Забота о пожилых людях в России и за рубежом

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Забота о пожилых людях в России и за рубежом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


С возрастом физические возможности людей угасают. Снижение многих функций происходит из-за болезней, да и просто в силу физиологических причин. Именно поэтому на данном этапе жизни многим людям требуется помощь государства.

Социальная помощь пожилым людям и ее виды

В Гражданском Кодексе Российской Федерации прописаны виды соцпомощи пожилым людям, в частности:

  • социальная помощь престарелых людей на дому;
  • оказание помощи в стационарах, а также интернатах и приравненных к ним организациях (пансионатах и т.п.);
  • полустационарная помощь для пребывания в светлое время суток;
  • срочная социальная помощь и поддержка — разовая;
  • оперативная помощь в виде консультаций для инвалидов.

Для лучшей адаптации пожилых людей в обществе работают специализированные территориальные центры. Они созданы непосредственно для оказания всесторонней социальной помощи пенсионерам и инвалидам. В их обязанности входит постановка престарелых людей на учет и контроль за тем, чтобы остро нуждающиеся своевременно получали помощь от государства. Территориальные центры оказывают услуги исходя из условий проживания пожилых, их насущных проблем, которые решаются в индивидуальном порядке.

Эволюция вопроса заботы о пожилых людях

Человек стареет не только биологически. С возрастом ему становится все тяжелее быть социально активным гражданином. Большое значение приобретают внешние условия жизни, хорошее отношение, внимание и забота со стороны других людей.

Когда цивилизация еще только зарождалась, в варварских племенах к людям преклонного возраста относились с пренебрежением и даже враждебно. Это была концепция геронтофобии. Часто многие народы в древности даже убивали тех, кто дожил до старости и был обессилен.

Старики, которым из-за болезней становилось трудно вести кочевой образ жизни, часто меняя локацию вместе с общиной в поиске добычи, были ей не нужны, поскольку оказывались обузой в постоянных быстрых переходах вместе со стадом. Каждый член общины должен был быть ловким и сильным, чтобы выжить. Поэтому ни о какой заботе о пожилых людях не шло и речи.

От старых и больных соплеменников избавлялись, убивая либо оставляя одних умирать. Таким образом снимали с себя тяжелое бремя заботы и ухода за ними и освобождали их самих от долгих мук.

У древних славян был целый ритуал умерщвления стариков и больных людей. Он сложился на основании их мировоззренческих взглядов.

Постепенно общество развивалось. Лишь спустя много веков люди стали ценить жизненный опыт пожилых людей и обращаться к ним за советом. В очень многих цивилизациях бразды правления оказались в руках именно старейшин общества. Они стали элитой и имели огромное влияние. Их почитали.

На смену принципам геронтофобии, свойственным варварским племенам, пришло уважение и почтительное отношение к старшему поколению.

Древние люди считали, что умершие предки являются их покровителями. Со временем пришло понимание, что жизненный опыт стариков гораздо ценнее такого покровительства. Что невозможно построить благополучное общество, не обращаясь к опыту и мудрости пожилых людей. Возник культ умудренной старости.

Впоследствии он исчез. К пожилым людям просто стали относиться гуманно, проявлять заботу о них. Восприятие старшего поколения трансформировалось в соответствии с развитием культуры народов, социальной и моральной составляющей их жизни.

Решение вопроса заботы о пожилых людях осуществлялось в основном в рамках семьи, сельской общины и цеховых организаций.

В средние века отношение к старикам могло быть разным. Оно зависело от того, к какому классу общества принадлежал человек.

Пожилые выходцы из дворянства, высшего духовенства, а также аристократы оказывались на попечении членов их семей. Такие старики более других были окружены заботой и вниманием, чувствовали себя под защитой.

Социальную защищенность старцев обеспечивали монастыри. Уход за престарелыми людьми осуществляли монахи и монахини во многих монастырях по всему миру, исполняя таким образом послушание.

Крестьяне, бывшие довольно многочисленным сословием, сами проявляли заботу о пожилых членах своих семей.

