Права и обязанности понятого в административном процессе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права и обязанности понятого в административном процессе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Часто у людей возникает вопрос: «Имею ли я право отказаться быть понятым?» Ведь может быть такая ситуация, когда человека приглашают поучаствовать в следственном мероприятии, а он не может или не хочет этого делать в силу определенных обстоятельств. И кажется, что если сейчас откажешься, то это повлечет серьезные последствия.

Какие есть обязанности и права у понятого?

Их не так много. Фактически, прямо это нигде не прописано, но понятой должен присутствовать на протяжении всей административной процедуры, для которой он привлечён. Это исходит из самого назначения человека в таком статусе – удостоверения процесса.

Во время проведения самой административной процедуры понятой больше ничего не обязан, кроме как быть законопослушным гражданином (не мешать инспекторам и иными способами не нарушать правопорядок, не хулиганить, не бить привлекаемое лицо и т.п.).

Важно понимать, что Вас привлекают не только для просмотра эдакого театрального представления, например, с привлечением пьяного водителя, а для удостоверения корректности всех действий сотрудников и подтверждения слов и/или действий нарушителя.

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Роль свидетеля и понятого в обеспечении справедливости административного процесса

Свидетель и понятый играют важную роль в обеспечении справедливости административного процесса в соответствии с действующей Кодекса об административных правонарушениях РФ. Статья 2.4. Комментарий к год редакции Кодекса содержит положения, касающиеся свидетелей и понятых в административном производстве.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ, свидетель имеет право на ознакомление с материалами дела, связанными с его повесткой на вызов, и на получение копий этих материалов. Понятый в свою очередь может получить вознаграждение за свои услуги, а также имеет право на ознакомление с материалами дела в случаях, предусмотренных законом.

Следует отметить, что свидетель и понятый обязаны давать показания по существу дела и отвечать на вопросы, поставленные участниками административного процесса. В случае неправильного или неполного отказа от дачи показаний, они могут быть привлечены к ответственности согласно законодательству.

Таким образом, свидетель и понятый играют важную роль в обеспечении справедливости административного процесса, предоставляя свои показания и помогая разъяснить обстоятельства дела. Их права и обязанности являются неотъемлемой частью процесса и должны быть строго соблюдены для достижения справедливого и объективного рассмотрения административных правонарушений.

Чем отличается понятой от свидетеля и очевидца?

Всё очень просто, и различия исходят из самих значений понятого и других статусов граждан в данный момент времени:

  • очевидец – неформальный статус человека, который что-то где-то видел, то есть сам факт того, что Вы являетесь очевидцем, не может фигурировать ни в каком документе;
  • очевидец становится свидетелем после того, как будет привлечён в качестве последнего с соблюдением всех норм и требований для этого: уведомления надлежащим образом (повесткой), зачтения ему его прав;
  • значение понятого вообще никак не связано ни со свидетелем, ни, тем более, с очевидцем – понятой лишь удостоверяет своим присутствием и подписью факт наличия той или иной админпроцедуры, а также соответствия её порядка проведения описанному в документах (протоколе или акте).

Статья 25.2 КоАП РФ. Потерпевший

  1. Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
  2. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
  3. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
  4. Потерпевший может быть опрошен в соответствии со статьей 25.6 настоящего Кодекса.

Что мне надо знать в этой ситуации? Есть ли риски?

Шла из магазина домой, подошел сотрудник полиции и попросил стать понятой в фиксации ДТП. Сотрудник пытался уговорить, сказал, что мне понадобится всего 30 секунд и никаких последствий не будет. Не объяснил суть дела и мои обязанности и права перед тем, как я бы что-то подписала.

Я отказалась, но ситуация интересная. Чем грозит стать понятым в такой ситуации?

Расскажите, пожалуйста.

Елизавета

Сразу скажу, что рисков и последствий для вас как для понятой нет. Об остальном расскажу подробнее.

В отличие от свидетеля понятой никогда не выступает очевидцем преступления или правонарушения. Свидетель — невольный участник событий, а понятой всегда участвует в расследовании добровольно. За отказ быть понятым нет никакой ответственности.

Комментарий к Статье 25.7 КоАП РФ

1. Понятым является лицо, которое призвано подтвердить подлинность и законность процедуры фиксирования факта совершения правонарушения. Правовой формой фиксирования такого рода юридических фактов являются: протокол об административных правонарушениях, протокол об административном задержании, личном досмотре и т.д.

2. Понятые подписывают протокол совершенного при них процессуального действия. Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол.

3. Понятые приглашаются для участия в производстве по делу об административных правонарушениях на добровольной основе. Понятому возмещаются расходы, связанные с его участием.

