Мало выплатили по ОСАГО что делать в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Мало выплатили по ОСАГО что делать в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

При наступлении страхового случая одна и сторон ДТП обязана вызвать сотрудника ГИБДД, с целью регистрации аварии. В рамках правил можно самостоятельно оформить ДТП, если сумма ущерба не превышает утвержденного лимита по региону.

Шаг №2: Независимая экспертиза со стороны потерпевшего

Важно! При подаче указанного выше заявления о разногласиях потребителям финансовых услуг не обязательно проводить независимую экспертизу машины и прикладывать отчет к заявлению. В стандартной форме заявления необходимо указать только размер требований имущественного характера. Если вы его точно не знаете, то указывайте лимит в 400 000 рублей, не ошибётесь.

Экспертизу, конечно же лучше провести и иметь на руках экспертное заключение, но это, в первую очередь, нужно самому потерпевшему, чтобы понимать и адекватно оценивать обоснованные он требования предъявляет к страховщику или нет. Но весь вопрос в том, что если в дальнейшем по данному спору будет принято решение финансовым уполномоченным, то стоимость такой экспертизы он не возместит.

Если же решение финансового уполномоченного не устроит, то при обращении в суд вы должны будете обосновать свои требования и тут-то сделанная ранее экспертиза и пригодится, а расходы на её проведение, в случае положительного решения по делу, будут подлежать возмещению.

Стоит ли заключать со страховой соглашение о выплате по ОСАГО?

Страховые компании стараются сэкономить на каждом страховом случае. Поэтому на этапе подачи заявления о возмещении ущерба по ОСАГО вам могут предложить заключить некое соглашение. Оно может называться по-разному.

Но суть его в том, что страховщик предлагает вам выплату деньгами и устанавливает конкретную сумму. Почти всегда ниже. Например, если ущерб оценивается в 70 тысяч рублей, вам предложат 50 тысяч, а то и в 2 раза ниже. Получив деньги по соглашению, вы не сможете требовать со страховой никаких доплат сверх этой суммы. Например, если ремонт вдруг окажется дороже (в 99% случаев так и происходит).

Подписывать это соглашение или лучше отказаться от него? Тут каждый решает сам для себя. Если вам срочно нужны деньги по ОСАГО – можно заключить соглашение. В иных случаях лучше дождаться оценки повреждений или направления на ремонт на СТОА.

Но что, если вы уже подписали такое соглашение. Можно ли его как-то оспорить? Оспорить можно, но для этого придётся соблюсти обязательный досудебный порядок. Вначале, конечно, подавать в страховую заявление о расторжении соглашения. Далее, в случае отказа страховой обращаться к финупу, и только потом идти в суд. Но при этом доказать, что сделка была совершена под влиянием заблуждения в 2024 году крайне трудно. Без этого ни омбудсмен, ни суд не встанут на вашу сторону в споре со СК.

Как точно понять, что вам заплатили меньше

С протоколом виновная сторона обращается в офис страховой компании, с целью получения компенсации. Что касается суммы выплаты, то решение во многих компаниях принимает специалист фирмы, а не независимый эксперт.

После того как выплата поступит на счет, определить занижение выплаты можно будет только при наличии специальной или самостоятельной экспертизы. Для проведения самостоятельной экспертизы потребуется обратиться в любой автосалон и попросить рассчитать сумму ущерба.

Для проведения профессиональной (специальной) экспертизы необходимо:

  • обратиться к независимому эксперту;
  • заключить договор и сделать оплату;
  • предоставить машину;
  • получить официальное заключение, в котором будет указана сумма ущерба.

Далее останется сравнить сумму с полученной на счет и понять, насколько страховщик занизил выплату по ОСАГО. Если разница минимальная, то составлять претензию и добиваться доплаты не стоит. Это только трата личного времени. В других случаях следует отстаивать свои права.

Законные причины занижения выплаты

Среди законных причин опытные эксперты выделяют три. Рассмотрим их детально:

  1. Износ деталей. Это самая актуальная причина, почему финансовые компании снижают сумму компенсационной выплаты. Если изучить судебную практику, то практически 80% автолюбителей отстаивают права именно по этой причине. Начиная с 2014 года, Центральный банк установил максимальный предел снижения заменяемых деталей, который составляет 50% от их реальной рыночной цены.
  2. Вычитание повреждений из итоговой сметы. В данном случае страховщики просто не принимают к учету расходы, которые необходимы для восстановления лакокрасочного покрытия (ЛКП), если на транспортном средстве повреждено более 25%. Также не учитывается повреждение при наличии коррозии на поврежденном элементе.
  3. Расчет ущерба без учета УТС. Это также «больная тема», по поводу которой ведутся частые разбирательства в судебном порядке. Согласно закону каждая компания обязана компенсировать утерю товарной стоимости. На практике дела обстоят иначе, и страховщики удерживают сумму.
Читайте также:  Регистрация иностранных граждан в российских гостиницах

Как оспорить размер возмещения по ОСАГО?