Сегодня положение дел в сфере социальной защиты людей преклонного возраста нельзя оценить однозначно. В нашей стране наряду с хорошо наработанной базой нормативных и правовых документов, гарантирующих пожилым членам общества достойные условия жизни, имеет место тенденция неисполнения предписанных требований. Очевидным является и ощутимое отставание российского законодательства от европейского уровня правовой защиты стариков в вопросах охраны здоровья, имущественных и семейных отношений. Данные исследований свидетельствуют: подавляющее большинство граждан в возрасте 55–80 лет считают, что законы либо не действуют, либо их эффективность недостаточна. Одной из причин низкой результативности является слабая конкретизация установленных норм. В значительном числе случаев принятые в законах положения по защите пожилых граждан не имеют разъяснений, привязки к реальным жизненным ситуациям, что затрудняет, а порой и делает невозможным реализацию социального обеспечения людей преклонного возраста.

В соответствии с 5-й статьёй упомянутого закона, к данной категории граждан относятся женщины, достигшие 55-летнего возраста и мужчины, достигшие 60-летнего возраста.

Читайте также:  За какие долги не выпускают за границу?

Пожилые люди вправе воспользоваться услугами социальной помощи в соответствующих организациях, осуществляющих уход за данной категорией граждан, нуждающейся в постоянной либо временной помощи в связи с утратой трудоспособности и возможности самостоятельного удовлетворения жизненных потребностей. Поэтому пожилые люди вправе обратиться в органы социальной защиты за получением необходимой помощи, но также могут и отказаться от неё.

Также рекомендуется прочесть статью про матерей одиночек.

В 2014 году был опубликован ежегодный доклад Минтруда, в котором были проанализированы такие показатели, как качество жизни пожилых людей за прошлые годы, их уровень занятости, материальная обеспеченность и частота заболеваний у данной категории граждан. На основании результатов исследования были произведены следующие меры социальной поддержки:

  • дважды проиндексированы трудовые пенсии в сторону их увеличения;
  • увеличены социальные пенсии на 1,8 %;
  • увеличен прожиточный минимум пенсионеров;
  • появились социальные доплаты к пенсиям;
  • проведены мероприятия по повышению социальной активности пожилых людей, финансируемые из госбюджета.

О многодетных семьях читайте другую статью.

Для обеспечения достойного отношения к тем, кто считается пожилым человеком и проявлению их социальной активности, планируется реализовать социальные меры по следующим направлениям:

  • разработка обучающих программ по уходу за пожилыми людьми для их членов семьи;
  • развитие социальных организаций, предоставляющих соцуслуги;
  • организация межпоколенческой поддержки пожилых граждан вкупе с их вовлечением в волонтёрскую деятельность;
  • организация центров досуга с возможностью их посещения с членами семьи.

Есть у пожилых людей и собственный государственный праздник, который отмечается с 1990 года 1 октября — День пожилого человека. В этот день проводятся всевозможные фестивали, организаторами которых являются ассоциации по защите прав пожилых граждан, проходят конгрессы и конференции, устраиваются благотворительные акции.

Что считается малоимущей семьей? Узнайте тут.

Защита пожилых людей: из истории

Защита представителей преклонного возраста – это правило, известное еще с древних времен. В Древней Руси пожилые люди пользовались огромным уважением всей общины и были окружены заботой и поддержкой всех членов поселения независимо от родственных связей. Для стариков, как правило, сообща выделялся наиболее доступный участок земли для заготовки сена и другого хозяйства. Уже тогда, во времена язычества, взяли свое начало традиции милосердия к слабым и немощным. Одно из проявлений этих устоев – статус старцев. Рядом с каждой общиной было место – погост – где селились старые, немощные люди. Они проживали там за счет опеки и подаяний от сородичей. Что характерно, понятие «сирота» тогда толковалось и как «старый, дряхлый», то есть требующий ухода и защиты. В сознании людей тех времен осиротевшие дети и старшее поколение относились к одной категории и подлежали опеке и присмотру. Таким образом, забота о представителях преклонного возраста была частью менталитета, само собой разумеющимся. С приходом христианства в средние века естественная традиция заботы о стариках стала приобретать свойства социальной политики. Теперь не только родственники и соседи участвовали в судьбе старшего поколения. Поддержка от государства и помощь состоятельных граждан также стали ощутимыми. Но ключевым элементом в вопросах социальной защиты пожилых людей и инвалидов в те времена являлась церковь. Выражаясь современным языком, развитая инфраструктура (храмы, монастыри, часовни) – позволяла охватить заботой всех нуждающихся, а милостыня как богоугодное дело становится основным инструментом помощи. Сформировавшаяся система благотворительности и принятия подаяния в целом служила для перераспределения материальных благ в обществе и имела обоюдное значение как для дающего, так и для нуждающегося. Страждущий получал средства к существованию, а жертвующий реализовывал потребность заботы о слабых и благополучии всего сообщества. Кроме того, иметь репутацию известного благотворителя было очень престижно. С течением времени во многих странах церковь лишилась автономии, стала частью государства. В результате основная роль в вопросах социальной защиты и ухода за пожилыми людьми перешла к правительству. В России по указу Петра I были созданы богадельни, куда определяли стариков, негодных к военной службе. Затем императрица Анна Иоанновна распространила государственную опеку на женщин: пожилые вдовы получили возможность жить на склоне лет в монастырях. Не обошлось, конечно, без перегибов: указ следующей монархини, Анны Леопольдовны, направленный на расселение нищих по монастырям, изгнал из Санкт-Петербурга практически все население. В начале XX века, в период революций, система помощи старым и немощным в нашей стране пришла в упадок. Защита пожилых людей и инвалидов, созданная вековой монархией, после отречения последнего самодержца осталась без государственного содействия.

