Все о проведение специальной оценки условий труда пошаговый алгоритм 2021 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все о проведение специальной оценки условий труда пошаговый алгоритм 2021 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Обеспечению безопасности труда законодатель уделяет особое значение.
Нарушение порядка или сроков проведения СОУТ чревато в лучшем случае предупреждением или взыщут штраф (п. 2 ст. 5. 27.1 КоАП РФ).
Кроме того, что руководителю придется заплатить 5-10 тыс. рублей в доход государства, одновременно само предприятие, выступающее юрлицом, может понести убытки в размере 60-80 тыс. рублей.
К административной ответственности привлекают и предпринимателей, использующих наемных рабочих.
Если повторно будут выявлены аналогичные нарушения:
∙ сумма штрафа значительно увеличится;
∙ может грозить дисквалификацией сроком 1-3 года.
На 3 месяца могут приостановить деятельность, что влечет для работодателя определенный материальный ущерб.

Когда внеплановая СОУТ не проводится?

Если для проведения внеплановой оценки условий труда нет достаточных оснований, проверка может не проводиться. Решение о непроведении таких мероприятий принимается специальной комиссией.

Если государственный инспектор выявил ряд нарушений условий труда, при проведении оценки безопасности работы организации, специалист составляет предписание. В документе указывается весь перечень выявленных нарушений, какие законы и нормативные акты регламентируют невыполненные требования. Предписание вынуждает работодателя устранить все выявленные нарушения. Оценка реализованных действий проводится в рамках внеплановой СОУТ. Пока новый отчет о проведении внеплановой СОУТ не утвержден, работодатель не должен допускать ухудшение условий труда сотрудников, на рабочих местах которых выявлены нарушения. Это регламентируется законами, которые предоставляют гарантии и компенсации, связанные с условиями труда.

В некоторых случаях работодателю необходимо провести специальную оценку внепланово, то есть ранее, чем по прошествии 5 лет (ч. 1 ст. 17):

  • при введении нового рабочего места;
  • при наличии предписания ГИТ о проведении спецоценки;
  • при изменении технологического процесса на рабочем месте, при замене производственного оборудования, состава применяемых материалов, сырья и т.д.;
  • если произошел несчастный случай на рабочем месте (не по вине третьих лиц);
  • если выявлено профессиональное заболевание;
  • если имеется мотивированное предложение выборного органа первичной профорганизации о проведении внеплановой СОУТ.

Когда внеплановая СОУТ не требуется?

Иногда наступившие обстоятельства не требуют организации срочной проверки. Чтобы понять, когда внеплановое проведение СОУТ не требуется, руководству необходимо внимательно изучить статью 17 ФЗ № 426-ФЗ. Согласно этому разделу нормативного документа, от осуществления этой процедуры можно отказаться, если:

  • несчастный случай, имевший место на предприятии, произошел как результат действий третьих лиц;
  • у работодателя — индивидуального предпринимателя изменились фамилия, имя, отчество;
  • внеплановая СОУТ не проводится если произошло переименование должности работника;
  • юридическое лицо, выступающее работодателем, прошло процесс реорганизации.

Основания для проведения внеплановой специальной оценки труда

Среди оснований для проведения СОУТ выделяются следующие:

  • формирование новых рабочих мест;
  • закупка и пуск предприятием нового оборудования или сложных технических средств;
  • изменение технологий производства, сказывающихся на процессе труда;
  • получение предписания от ответственных надзорных и контролирующих органов;
  • использование новых материалов, сырья отличных характеристик (от характеристик используемого ранее), если такие материалы и сырье влияют на характер и условия труда;
  • приобретение и использование новых СИЗ и КИЗ (средства индивидуальной и коллективной защиты);
  • несчастный случай;
  • выявление профессионального заболевания у работника (группы работников);
  • требование профсоюза.