4. Понятым может быть только не заинтересованное в исходе дела лицо.

В соответствии со ст. 52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство должно обеспечивать потерпевшим возможность получать компенсацию за причиненный ущерб. По смыслу этой статьи Конституции РФ законом также охраняются права лица, которому причинен физический, имущественный или моральный вред вследствие совершения административного правонарушения. Физическое или юридическое лицо, которому причинен такой вред, признается потерпевшим.

Таким образом, в деле об административном правонарушении потерпевшим является физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

Читайте также:  Рождение 3 ребенка в 2024 году выплаты Челябинская область

Причиненный в результате совершения административного правонарушения физический вред потерпевшему (например, в результате побоев при мелком хулиганстве), как правило, выражается в легком вреде его здоровью. Правонарушения, следствием которых является причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, законодатель относит к преступлениям. Легкий вред здоровью потерпевшего связывается с кратковременным расстройством здоровья или незначительной стойкой утратой общей трудоспособности. Кратковременным расстройством здоровья признается заболевание или нарушение функций какого-либо органа продолжительностью не менее шести дней, но не более трех недель. Незначительная утрата трудоспособности заключается в стойкой утрате общей трудоспособности (в результате нанесенного повреждения) до 10%.

Имущественный вред, причиненный потерпевшему в результате совершения административного правонарушения (например, повреждение автомобиля вследствие нарушения Правил дорожного движения), в основном является мелким ущербом. При принятии решения по делу об административном правонарушении стоимостная оценка ущерба нередко крайне важна, так как для ряда правонарушений стоимость имущественного ущерба вообще является основанием для отграничения проступков от преступных посягательств.

Причиненный в результате административного правонарушения вред потерпевшему может быть моральным (когда, например, человеку нанесено личное оскорбление нецензурной бранью).

Законодатель не определяет, какой орган или должностное лицо могут признать физическое или юридическое лицо потерпевшим от административного правонарушения. В отличие от уголовно-процессуального законодательства ни ст. 25.2 КоАП РФ, ни другие его статьи не устанавливают специального процессуального порядка признания лица потерпевшим. Однако по смыслу ряда положений КоАП РФ очевидно, что признание лица потерпевшим от административного правонарушения осуществляется судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело.

При этом лицо может быть признано потерпевшим как при составлении протокола об административном правонарушении на стадии возбуждения дела, так и при рассмотрении дела. Об этом свидетельствуют положение ст. 28.2 КоАП РФ, предусматривающее отражение в протоколе об административном правонарушении сведений о потерпевших (если они имеются), а также положение ст. 29.10 Кодекса о том, что если при решении вопроса о назначении судьей административного наказания за административное правонарушение одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу об административном правонарушении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

Решить вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного в результате совершения административного правонарушения (при отсутствии соответствующего спора между потерпевшим и лицом, его совершившим), одновременно с назначением административного наказания вправе судья в процессе рассмотрения дела об этом правонарушении. Возникшие же споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства.

Другие субъекты административной юрисдикции не наделены правом решать вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного в результате совершения правонарушения, он разрешается только судом в порядке гражданского судопроизводства. Вопросы, связанные с возмещением морального вреда, причиненного административным правонарушением, также рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.

Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами. Крайне важно, например, что законодатель установил обязанность органов и должностных лиц, возбуждающих дело по административному правонарушению, вручать потерпевшему копию протокола об этом правонарушении (ст. 28.2 КоАП РФ).

Потерпевшему, не владеющему языком, на котором ведется производство по делу, являющемуся немым или глухим, предоставляется переводчик или лицо, владеющее навыками сурдоперевода, т. е. понимающее знаки немого или глухого. Это дает возможность потерпевшему активно участвовать в рассмотрении дела, защищать свои права и законные интересы, пользоваться услугами лиц, которым они доверяют, что, безусловно, способствует полному, всестороннему и объективному рассмотрению дела.

В соответствии с положениями КоАП РФ защиту прав и законных интересов потерпевшего, являющегося несовершеннолетним либо по своему физическому или психическому состоянию лишенным возможности самостоятельно реализовывать свои права, осуществляет его законный представитель. Законными представителями могут быть его родители, усыновители, опекуны или попечители. Защиту прав и законных интересов юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.

Среди указанных выше прав потерпевшего одним из важнейших является право заявлять ходатайства. Проиллюстрируем полезность реализации этого права на следующем примере. Поскольку степень причиненного потерпевшему физического или имущественного вреда должна учитываться при определении тяжести правонарушения и меры наказания, потерпевшему в ряде случаев желательно производство соответствующей экспертизы. Производство экспертиз и проведение исследований нередко необходимо и в других случаях для всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела и установления вины лица, в отношении которого ведется производство по делу.