По закону для урегулирования спора по ОСАГО гражданин обязан сначала обратиться с претензией к страховой, затем к уполномоченному по правам потребителей финансовых услуг и только потом в суд (если на предыдущих этапах вопрос не был урегулирован).

Что необходимо включить в претензию:

  • наименование и адрес страховой компании;
  • данные заявителя (ФИО, номер страхового полиса, контактная информация);
  • причина направления жалобы (укажите, почему вы не согласны с расчетом, предоставьте результаты независимого расчета);
  • ваши доводы (к претензии советуем приложить документы, подтверждающие обстоятельства, на которые вы ссылаетесь);
  • ваше требование;
  • дата и подпись.

Почему выплаты может не хватить на ремонт

Хоть размер ущерба и определяется страховщиком на основании методики Банка России, нередки ситуации, когда страховая насчитала мало по ОСАГО. Что делать, зависит от причины недоплаты. Их может быть несколько:

  • Расчет с учетом износа. Выплаты по обязательному страхованию производятся за вычетом амортизационного износа. Такая практика применяется повсеместно при страховании всех видов ответственности. И ОСАГО не является исключением.
  • Страховщик абсолютно правомерно принимает во внимание устаревание оборудования, несмотря на то что в Российских в магазинах не продают запасные части с износом.
  • Если вам не хватило выплаты на ремонт по этой причине, добиться от страховой компании доплаты не получится даже в суде.
  • Не все повреждения описаны в справке ГИБДД. Рассчитывая выплату, многие страховщики включают в сумму компенсации только те запчасти, которые содержатся в документах компетентных органов.
  • Для того чтобы получить компенсацию в целиком, требуется обратиться к инспектору, составляющему справку и внести в документ недостающие детали.
  • ДТП заявлено по Европротоколу. Правила ОСАГО разрешают водителям не дожидаться ГАИ для оформления незначительных аварий, в которых ущерб причинен только автомобилям. Для подтверждения события вместо справки ГИБДД страховщику предоставляется извещение о ДТП, которое оба участника ДТП заполняют на месте происшествия. Выплата по таким документам ограничена 50 т. р.
  • Если вы не уверены в размере причиненного вреда, вызовите и дождитесь ГАИ, чтобы впоследствии не попасть впросак.
  • При осмотре эксперт не заметил поврежденную деталь. Ситуация, когда машину предоставляют на осмотр в грязном виде, случаются сплошь и рядом. Казалось бы, ерунда, а в итоге мало заплатили по ОСАГО. Что делать? Нужно обращение об организации дополнительного осмотра, тогда страховщик сможет произвести доплату.

Что делать, если страховая компания выплатила мало?

Когда сумма выплаты не устроила владельца авто, можно следовать двумя путями решения проблемы:

  • Самостоятельно обратиться в судебные органы за возмещением вреда.
  • Обратиться к специалистам, осуществляющих выкуп подобных дел.

Последовательность действий после столкновения:

  1. Необходимо сразу вызвать сотрудника ГИБДД для составления протокола (Европротокола).
  2. Обратиться в страховую организацию с заявление о выплате, приложив пакет необходимой документации.
  3. Страховщик осуществляет оценку нанесенных повреждений.
  4. По её результатам производится выплата (или не производится).

Почему существует практика занижения выплат по ОСАГО

Величина компенсации определяется объемом повреждений и стоимостью запасных частей. Если масштаб ущерба заранее предположить невозможно, то установить расходы на детали сложнее.

С 2014 года страховые компании рассчитывают стоимость восстановления поврежденного автотранспорта на основе единой методики ЦБ РФ. Бывают случаи, когда в справочнике РСА указана более низкая цена на запчасти — по сравнению со среднерыночной. В новых условиях регулятор изменил правила, и теперь расчет ведется в отношении как оригинальных, так и неоригинальных изделий. Справочник РСА включает вместе с розничными и оптовые цены, влияющие на конечную стоимость деталей. Этим часто пользуются страховщики.

С 19 октября 2022 года действует обновленный справочник оценки средней цены запчастей. Изменения в справочник вносятся примерно раз в квартал. В 2022 году это происходило трижды — в марте, июне и октябре. Две последние версии документа учитывают динамичный рост цен на детали, новые логистические схемы и уход с российского рынка ряда зарубежных автопроизводителей. Это частично защищает владельцев авто от ситуации, когда страховая мало выплачивает по ОСАГО. По информации РСА, средняя стоимость запчастей в новых условиях выросла на 29%. Такие цифры называют и некоторые эксперты авторынка.