Социальная защита пожилых людей в странах Западной Европы

Качественные изменения в соотношении возрастных групп населения значительно повлияли на методы защиты интересов пожилых граждан. Резкое увеличение числа пенсионеров исчерпало возможности существующих систем социальной поддержки в первую очередь развитых государств. Рост безработицы дополнительно усугубил положение. Правительства стран, где ситуация наиболее острая, попытались найти решение проблемы, мотивируя сотрудников уходить на пенсию в более раннем возрасте. Эта мера была призвана освободить рабочие места для молодого поколения, тем самым снизив уровень безработицы и увеличив производительность труда.
Различные процедуры преждевременного ухода на пенсию существуют с 80-х годов XX века и уже применяются в большинстве стран Евросоюза.

Опыт социальной работы с пожилыми людьми в зарубежных странах

Различные процедуры преждевременного ухода на пенсию существуют с 80-х годов XX века и уже применяются в большинстве стран Евросоюза.

Реализация принципа «Пенсия раньше» пошла по двум направлениям:

Читайте также:  Как заполнить транспортную накладную, если перевозку осуществляет экспедитор

Человек после выхода на пенсию имеет право работать.

Человек после выхода на пенсию не имеет права работать.

Наибольшего успеха в этом вопросе добились Бельгия, Германия и Франция.

Государственная социальная помощь может быть рассмотрена в широком и в узком смыслах. В широком под ней подразумеваются все денежные выплаты различным категориям граждан, которые наиболее в ней нуждаются в настоящее время. Сюда относятся все социальные пособия и закрепленные в законодательстве РФ выплаты. Социальная помощь в узком смысле определяется в федеральном законе под названием «О государственной социальной помощи». Под ней понимаются различные выплаты (компенсации, субсидии, пособия), а также предоставление жизненно необходимых товаров.

Важнейшим принципом соцзащиты является адресность различных социальных программ (выплат). Она предполагает верную идентификацию нуждающихся. Это достигается различными путями. Во-первых, следует оценить материальное положение семей или отдельных лиц. Во-вторых, можно основываться на определенных показателях, связанных статистически с нуждаемостью. Еще одним путем является создание механизма самоадресования. Он требует от органов социальной защиты большой работы, однако в сложившихся условиях представляется наиболее оптимальным.

Главной чертой социальной помощи является ее адресный характер, то есть круг получателей ее конкретно определен. Ими могут быть лишь малоимущие семьи, либо одиноко проживающие малоимущие граждане, имеющие по причинам, не зависящим от них, среднедушевой доход в размере ниже величины прожиточного минимума, который установлен в том или ином субъекте России. Еще одной чертой является ее предоставление в виде натуральной помощи и денежных выплат. Временный характер признан отличительной чертой социальной помощи, оказываемой государством. Она может осуществляться, в соответствии с законом, единовременно либо в течение определенного периода (не менее 3-х месяцев).

Адресная социальная помощь — система мероприятий, направленных на оказание помощи нуждающимся лицам, живущим за чертой бедности и имеющим доход ниже бюджета прожиточного минимума. Государственная адресная социальная помощь, направленная на поддержание минимально гарантированного уровня доходов малообеспеченных граждан, действует в республике с 2001 года.