Когда ВСОУТ проводить не требуется

Во внеплановой специальной оценке условий труда необходимости нет в следующих случаях:

  • по причине выполненных реорганизационных процедур изменились реквизиты для регистрации, юридическое наименование субъекта хозяйствования, но условия ведения деятельности остались без корректив;
  • в штатное действующее расписание внесли такие изменения, как переименование должностей, но фактический функционал, рабочее место исполняющего сотрудника не затрагивались;
  • на работу взят новый исполнитель, но за последнее время корректив условий труда по рабочему месту не было;
  • если несчастный случай произошел, то по вине третьих лиц, что может быть доказано, или на территории предприятия, но на рабочем месте, которое не закреплено за сотрудником.
Читайте также:  Увольнение за пьянство по статье

Когда проведение спецоценки не требуется

Даже при очевидных изменениях не всегда собственник обязан проводить спецоценку. Проведение внеплановой СОУТ не потребуется, если:

  • в силу реорганизационных мероприятий были изменены регистрационные реквизиты и юридическое название субъекта хозяйствования (или изменились ФИО ИП), но условия труда остались прежними, а новые рабочие места не вводились (при условии, что в связи с данными изменениями профсоюз не вынес предложений о необходимости ВСОУТ) – п. 3 ст. 17 закона № 426-ФЗ;
  • в штатное расписание предприятия внесены изменения в виде переименования должности, но фактически ее функционал и рабочее место сотрудника, ее исполняющего, изменениям не подверглись (письмо Минтруда от 03.11.2016 № 15-1/ООГ-3913);
  • принят на работу новый исполнитель, но условия труда по данному рабочему месту остались неизменными (функционал работника не был дополнен или уменьшен); при этом новый работник должен ознакомиться (под роспись) с результатом предыдущей СОУТ;
  • зафиксированный на производстве несчастный случай произошел (что должно быть признано установленным образом):
  • по вине третьих лиц;
  • на территории предприятия, но не на закрепленном за сотрудником рабочем месте.

Государственная инспекция труда (ГИТ) оштрафовала организацию на 60 000 рублей за непроведение специальной оценки условий труда вновь принятого на работу сотрудника (СОУТ). Организация в судебном порядке обжаловала данный штраф, указав, что обязанности по проведению спецоценки условий труда у нее не имелось.

Ранее она уже проводила СОУТ в отношении всех своих рабочих мест и сдавала в Роструд соответствующую декларацию. При этом никаких предписаний о проведении повторной спецоценки Роструд в ее адрес не направлял.

Рассмотрев материалы дела, суд признал вынесенный организации штраф законным и обоснованным. Суд пояснил, что все работодатели обязаны проводить спецоценку условий труда своих сотрудников. Данная обязанность распространяется как на организации, так и на индивидуальных предпринимателей.

По итогам спецоценки работодатель подает в территориальный орган Роструда декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. При этом с 2021 года устанавливается бессрочное действие декларации СОУТ в случае отсутствия оснований для ее прекращения (Федеральный закон от 30.12.2020 № 503-ФЗ).

Это значит, что в отношении одного рабочего места может проводиться только одна СОУТ. Повторная спецоценка при отсутствии каких-либо нарушений в отношении ранее проверенного рабочего места не проводится.

В то же самое время законодательство предусматривает случаи, когда работодатели обязаны проводить внеплановую СОУТ. В частности, внеплановая СОУТ должна в обязательном порядке проводиться в случаях ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.

В спорном случае организация приняла на работу нового сотрудника, организовав для него новое рабочее место. Следовательно, она обязана была провести внеплановую СОУТ в отношении рабочего места нового сотрудника. Поскольку СОУТ компанией проведена не была, заключил суд, ГИТ обоснованно ее оштрафовала за нарушение государственных нормативных требований охраны труда.

В каких случаях организуется внеплановая оценка?

Внеплановая СОУТ должна проводиться в следующих случаях.