Читайте также:  Недвижимость теперь могут изымать по сигналу о нецелевом использовании

В случае получения выплаты деньгами принимается во внимание износ деталей. Это делает более выгодным ремонт в партнерском автосервисе. Здесь при восстановлении всегда устанавливаются новые запчасти.

Среди других факторов, приводящих к неполной выплате:

  • Занижение расчета утраты товарной стоимости (УТС) или его отсутствие.

Методика определения УТС отличается большой сложностью. Работу выполняют эксперты посредством компьютерной программы. В среднем показатель оценивается в 8-10% от стоимости ТС, однако реальные суммы нередко занижают. Для получения выплаты УТС нужно подавать заявление, иначе можно остаться без компенсации.

  • Квалификация экспертов.

Уровень профессионализма отдельного специалиста может быть недостаточным для точного определения величины ущерба.

  • Игнорирование скрытых повреждений.

Представители страховых компаний часто проводят поверхностный осмотр, не позволяющий установить скрытые дефекты. Их тщательный поиск невыгоден, поэтому такие повреждения могут игнорироваться. В автосервисе они будут обнаружены и включены в стоимость ремонта, но автовладельцы часто платят за них сами.

  • Условия проведения экспертизы.

Если осмотр выполняется при плохом освещении, автомобиль грязный, то внешние дефекты плохо видны или незаметны.

  • Действия с деталью.

Иногда поврежденная в ДТП запчасть требует замены, однако страховщик настаивает на ее восстановлении.

  • Погрешность экспертов (до 10%).

Мало выплатила страховая

Если причиной повреждений авто в аварии стала вина застрахованного по ОСАГО водителя, можно смело предъявить страховой требования возместить ущерб.

Для этого необходимо подать страховщику заявление и все документы, доказывающие наличие страхового случая. После этого в течение 5 дней предоставленное страховщику разбитое ТС или то, что от него осталось осматривается представителем страховой или проводится независимая техэкспертиза (п. п. 1, 10 ст. 12 Закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ).

Следует помнить! При участии в аварии сразу двух автомобилей, когда ДТП случилось после 25.09 2017 г. и вред причинен только транспорту, предъявить требования о в прямом возмещении убытков можно и нужно непосредственно вашему страховщику. При других обстоятельствах потребовать выплаты денег нужно у страховой, с которой у виновника ДТП заключён договор (п. 1 ст. 12, п. 1 ст. 14.1 Закона N 40-ФЗ; п. 3 ст. 3 Закона от 28.03.2017 N 49-ФЗ).

Практика оформление страховки в таких случаях говорит о том, что страховщики немедленно делают экспертизу авто и занижают стоимость возмещения. В этом случае необходимо действовать, придерживаюсь описанных ниже правил.

Эти два критерия влияют на снижение общей суммы выплаты по ОСАГО. Это может привести к тому, что выплаты будут меньше, чем стоимость ремонта автомобиля после аварии.

Но каковы причины? Ну, вот:.

  • Износ компонентов — это просто физический износ компонентов в процессе эксплуатации автомобиля. Чем старше автомобиль, тем выше скорость износа деталей. В связи с этим страхование ОСАГО осуществляется в недостаточном объеме. Однако максимальный размер амортизации не может превышать 50%. Об этом говорится в статье 12(19) Закона «О страховании ОСЭ», который действует для автомобилей старше 5 лет. В результате, если у вас есть такой автомобиль, ваш страховщик может рассчитать амортизацию в размере 50% и уменьшить выплаты по ОСАГО ровно наполовину. Кроме того, при расчете допускается погрешность до 10%. Это активно используется страховщиками для снижения компенсаций пострадавшим.
  • Каталог РАМИ — это предварительный и рабочий каталог цен, используемый в качестве основы для расчета требований ОСАГО. Недостатком является то, что стоимость компонентов в этих каталогах часто отличается от рыночных цен. Эта разница может достигать 200%. А рассчитывая стоимость по единой методике Банка России, 755-П, 4 марта 2021 года, страховые компании по сути опираются на устаревшие комплектующие, что в конечном итоге приводит к неправильным расчетам. И снова страдают жертвы дорожных аварий.

Добавьте ко всем этим факторам стоимость запчастей, которые замаячат после марта 2022 года, и вы получите безрадостную картину: в 90% случаев страховщики заранее рассчитывают сумму, которой не хватит на восстановление вашего автомобиля. К сожалению, это реальность!

Порядок выплаты страховой по ОСАГО

После устранения неисправности владелец транспортного средства не имеет возможности получить денежную компенсацию или оплату ремонта. Если автомобиль попал в аварию, он отправляется на ремонт, в ходе которого выполняются и, при необходимости, заменяются детали.