Виды адресной помощи:

  • денежная помощь (единовременная, постоянное пособие для оплаты транспортных услуг, оказание помощи в случае создания экстренных ситуаций, которые повлекли значительное расходы, оказание помощи в оплате жилья и коммунальных услуг, предоставление дотаций, льготных ссуд и кредитов);
  • натуральное обеспечение (предоставление предметов первой необходимости);
  • гуманитарная помощь;
  • законодательное закрепление услуг и льгот.

Показателями, дающими основание для предоставления адресной социальной помощи, являются: отсутствие средств к существованию; материальный ущерб или физические повреждения вследствие стихийных бедствий, катастроф, межнациональных конфликтов, репрессий тоталитарных политических режимов; одиночество и неспособность к самообслуживанию; совокупный семейный или среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума.

Финансирование этого вида социальной помощи осуществляется за счет средств Республиканского бюджета. Участвуют также различные государственные и негосударственные фонды, предприятия, общественные организации. Принимаются пожертвования отдельных лиц.

Помощь предоставляется в денежной или натуральной формах. При необходимости формы ее предоставления могут быть совмещены.

Решение о назначении и размере социальной помощи на каждого получателя и на всех членов семьи, ее формы и виды с учетом фактора нуждаемости семей или одиноких лиц, а также их имущественного положения, о возможной помощи со стороны детей и близких родственников принимается Комиссией по выявлению и учету малоимущих граждан и оказанию им помощи.

Право на получение адресной социальной помощи имеют:

  • многодетные семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей;
  • неполные семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей;
  • семьи, имеющие в своем составе инвалидов 1 и 2 групп, воспитывающие несовершеннолетних детей;
  • семьи, в которых оба родителя являются безработными не менее 3 месяцев на дату обращения за социальной помощью и выполняют обязанности безработных, предусмотренные законодательством о занятости, или студентами, обучающимися бесплатно с отрывом от производства в профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведениях;
  • семьи, в которых трудоспособный член семьи осуществляет уход за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, престарелым старше 80 лет;
  • одинокие инвалиды 1 и 2 групп;
  • одинокие инвалиды 3 группы и одинокие инвалиды с детства старше 18 лет, получающие социальную пенсию;
  • одинокие пенсионеры и одинокие супружеские пары пенсиионного возраста.

Объектом адресной социальной помощи являются семьи и одинокие лица при условии, если совокупный среднедушевой доход семьи или одинокого лица за три месяца, предшествующих месяцу обращения за социальной помощью, не превышает 60% утвержденного в установленном порядке бюджета прожиточного минимума в размере на душу населения, действующего на дату обращения.

Как оформить родственника в государственный дом престарелых

Процедуру оформления в пансионат можно инициировать лично либо через законного представителя. На содействие со стороны государства имеют право не все граждане.

Главная причина в том, что, не смотря на не слишком комфортные условия проживания, в государственных домах-интернатах свободные места, как правило, отсутствуют. В любом случае, нужно дождаться направления от органов социальной защиты, без него попасть в пансионат невозможно.

Для оформления путевки в государственный дом для инвалидов и пожилых людей необходимы следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность (паспорт);
  • полис ОМС;
  • заключение медицинской комиссии о состоянии здоровья;
  • справка о присвоенной группе инвалидности (при наличии);
  • СНИЛС;
  • пенсионное удостоверение.

Утвержден профессиональный стандарт «Социальный работник». Он применяется при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, при разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 г.

Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления профессиональной деятельности. В данном случае — для оказания социальных услуг. Последние подразделяются на социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-правовые, социально-экономические.

Читайте также:  Пособие по безработице в 2023 в России

Для каждого вида социальных услуг приведен перечень трудовых действий, указаны необходимые умения и знания.

У социального работника должно быть среднее профессиональное либо среднее общее образование. Требуется пройти профессиональную подготовку (стажировку) на рабочем месте, а также учебный курс по оказанию первой помощи до оказания медицинской помощи.

К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством. Нужно проходить медосмотры.

Социальный работник обязан сохранять конфиденциальность сведений о клиенте и соблюдать требования этического кодекса.

Сущность социальной политики государства: цели, задачи, принципы

Основным направлением государственной политики является социальная политика, целью которой является гармонизация социальных интересов различных групп населения. Платонова Н.М. Теория и методология социальной работы. — Москва: Издательский центр «Академия», 2010.

