Морфологический разбор слова в начальных классах

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Морфологический разбор слова в начальных классах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Важно помнить, что непостоянные признаки у прилагательного определяются по слову, которому оно подчиняется. Также следует учитывать, что род у глаголов можно определить только в прошедшем времени единственного числа, а лицо — в настоящем и будущем времени.

Морфологический разбор глагола

  1. инфинитив (начальная форма);
  2. возвратный или невозвратный;
  3. переходный или непереходный;
  4. вид;
  5. спряжение;
  6. наклонение;
  7. время (для изъявительного наклонения);
  8. лицо (для настоящего, будущего времени и повелительного наклонения);
  9. род (для прошедшего времени и условного наклонения в единственном числе);
  10. число;
  11. роль в предложении.

Глагол (образец разбора):
Текст: Сказали правду, не побоявшись осуждения.
Сказали – глагол, начальная форма – сказать, невозвратный, непереходный, совершенного вида, 1-го спряжения, в изъявительном наклонении, прошедшем времени, множественном числе, является сказуемым.

Причастие (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род);
  2. инфинитив;
  3. вид;
  4. время;
  5. возвратное или невозвратное (для действительного);
  6. переходное или непереходное (для действительного);
  7. полное или краткое (для страдательного);
  8. род (для единственного числа);
  9. падеж;
  10. число;
  11. роль в предложении.

Причастие (образец разбора):
Текст: Гляжу на опадающую листву и грущу.
Опадающую – причастие, начальная форма – опадающий, от глагола опадать, несовершенного вида, настоящего времени, невозвратное, непереходное, в женском роде, винительном падеже, единственном числе, согласованное определение.

Деепричастие (порядок разбора):

  1. глагол, от которого образовано;
  2. вид;
  3. возвратное или невозвратное;
  4. переходное или непереходное;
  5. роль в предложении.

Деепричастие (образец разбора):

Текст: Уезжая за границу, ты грустишь о доме.
Уезжая – деепричастие, от глагола «уезжать», несовершенного вида, невозвратное, непереходное, обстоятельство образа действия.

Наречие (порядок разбора):

  1. разряд по значению (определительное или обстоятельственное);
  2. степень сравнения (если есть).

Наречие (образец разбора):
Текст: Солнце взошло выше, и тучи рассеялись.
Выше – наречие, обстоятельственное места, является обстоятельством места, сравнительная степень.

Примеры и комментарии

От топота копыт пыль по полю летит.(Чистоговорка)

Примеры разбора существительных: (от) топота, копыт, пыль, (по) полю

1) Существительное, начальная форма – топот;2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, м.р., 2 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., Р.п.;

3) летит (от чего?) от топота

1) Существительное, начальная форма – копыто;2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ср.р., 2 скл.; непостоянные признаки: мн.ч., Р.п.;

3) от топота (чего?) копыт

1) Существительное, начальная форма – пыль;2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ж.р., 3 скл.; непостоянные признаки.: ед.ч., И.п.;

1) Существительное, начальная форма – поле;2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённая, ср.р., 2 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., Д.п.;

  • 3) летит (где?) по полю
  • Прилагательное

Яркие будни лучше серых праздников.

Примеры разбора прилагательных: яркие, лучше, серых

1) Прилагательное, начальная форма – яркий;2) постоянные признаки: качественное; непостоянные признаки: положительная степень сравнения, полное, мн.ч., И.п.;

  1. 3) будни (какие?) яркие
  2. 1) Прилагательное, начальная форма – хороший;2) постоянные признаки: качественное; непостоянные признаки: сравнительная степень сравнения;
  3. 3) будни (каковы?) лучше

Морфологический разбор глагола

План

1. Часть речи. Общее грамматическое значение. Вопрос

2. Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:

А) Постоянные морфологические признаки:

– вид (совершенный, несовершенный);

– возвратность/невозвратность;

– переходность/непереходность;

– спряжение;

Б) Непостоянные морфологические признаки:

– наклонение;

– время (в изъявительном наклонении);

– число;

– род;

– лицо;

3. Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в представленном предложении).

1. Часть речи. Общее грамматическое значение. Вопрос;

2. Начальная форма (единственное число, мужской род, именительный падеж). Морфологические признаки:

А) Постоянные морфологические признаки (от глагола):

– разряд причастия (действительное или страдательное);

– вид (совершенный/несовершенный);

– возвратность/невозвратность;

– время.