Как только страховая компания примет претензию, у нее есть 20 дней, чтобы направить автомобиль на ремонт. Если вы претендуете на выбор мастерских, не включенных в список компании, процедура может занять больше времени. В некоторых случаях срок составляет месяц.

Сам ремонт по ОСАГО должен быть завершен в течение одного месяца. И с того момента, как автомобиль доставлен на сервис, начинается отсчет дней.Если ремонт по ОСАГО затягивается, страховщик обязан выплатить вам компенсацию. Исключением является случай, когда страхователь не имеет ничего против более длительного ремонта.

Читайте также:  Налоговый вычет на автомобиль в 2024 году

Вместо ремонта вы можете потребовать денежную компенсацию по полису ОСАГО. Например, если автомобиль не подлежит ремонту. Другой вариант — когда поврежден сам владелец автомобиля. Опять же, учитывается как смерть водителя, так и центральная или серьезная травма.

Деньги также могут быть компенсированы, если серьезный ущерб может быть восстановлен, но превышает максимальную выплату по полису ОСАГО. Возможно, удастся договориться с компанией о бесплатной компенсации денежного ущерба.

Как выплачивается страховка, если есть КАСКО и ОСАГО

Помимо обязательного автострахования, есть добровольное – это КАСКО. Прежде чем выбрать такой вариант, нужно разобраться, что покрывает КАСКО. Теоретически этот полис может покрывать любой страховой случай, на практике выплаты определяются стоимостью полиса и условиями договора. Клиент может самостоятельно определить перечень страховых случаев. Чем их больше, тем дороже страховка, в связи с этим полный перечень рисков страхуют немногие. Как правило, по КАСКО предусмотрены выплаты в случае:

  • ДТП;
  • угона машины;
  • повреждения отдельных элементов или механизмов машины;
  • намеренного нанесения ущерба автомобилю третьими лицами;
  • пожара;
  • стихийного бедствия.

Также нужно знать, как работает выплата по КАСКО при аварии. Порядок обращения в страховую компанию после ДТП такой же, как и при ОСАГО, но есть две особенности:

  1. За выплатой может обратиться и виновник аварии.
  2. Обращаться участник ДТП должен в свою страховую компанию. Хотя на практике, если речь идет о пострадавшем водителе, многие страховые компании пытаются отказать в выплате, ссылаясь на то, что ущерб должна оплатить страховая компания виновника.

Транспортное средство не подлежит ремонту

Страховые компании признают под полной гибелью машины две ситуации:

  • машина настолько разбита, что отремонтировать её не получится;
  • автомобиль отремонтировать можно, но стоимость ремонта превысит стоимость самой машины на дату аварии или будет равна ей.

Если машина после ДТП не подлежит восстановлению, страховщик выплатит её стоимость на момент аварии, но в пределах лимитов, установленных 40-ФЗ. Есть ряд особенностей при таком страховом случае:

  1. Страховщик имеет право оставить поврежденное транспортное средство у себя. Однако он может сделать это только после выплаты компенсации.
  2. Потерпевший может оставить себе годные детали автомобиля (например, для продажи), но тогда их стоимость будет вычтена из размера страховой выплаты.

Полная гибель транспортного средства может быть установлена только экспертом после осмотра. В ходе экспертизы специалист отмечает все повреждения и оценивает стоимость ремонта, эти сведения обязательно отражаются в заключении эксперта. На следующем этапе изучается рынок автомобилей и определяется стоимость машины. Полученные цифры сопоставляются и выносится заключение.

Как понять было ли занижение выплаты

Определить размеры занижения страховых выплат можно только при помощи самостоятельной экспертизы, с подтверждающими документами по перерасчету калькуляции СК и данных о дополнительном обследовании автомобиля.

Тут вы должны учитывать, что по закону, если сумма расхождения по экспертным заключениям от СК и от вашего подрядчика будет иметь разницу в 10% и менее, то данный факт недоплатой судом не засчитается — это допустимая экспертная погрешность.

А как определить стоит ли затевать хлопоты по взысканию недоплат возмещения? Это лучше сделать у независимого эксперта еще до начала официального обследования — эти специалисты могут предварительно сказать стоит ли овчинка выделки, просмотрев заключения от СК. Но если вы дошли в своих претензиях до судебного иска, то дело должно быть стоящим, конечно.

  • Допускаемые ошибки с исправлениями в экспертной документации должны быть завизированы надписью «исправленному верить» и печатью.
  • Почерк важных документов, составляемых от руки, должен быть однородным.
  • Собственную независимую экспертизу, если есть возможность (аккредитация), лучше всего проводить на СТО, где планируется дальнейший ремонт.
  • Не нужно идти на обман при собственной независимой экспертизе — страховщики, особенно такие подозрительные, как РЕСО или Росгосстрах, легко его вычислят и все дело развалится, а вы или ваш эксперт будете обвинены в обмане суда.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...