В этой связи важно, что потерпевший вправе заявлять ходатайства, в том числе о привлечении и заслушивании специалиста, назначении по делу экспертизы, предлагать вопросы, выносимые на разрешение эксперта. При этом заявлять ходатайства потерпевший может уже при составлении протокола на стадии возбуждения дела об административном правонарушении. Ходатайство должно быть заявлено потерпевшим в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело.

Как отмечалось, потерпевшему предоставлено право давать объяснения. Такое право следует понимать как право потерпевшего давать объяснения по собственной инициативе. Формально в ст. 25.2 КоАП РФ ничего не говорится об обязанности потерпевшего явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания, однако указывается, что потерпевший может быть опрошен по правилам, предусмотренным для свидетеля ст. 25.6 КоАП РФ.

ВС объяснил, когда полицейский может стать понятым

ВС в своем определении указал, что факт нахождения мужчины в состоянии опьянения объективно подтвержден совокупностью доказательств и сомнений не вызывает. Как следует из материалов дела, сотрудники полиции выявили у водителя несколько признаков опьянения: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи и так далее. Освидетельствование также подтвердило, что мужчина находился в состоянии опьянения. Никаких замечаний по процедуре и результатам водитель не отметил.

Также суд отметил, что протоколы, в соответствии со ст. 27.12 КоАП, составляли с участием двух понятых. То обстоятельство, что один из них сотрудник полиции, не влечет отмену судебных актов. В качестве понятого можно привлечь любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо (ч.1 ст. 25.7 КоАП). Какой-либо заинтересованности сотрудника полиции судом не установлено. Более того, мужчина при исполнении служебных обязанностей в тот момент не находился. Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием норм КоАПа не говорит о том, что суды нарушили закон и рассмотрели дело не всесторонне и не объективно.

Статья 25.7 КоАП устанавливает, что понятыми могут быть любые незаинтересованные совершеннолетние лица. Но беспристрастность — спорный вопрос. Загайнов полагает, что все зависит от контролирующего органа и предмета проверки. «Например, если протокол составляет Роспотребнадзор, то его сотрудники не могут стать понятыми. Зато понятыми могут быть сотрудники МЧС. Но если идёт совместная проверка прокуратуры, Роспотребнадзора и МЧС, то ни один из их сотрудников не должен быть понятым».

Эксперт также уточняет, что сотруднику прокуратуры во всех случаях нельзя в понятые, ведь это надзирающий орган за всеми организациями, в том числе и контролирующими.

Читайте также:  Сколько будет ЕДВ ветеранам боевых действий с 2023 года

Более широкого подхода придерживается Шебанова. Юрист полагает, что любые лица, которые обладают властными полномочиями (полицейские, судьи, прокуроры, и так далее) не должны быть понятыми. Поскольку изначально из-за их деятельности возникают вопросы к беспристрастности.

*Имя изменено редакцией.

Комментируемая ст. 25.7 КоАП РФ определяет правовой статус понятого по делу об административном правонарушении.

Понятым является лицо, которое призвано подтвердить подлинность и законность процедуры фиксирования факта совершения правонарушения. Правовой формой фиксирования такого рода юридических фактов являются: протокол об административных правонарушениях, протокол об административном задержании, личном досмотре и т.д.

Понятые подписывают протокол совершенного при них процессуального действия. Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол.

Понятые приглашаются для участия в производстве по делу об административных правонарушениях на добровольной основе. Понятому возмещаются расходы, связанные с его участием.

Понятым может быть только не заинтересованное в исходе дела лицо.

КоАП РФ предусматривает случаи совершения процессуальных действий в отсутствие понятых. Это возможно в случае применения видеозаписи для фиксации совершения процессуальных действий, за исключением личного досмотра. О применении видеозаписи делается запись в соответствующем протоколе либо акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

Если человек принимает приглашение следователя и получает статус понятого, он одновременно наделяется рядом обязанностей.

К ним относятся:

  • обязанность подтвердить сам факт проведения следственного действия (то есть наблюдать, как оно проводится, внимательно прочесть протокол и, если там всё верно, поставить свою подпись);
  • прибыть по вызову следователя или в суд;
  • не сообщать никому без разрешения данные предварительного расследования (если следователь потребовал этого от него заранее);
  • соблюдать все остальные уголовно-процессуальные требования.