Б) Непостоянные морфологические признаки (от прилагательного):

– полная или краткая форма;

– число (в полной форме);

– род (в форме единственного числа);

Читайте также:  Как вырастут пенсии и пособия с января 2023 года в Казахстане?

– падеж (в форме единственного числа).

3. Роль в предложении (каким членом предложения является причастие в представленном предложении.

Примеры и комментарии

От топота копыт пыль по полю летит.(Чистоговорка)

Примеры разбора существительных: (от) топота, копыт, пыль, (по) полю

1) Существительное, начальная форма – топот;2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, м.р., 2 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., Р.п.;

3) летит (от чего?) от топота

1) Существительное, начальная форма – копыто;2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ср.р., 2 скл.; непостоянные признаки: мн.ч., Р.п.;

3) от топота (чего?) копыт

1) Существительное, начальная форма – пыль;2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ж.р., 3 скл.; непостоянные признаки.: ед.ч., И.п.;

3) (что?) пыль

1) Существительное, начальная форма – поле;2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённая, ср.р., 2 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., Д.п.;

  • 3) летит (где?) по полю
  • Прилагательное

Яркие будни лучше серых праздников.

Примеры разбора прилагательных: яркие, лучше, серых

1) Прилагательное, начальная форма – яркий;2) постоянные признаки: качественное; непостоянные признаки: положительная степень сравнения, полное, мн.ч., И.п.;

  1. 3) будни (какие?) яркие
  2. 1) Прилагательное, начальная форма – хороший;2) постоянные признаки: качественное; непостоянные признаки: сравнительная степень сравнения;
  3. 3) будни (каковы?) лучше

Схема — описание морфологического разбора

Сначала освоим терминологию, чтобы определиться с основным посылом.

Морфологический разбор — есть обнаружение постоянных/непостоянных типов глагола, в формате самостоятельной части речи. Он состоит из цельной и структурированной системы оценки, благодаря которой, легко и просто разобраться с каждой деталью части речи.

Вы уж точно знаете, что глагол — это независимая единица, отвечающая на “что делать? что сделать?”; как например: уходить, мечтать, плясать, резвиться, учиться и так далее.

Сейчас при помощи схемы, мы поэтапно рассмотрим каждую деталь:

  1. Определяем составную часть речи ( общее грамматическое положение).
  2. Указываем инфинитив (простая форма).
  3. Приступаем к морфологическому разбору.
    1. Расписываем постоянные показатели:
      • определяем вид глагола (совершенный или несовершенный);
      • уточняем переходность или же непереходность;
      • определяем возвратность;
      • спряжение.
    2. Расписываем непостоянные показатели:
      • выясняем тип наклонения: изъявительное, условное, повелительное;
      • время — лишь для изъявительного!;
      • какое число (единственное или множественное);
      • определяем лицо (настоящее, будущее время; обязательно в повелительном наклонении);
      • род (лишь для прошедшего времени изъявительного наклонения).
  4. Напоследок, разбираемся с синтаксической принадлежностью.

Давайте вспомним, как делать морфологический разбор слова

Итак, чтобы сделать морфологический разбор существительного, нужно указать:

  • часть речи, общее зна­че­ние, на­чаль­ная форма (Им.п., ед.ч.);
  • по­сто­ян­ные при­зна­ки: имя соб­ствен­ное или на­ри­ца­тель­ное, оду­шев­лен­ное или неоду­шев­лен­ное, род, скло­не­ние;
  • непо­сто­ян­ные при­зна­ки: падеж, число;
  • син­так­си­че­ская роль.

Давайте посмотрим, как это выглядит на примере. Допустим, у нас есть предложение: «Я надела шляпу». Попробуем сделать морфологический разбор слова «шляпу».

  • Шляпу – сущ, н.ф.: шляпа.
  • Пост. пр.: на­ри­цат, неодуш., ж.р., 1 скл.;
  • Непост. пр.: В.п., ед.ч.;
  • Синт. роль: до­пол­не­ние.

Как видите, все очень просто.

Это было у нас имя существительное. А теперь попробуем для примера взять прилагательное. Оно разбирается по такой же схеме, однако есть и некоторые отличия. Чтобы сделать морфологический разбор прилагательного, нужно будет указать:

  • часть речи, общее зна­че­ние, на­чаль­ная форма (Им.п., ед.ч., муж или жен.р.)
  • по­сто­ян­ные при­зна­ки: ка­че­ствен­ное, при­тя­жа­тель­ное, от­но­си­тель­ное.
  • непо­сто­ян­ные при­зна­ки: для ка­че­ствен­ных – сте­пень срав­не­ния, пол­ная или крат­кая форма; для всех – падеж, число, род (в ед.ч.).
  • син­так­си­че­ская роль в предложении.

