуществить в будущем все действия, образующие объективную сторону посредничества, или часть из них. Обещание, как правило, имеет место при обращении к посреднику взяткодателя или взяткополучателя, когда инициатива исходит от них.

Предложение посредничества в коммерческом подкупе означает инициативные действия со стороны посредника, раскрывающего свои возможности договориться с соответствующими лицами о совершении необходимых действий (бездействия) в интересах дающего предмет подкупа или интересах представляемых им лиц.

И обещание, и предложение посредничества в коммерческом подкупе относятся к формальным составам и являются оконченными с момента совершения лицом действий (бездействия), направленных на доведение до сведения взяткодателя и (или) взяткополучателя информации о своем намерении стать посредником в подкупе.

По смыслу закона, если лицо, обещавшее либо предложившее посредничество в коммерческом подкупе, впоследствии совершило преступление, предусмотренное ч. 1 — 3 ст. 204.1 УК РФ, содеянное им квалифицируется по соответствующей части этой статьи как посредничество в коммерческом подкупе без совокупности с ч. 4 ст. 204.1 УК РФ.

В случае когда лицо, обещавшее либо предложившее посредничество в коммерческом подкупе, заведомо не намеревалось передавать ценности в качестве подкупа лицу, выполняющему управленческие функции, либо посреднику, и, получив указанные ценности, обратило их в свою пользу, содеянное следует квалифицировать как мошенничество без совокупности с преступлением, предусмотренным ч. 4 ст. 204.1 УК РФ.

8. Примечание к комментируемой статье содержит специальное условие об освобождении от уголовной ответственности лица, являющегося посредником в коммерческом подкупе. Оно освобождается от уголовной ответственности, если активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.

Условия освобождения от уголовной ответственности посредника в коммерческом подкупе аналогичны условиям освобождения лица, совершившего дачу подкупа (см. комментарий к ст. 204).

Стратегия защиты по ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп)

Преступление, предусмотренное частью 1 статьи 204 УК РФ, заключается в передаче денег, иного имущества или выгод имущественного характера лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой организации, за совершение действий (бездействие) в пользу дающего, если такие действия или бездействие входят в служебные полномочия лица. Соответственно, ответственность предусмотрена и за получение коммерческого подкупа лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации. «Коммерческий подкуп» является аналогом взятки, но только когда речь идет о подкупе не государственного чиновника, а управленца в сфере бизнеса. При этом, как и любое преступление, само по себе получение вознаграждения управленцем, не является преступлением, если не влечет какого-либо вреда гражданам, организациям, интересам государства или общества. Каковы примеры коммерческого подкупа? Поставщик передает вознаграждение коммерческому директору предприятия, чтобы тот подписал контракт о поставке продукции по цене, не выгодной предприятию. Вред в этом случае причиняется предприятию, поскольку в противном случае, без подкупа, предприятие заключило бы контpакт по более выгодной цене.

Особенностью возбуждения уголовных дел по ст.

204 УК РФ является то, что если деяние не причинило вреда интересам других граждан, организаций, общества, государства, помимо организации, в которой работает лицо, получившее подкуп, то уголовное дело может быть возбуждено лишь по заявлению руководителя либо учредителя организации, в которой работает лицо, получившее коммерческий подкуп.

Почему предусмотрено наказание за данное деяние? Коммерческий подкуп несет опасность, поскольку сговор в результате подкупа направлен на нарушение нормального течения рыночных отношений, подрыв законной управленческой деятельности коммерческих организаций, препятствует соблюдению законов и правовых обязанностей лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих организациях. Особенностью общественной опасности преступления является противоправный способ воздействия на управленческие процессы при принятии решений и осуществлении лицом своих служебных полномочий.

Состав преступления, предусмотренного ст. 204 УК РФ, достаточно сложен для понимания, и не каждый юрист способен дать квалифицированную консультацию относительно возможности освобождения лица от наказания, наличия в деянии состава преступления, законности возбуждения уголовного дела по факту получения коммерческого подкупа.

Зачастую ошибочно полагают о совершении лицом, получившим вознаграждение, коммерческого подкупа и следователи.

Факты коммерческого подкупа полиция выявляет, как правило, в ходе проведения оперативных мероприятий, задерживая участников получения и передачи подкупа с поличным, предмет подкупа – деньги и иное имущество — сразу же изымаются, а подозреваемый доставляется к оперативникам или к следователю для проведения следственных действий.

Поскольку факт передачи имущества зафиксирован с участием понятых, с использованием видеозаписи, то у задержанного возникает чувство того, что он действительно совершил (получил) коммерческий подкуп и сопротивление бесполезно (ведь деньги то получил).

В это же время, не вдаваясь в детали – за что именно получено вознаграждение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, оперативники начинают убеждать задержанного в том, что его деяние образует состав преступления, и лучше во всем признаться, иначе задержанный отправится на два месяца в СИЗО.

Задержанный пишет явку с повинной, дает правдивые показания, ключевой фразой которых является то, что он признает факт получения коммерческого подкупа. При этом соглашается на услуги защитника по назначению, не заботясь о поиске грамотного юриста, специализирующегося на защиты по делам об экономических преступлениях. В последующем же другой адвокат – специалист по делам о коммерческом подкупе-устанавливает, что вред деянием не причинен, уголовное дело незаконно возбуждено без заявления руководителя организации, либо, вообще лицо, которое получило подкуп, не является выполняющим управленческие функции в организации.

Поэтому, в случае, если Вас задержали подозрению в коммерческом подкупе, первым делом наймите опытного адвоката по ст. 204 УК РФ, расскажите этому юристу все обстоятельства, предшествующие задержанию, получите консультацию и только после беседы с защитником принимайте решение – давать или не давать показания.

  • Только хороший адвокат по уголовным делам об экономических преступлениях сможет разработать план защиты от обвинения по ст. 204 УК РФ, который приведет к:
  • — прекращению уголовного дела по ст. 204 УК РФ
  • — вынесению оправдательного приговора по ст. 204 УК РФ
  • — освобождению от наказания по ст. 204 УК РФ
  • — получению минимального наказания по ст. 204 УК РФ
  • — переквалификации обвинения со статьи 204 УК РФ на статью о менее тяжком преступлении.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...