Статья 25.4 КоАП РФ. Законные представители юридического лица

  1. Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.
  2. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
  3. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
  4. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя юридического лица.

Ссылка осужденного Д. в жалобе на то, что в проверках показаний на месте с участием П. неоднократно участвовали одни и те же понятые, нельзя расценить как нарушение уголовно-процессуального закона, поскольку статья 60 УПК РФ не содержит запрет на возможность повторного привлечения лица для участия в качестве понятого при проведении другого следственного действия по тому же уголовному делу.

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 03.03.2014 N 9-АПУ14-4

Доводы жалоб о том, что свидетели Ц. и Ф. заинтересованы в исходе настоящего уголовного дела, а их показания являются недостоверными, так как они «штатные» понятые и на постоянной основе работали в Следственном отделе, обоснованно признаны судом несостоятельными.

Свидетели Ц. и Ф. в судебном заседании пояснили об отсутствии у каждого из них заинтересованности в исходе данного дела, а также о том, что на даты проведения следственных действий с их участием в качестве понятых, никто из них не являлся сотрудником правоохранительных органов, работником органов исполнительной власти, никто из них не был наделен в соответствии с Федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования.

С учетом изложенного, оснований для признания недостоверными либо недопустимыми доказательствами показаний свидетелей Ц. и Ф., как и протоколов удостоверенных ими, как понятыми, у суда не имелось.
Кассационное определение Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 58-О12-50

То обстоятельство, что в процессе проведения следственных действий, некоторые понятые участвовали в проводимых опознаниях несколько раз, не противоречит требованиям ст. 60 УПК РФ, не влечет признания протоколов следственных действий с их участием, по этим основаниям, недопустимыми доказательствами.
Определение Верховного Суда РФ от 20.05.2010 N 46-010-38

Понятые-практиканты и стажёры

Утверждение апелляционных жалоб о том, что привлечение к осмотру вещественных доказательств по делу в качестве понятых Я. и С. нарушило требования УПК РФ, не основано на законе, поскольку то обстоятельство, что на момент участия указанных лиц в следственном действии С.

проходила практику в СУ СК, а Я. являлась общественным помощником следователя другого отдела СУ СК, не противоречит требованиям ст. 60 УПК РФ и не влечет признания протоколов следственных действий, проведенных с участием данных лиц, недопустимыми доказательствами.

Каких-либо данных о том, что участвовавшие в следственных действиях понятые были заинтересованы в исходе дела, стороной защиты представлено не было. Утверждение о том, что результаты прохождения практики С. и последующее трудоустройство Я.

состояли в зависимости от их участия в следственных действиях, является предположением, не подтвержденным в ходе судебного разбирательства.
Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 29.11.2016 N 47-АПУ16-9

Предусмотренных законом, требованиями ст. 60 УПК РФ, препятствий для участия А. в качестве понятой при проверке показаний Э.

на месте, не имелось, а факт прохождения ею на тот период времени практики в правоохранительных органах не влечет признания соответствующего протокола недопустимым доказательством.
Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 10.07.2014 N 30-АПУ14-12

То, что понятой М. являлся общественным помощником следователя, на что ссылается адвокат Л. в жалобе, не противоречит требованиям ст.

60 УПК РФ, не влечет признания протоколов следственных действий, проведенных с участием такого лица, недопустимыми доказательствами. Каких-либо данных о том, что участвовавший в следственных действиях понятой был заинтересованным в исходе дела лицом, материалы уголовного дела не содержат.
Кассационное определение Верховного Суда РФ от 27.09.2012 по делу N 46-О12-42

Законные представители

Законный представитель — лицо, правомочное выступать в защиту прав и законных интересов других граждан, которые либо недееспособны или ограниченно дееспособны, либо в силу своего возраста или физического состояния не могут лично осуществлять свои права и обязанности, а также в защиту прав и законных интересов юридического лица.

Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовывать свои права, осуществляют их законные представители. Законными представителями физического лица могут быть его родители, усыновители, опекуны или попечители.

В порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, гражданин признается судом недееспособным, если он вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. От имени гражданина, признанного недееспособным, выступает его опекун. Гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, ограничен судом в дееспособности. Над ним устанавливается попечительство. При этом ограниченно дееспособный гражданин вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношении с любыми лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Читайте также:  Как приватизировать квартиру в 2022 году?