Возьмем предложение: «Впереди мелькнула голубая гладь реки». Что мы можем сказать о прилагательном «голубая»?

  • Голубая – при­лаг., н.ф.: голубая.
  • Пост. пр.: ка­честв.;
  • Непост. пр.: по­ло­жит. сте­пень сравн., пол­ная форма, Им.п, ед.ч.;
  • Синт. роль: опре­де­ле­ние.

1. Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская и др. — 20-е изд. — М.: Просвещение, 1999. — 191 с.: ил. — ISBN 5-09-008918-3 .

Учащиеся средней школы должны овладеть не только глубокими теоретическими познаниями, но и прочными практическими навыками. С этой целью немаловажная роль в учебном процессе отведена грамматическому разбору, который помогает практически усвоить изучаемые в курсе современного русского языка грамматические категории, осмыслить правила орфографии и пунктуации, систематизировать и закрепить полученные знания. Этот вид упражнений служит эффективным приёмом организации самостоятельных занятий по русскому языку, приёмом самоконтроля и проверки знаний. Грамматический разбор широко используется при изучении всех разделов грамматики.

Читайте также:  Как безопасно купить или продать автомобиль по объявлению

Предмет данной серии статей – грамматический разбор на уроках русского языка в школе. Грамматический разбор – это анализ в данном тексте определённых грамматических явлений (целые предложения или их части, члены предложения, отдельные морфемы и т.д.), отнесение их к тому или иному грамматическому разряду и грамматическую характеристики разбиваемого предложения или отдельного слова.

На уроках русского языка любой вид разбора предполагает мотивировку ответа: от ученика требуется развёрнутый, логически обоснованный, связный ответ, в котором даётся описание языкового явления и обосновывается отнесение его к той или иной грамматической категории.

Таким образом, грамматический разбор содействует повышению общей языковой культуры детей, развивает их речь, помогает осмыслить логическую связь явлений языка.

Актуальность статей заключается в осмыслении важности разграничения понятий и видов грамматического разбора. В данной серии статей рассматриваются образцы фонетического, различных видов морфологического и синтаксического, а также орфографического и пунктуационного разбора.

Новизна работы заключается в широте привлеченного материала для анализа различных видов грамматического разбора.

В первой статье рассматривается порядок и образцы фонетического разбора, морфемный, словообразовательный и этимологический анализ. Фонетика – немаловажна и трудная часть курса русского языка в школе. Предлагаемые схемы помогут учащимся организовать самостоятельное изучение данной темы и систематизировать полученные знания.

Во второй статье рассмотрены порядок и примеры морфологического разбора.

Орфографическому и пунктуационному разбору отведено важное место в школьном курсе, следовательно, учащиеся должны хорошо владеть этими видами разбора. Так как орфография, пунктуация тесно связаны с грамматикой, в данную статью включены схемы орфографического и пунктуационного разбора.

В третьей статье дан подробный анализ орфографического разбора, синтакчического разбора словосочетания, простого предложения: всех его типов (назывного, определенно-личного, неопределенно-личного, обобщенно-личного и бессоюзного предложения), дан порядок их анализа и образцы разбора односоставных предложений.

В четвертой статье рассмотрен анализ осложненных предложений, дан порядок и образец разбора по членам предложения, анализ сложносочиненного и сложноподчиненного предложения и предложения сложноподчиненного усложненного типа.

И, наконец, в пятой статье рассматриваются вопросы, связанные с бессоюзным сложным предложением (многочленные бессоюзные сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи)

Цель данной серии статей – помочь учащимся в подготовке к ЕГЭ и к урокам русского языка.

Одна из задач подготовки учащихся к экзаменам – научить их применять на практике теоретические знания, полученные при изучении школьного курса русского языка.

Определить круг вопросов по каждой теме и основное направление в работе учителям русского языка и учащимся помогут содержащиеся в каждом разделе статьи краткие методические указания. Рекомендации даны к наиболее трудным темам.

Целесообразно приступать к полному грамматическому разбору после изучения всего материала данной темы или раздела.

При упражнениях в грамматическом разборе по предлагаемым схемам учителю необходимо добиваться исчерпывающих ответов на вопросы. Это позволит сознательно усвоить и закрепить почти весь теоретический материал курса.