Социальная политика — это разработанный и реализуемый комплекс целей, направленных на улучшение жизни людей в стране, регионе или компании.

Основной целью социальной политики государства является гармонизация общественных отношений. Его основное направление — создание социально гарантированных условий для жизнедеятельности граждан. Целью государственной социальной политики в отношении инвалидов и пожилых людей является устойчивое повышение уровня и качества жизни на основе социальной солидарности и справедливости, соблюдение баланса интересов всех социальных и демографических групп населения, а также рациональное использование финансовых и иных ресурсов. Обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и иных прав и свобод, установленных Конституцией Российской Федерации и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

К 2015 году должен быть решен ряд основных задач

стабилизация материального и социального положения пожилых граждан путем совершенствования механизма нормативного регулирования в сфере защиты прав и интересов, пенсионного обеспечения, здравоохранения, доступной занятости, предоставления адресной помощи и широкого спектра социальных услуг, способствующих достойному образу жизни в старости

Продолжение совершенствования существующих и создание новых институциональных структур для жизнеобеспечения, поддержания жизнеспособности и здоровья, социализации и социальной коммуникации пожилых людей;

Утвердить позитивное отношение к старости и пожилым людям как уважаемым и активным членам общества и повысить готовность всего населения к происходящим демографическим изменениям.

Это создаст условия для достижения независимости, активного участия в жизни общества, обеспечения необходимого ухода, реализации внутреннего потенциала и сохранения достоинства российских граждан в пожилом возрасте.

Это требует согласованных, целенаправленных действий со стороны органов власти, муниципалитетов, общественных институтов и граждан, действующих в рамках своих полномочий и возможностей.

Основы государственной социальной политики Российской Федерации в отношении инвалидов и пожилых людей базируются на следующих принципах.

Принцип ответственности государства. Создание условий для надежной социальной защиты и улучшения социального положения граждан старшего поколения в соответствии с изменениями в обществе, выполнение обязательств по предотвращению бедности и лишений в связи с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Принцип равенства всех граждан старших поколений — равное право на защиту и помощь в трудных жизненных ситуациях, принятие решений по вопросам их жизнедеятельности независимо от социального статуса, национальности, места жительства, политических и религиозных убеждений, экономического вклада, обеспечение равных возможностей для самореализации в социально-трудовой сфере и общественной деятельности.

Принцип преемственности государственной социальной политики и стабильности действий в отношении граждан старшего поколения — сохранение и реальная финансовая жизнеспособность социальных гарантий поддержки пожилых граждан и постоянный учет интересов пожилых людей как особой категории населения.

Принцип сочетания правового и этического регулирования — соблюдение прав человека, норм законодательства, эффективное использование правовых механизмов для реализации политических решений в отношении граждан старших поколений в сочетании с обеспечением условий для справедливого отношения к пожилым людям и использования уникального опыта пожилых людей.

Организация пенсионного обеспечения

В России каждый гражданин имеет право на получение пенсии по достижении им определенного возраста.

Каковы законодательные аспекты социальной защиты престарелых граждан в части пенсионного обеспечения?

  • Закон гласит, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на начисление ему базовой пенсии, размер которой не зависит от его трудового стажа и величины заработной платы. Ее определяет Правительство РФ и Пенсионный фонд. Базовая часть пенсии в 2019 году составляет 5334,19 руб. Это тот минимум, который могут получать все граждане РФ, достигшие пенсионного возраста. Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии регулярно индексируется. Задачей Правительства является увеличение размера базовой пенсии до размера прожиточного минимума.
  • Пенсия имеет также страховую часть. Размер страховой части пенсии у всех граждан индивидуален, он рассчитывается по определенной формуле, которая включает такие показатели, как величина трудового стажа и заработной платы, наличие льгот (к примеру, надбавки получают люди, имеющие несколько лет трудового стажа сверх установленной государством нормы, ветераны или участники ВОВ, инвалиды и т.п.).
  • Кроме того, существует третья часть пенсии – накопительная. Накопительная пенсия – это ежемесячная пожизненная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов работодателей и дохода от их инвестирования. Накопительная пенсия может формироваться у граждан 1967 года рождения и моложе в случае, если до конца 2015 был сделан выбор в ее пользу.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...