Над несовершеннолетними гражданами при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов, устанавливается опека и попечительство. При этом опека назначается над малолетними (гражданами, не достигшими 14 лет), а попечительство — над несовершеннолетними гражданами в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласно ст. 25.3 КоАП РФ законные представители граждан могут выступать в интересах всего лишь двух участников производства по делам об административных правонарушениях: лица, в отношении которого ведется производство по делу, и потерпевшего. Представляя интересы этих участников производства по делу, их родители, усыновители, опекуны и попечители свои родственные связи или соответствующие полномочия удостоверяют документами, предусмотренными законом. Такими документами являются: паспорт, свидетельство о рождении, решение суда об установлении усыновления, решение об установлении опеки или попечительства.

Законные представители имеют права и исполняют обязанности, предусмотренные КоАП РФ в отношении представляемых ими лиц. От имени лица, в отношении которого ведется производство по делу, и потерпевшего их законные представители осуществляют все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым.

Присутствие при рассмотрении дела об административном правонарушении законных представителей лица, в отношении которого ведется производство по делу, и потерпевшего, лишенных возможности в силу своего физического или психического состояния самостоятельно осуществлять свои права, обязательно. Исключениями являются случаи, когда имеются данные о надлежащем извещении законных представителей о месте и времени рассмотрения дела и от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрении дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Вместе с тем не требуется обязательного присутствия при рассмотрении дела об административном правонарушении законных представителей несовершеннолетних лиц (если только они ни признаны судом недееспособными или ограниченно дееспособными). Однако при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до 18 лет, в конкретном случае судья, орган, должностное лицо, рассматривающие это дело, вправе признать обязательным присутствие законного представителя данного лица.

Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица — потерпевшего, также осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии со ст. 25.4 КоАП РФ являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.

Так, согласно ст. 91 ГК РФ в обществе с ограниченной ответственностью создается коллегиальный и (или) единоличный исполнительный орган, осуществляющий текущее руководство деятельностью общества; исполнительным органом акционерного общества в соответствии со ст. 103 ГК РФ может быть правление, дирекция (коллегиальный орган) и (или) единоличный руководитель — директор, генеральный директор и т. д. Положения ГК РФ конкретизируются нормами федеральных законов, регулирующих правовое положение, организацию и деятельность отдельных видов юридических лиц.

Однако существует и локальное нормативное регулирование организации и деятельности юридических лиц. Прежде всего это учредительные документы и принятые на их основе внутренние документы юридических лиц — локальные статутные нормативные документы, также определяющие отдельные вопросы организации и деятельности органов управления юридического лица. Кроме того, юридическими лицами издается большое количество актов правоприменительной деятельности самих органов управления (приказы, указания, решения и др.). Важно подчеркнуть, что законным представителем юридического лица в процессе производства по делам об административных правонарушениях помимо его руководителя может быть только лицо, признаваемое в таком качестве в соответствии с законом или учредительными документами, а не согласно актам органов управления юридического лица.

Хотя в ст. 25.4 КоАП РФ и не указывается, что законным представителем юридического лица при производстве по делам об административных правонарушениях может быть только его единоличный орган — физическое лицо, по смыслу статьи понятна невозможность исполнения этих функций коллегиальным органом управления. Это явствует, в частности, из положений ч. 3 и 4 данной статьи относительно присутствия законного представителя юридического лица при рассмотрении дела.

Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Полномочия единоличного руководителя как законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение — служебным удостоверением или соответствующей справкой. Единоличный руководитель действует от имени юридического лица, в том числе представляет его интересы в процессе производства по делу об административном правонарушении, без доверенности.

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» в тех случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство по делу об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать это дело. Таким образом, осуществляя надзор, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, предусмотренном как КоАП РФ, так и законом субъекта РФ об установлении административной ответственности.

Однако в КоАП РФ указаны случаи, когда дела об административных правонарушениях возбуждаются исключительно прокурором. Это правонарушения, связанные с нарушением права граждан на ознакомление со списком избирателей, участников референдума (ст. 5.1); нарушением установленного порядка опубликования документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов (ст. 5.5); принуждением к участию или к отказу от участия в забастовке (ст. 5.40); нарушением порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта (ст. 7.24) и др. Исключительная компетенция прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях рассматривается в ст. 28.4.

О возбуждении дела об административном правонарушении прокурор выносит постановление, которое в течение суток с момента его составления (а в случаях, если правонарушение влечет административный арест — немедленно) направляется судье, органу, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об этом правонарушении. В соответствии со ст. 25.11 КоАП РФ, определяющей статус прокурора как участника производства по делам об административных правонарушениях, он извещается о месте и времени рассмотрения дела, возбужденного по его инициативе, любого дела о правонарушении, совершенном несовершеннолетним.

Прокурор также вправе участвовать в рассмотрении любого дела об административном правонарушении, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела, приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...