Выполняя предложенные упражнения, учащийся должен осмыслить и запомнить порядок разбора и его объём и научиться излагать свои наблюдения литературным языком в виде связного рассуждения.

Методологическую основу работы составили методы и способы грамматического разбора в вузе и в школе. В статью включен анализ многочисленных предложений с разными видами связи (союзной – сочинительной и подчинительной; союзной и бессоюзной), а также анализ бессоюзных предложений.

Опорными стали труды акад. В.В. Виноградова, Д.Э Розенталя, Н.С. Валгиной, Т.Ф.Ивановой, Н.М.Шанского и др.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Читайте также:  Работающих пенсионеров и военных обойдёт январская индексация

План морфологического разбора наречия

Рассуждая, для чего нужен разбор наречия и что оно собой представляет, необходимо определить грамматический смысл слова.

Так, например, определенное количество слов в русском языке обозначает предметы (деревня, масло). Такие слова называются именами существительными. Некоторые слова обозначают характеристики этих предметов (старая деревня, раскаленное масло). Их принято называть именами прилагательными. Для того, чтобы обозначить какие-либо состояния или действия, применяются глаголы (деревня просыпается, масло кипит).

Наречие является уникальной частью речи, и может характеризовать какое-либо действие (рано просыпается, быстро закипает), указывать на место (там горит свет; оттуда доносятся шорохи) или даже время действия (вчера было холодно; недавно я был в другом городе).

Определение того, какой именно признак имеет слово, — еще одна задача анализа, о которой будет упомянуто далее.

Морфологический разбор глагола: порядок действий

Рассмотрим план анализа глагола и последовательность действий.

1. Определить часть речи, общее значение.

Указать начальную форму.

2. Выявить морфологические признаки.

Постоянные:

вид совершенный / несовершенный;

переходность / непереходность;

возвратность / невозвратность;

спряжение I или II.

Непостоянные:

наклонение (изъявительное, повелительное или условное);

время (только в изъявительном наклонении);

число (единственное или множественное);

лицо (в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения, в повелительном наклонении);

род (прошедшее время изъявительного наклонения, условное наклонение).

3. Определить синтаксическую роль в предложении.

Во избежание недочетов в подобного рода работе, необходимо четко следовать схеме. Разбор слова, как часть заданий лингвистического характера, требует определенной усидчивости. Надо внимательно подходить к вопросу определения частиречной принадлежности лексем, а также их характерных особенностей.

§1. Что такое морфологический разбор, в чём его специфика

Морфологический разбор слова — это полная грамматическая характеристика данной словоформы. При морфологическом анализе важно уметь определять, к какой части речи относится слово, какими постоянными и изменяемыми признаками оно обладает, в какой форме оно употреблено, а также какова его роль в предложении. Морфологический разбор проводится только для слов, представленных в конкретном предложении. Это важно, т.к. в русском языке распространена омонимия форм и частей речи. Правильно охарактеризовать слово, представленное изолированно, вне контекста, невозможно.

Что такое морфологический анализ слова? Это определение его постоянных и непостоянных признаков с целью проследить, как оно видоизменяется в конкретном предложении, в какой форме употребляется. Наука морфология относится к разделу грамматики, где изучаются отдельные словоформы или некая совокупность форм слов какого-либо языка.

Разбор слова предполагает умение анализировать форму слова , рассматривать каждую словоформу как часть речи, указывать ее постоянные и непостоянные признаки, функцию внутри . Разбор слова как части русской речи начинается с определения его значения . Если оно обозначает предмет, значит, это существительное, действие — , признак деятельности — , качество предмета — .

Существует стандартный план морфологического разбора . Чтобы без ошибок сделать разбор слова как строго выполняйте все пункты:

  1. Определить, какой частью речи является данное слово, для этого нужно задать специальный вопрос .
  2. Поставить слово в неопределенную форму (Н.ф.) в именительном падеже единственного числа.
  3. Выявить постоянные , а затем проанализировать непостоянные признаки (изменяемость слова).
  4. Определить каким членом является в предложении.

Морфологический разбор слова на первый взгляд представляется достаточно сложным. Неподготовленный человек может запутаться в том, какое это слово, его роли в предложении, его форме и так далее. Но благодаря нашей статье вы немного прояснили данные моменты. Теперь вы разбираетесь, какую роль играет слово в предложении, пошаговую инструкцию по разбору, улавливать контекст предложения, определяющего роль слова в каждом конкретном случае. Изучайте русский язык, разбирайте предложения и вы сможете узнать много нового, в том числе касающееся морфологического разбора различных частей речи!


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...