  • У сотрудников подразделения обнаружены профзаболевания, вызванные вредными производственными факторами.
  • Профсоюзный орган затребовал проведение ВСОУТ по причине обнаружения нарушений на производстве.
  • Создание на предприятии новых рабочих мест.
  • Переоснащение производства посредством покупки нового оборудования или модернизации существующего.
  • Работодатель получил предписание о проведении внеплановой спецоценки на производстве от уполномоченного представителя трудовой инспекции.
  • Интеграция новых технологических процессов, изменяющих параметры производства.
  • Переход на новое сырье, изменяющее степень воздействия вредных факторов на сотрудников предприятия.

Внеплановая СОУТ проводится в случаях производственных травм, вызванных нарушением техники безопасности или стечением обстоятельств.

Чем регламентируется ВСОУТ?

Обязанность проводить СОУТ и ВСОУТ, а также в установленные сроки предоставлять в ГИТ декларацию соответствия по условиям труда возложена на всех субъектов хозяйствования для определения степени воздействия различных факторов на рабочих местах на здоровье работников. СОУТ не проводят лишь в отношении надомных и дистанционных сотрудников.

Процедуру и порядок проведения, аспекты идентификации опасных и вредных производственных факторов, а также декларирование СОУТ обусловлены рядом законодательных актов, основными из них являются:

  • Федеральный закон № 426-ФЗ от 28.12. 2013 г. «О специальной оценке условий труда» (ред. от 27.12.2018);
  • Постановление Правительства РФ № 665 от 16.07.2014 (о списках работ, дающих право на досрочную пенсию).
Читайте также:  Собственник квартиры и «прописанный»: отличия в правовом статусе

Кто и в какие сроки обязан проводить СОУТ

Внеплановая и плановая СОУТ должны проводиться в следующих случаях:

  • на проведение соответствующих действий был издан приказ от Роструда;
  • имел место быть несчастный случай, повлекший за собой тяжелые последствия (травмы, летальный исход);
  • на рабочих местах в ходе проверок были обнаружены заболевания, являющиеся последствием негативного влияния на сотрудников опасных производственных факторов (другими словами, профессиональных заболеваний);

Оценка труда на разных объектах

  • введены новые рабочие места;
  • компания начала применять новое оборудование, сырье или материалы, которые ранее не использовала;
  • в целях защиты от производственных вредных факторов централизованно внедрены средства индивидуальной защиты;
  • предложение мотивировано и выдвинуто органом работников или профсоюзной организацией.

Важно! Рабочие места до СОУТ должны быть обустроены и оборудованы, иначе проверка будет невозможной.

Сроки проведения спецоценки.

Пожалуй, один из основных вопросов, интересующий многих работодателей, которые еще не провели спецоценку условий труда на рабочих местах, – когда же они должны это сделать?

Обратимся сначала к п. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ), согласно которому она проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено данным законом.

Причем в силу п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу этого закона, то есть до 01.01.2014, в отношении рабочих мест была проведена аттестация по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации. При этом результаты последней используются так же, как и результаты спецоценки, в целях, названных в ст. 7 Закона № 426-ФЗ.

Однако из правила есть исключения.

1. Работодатель должен провести внеплановую специальную оценку условий труда в случаях, установленных ст. 17 Закона № 426-ФЗ:

  • ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (п.1 ч. 1);
  • получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой спецоценки в связи с выявленными в ходе проведения надзора за соблюдением трудового законодательства нарушениями требований Закона № 426-ФЗ и других требований охраны труда (п. 2 ч. 1);
  • изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 3 ч. 1);
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 4 ч. 1);
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 5 ч. 1);
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением случая, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов (п. 6 ч. 1);
  • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных проф­союзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой спецоценки условий труда (п. 7 ч. 1).

Срок проведения внеплановой проверки составляет 12 месяцев со дня наступления случаев, указанных в п. 1 и 3 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ, и 6 месяцев со дня наступления случаев, указанных в п. 2, 4 – 7 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ.

К сведению

До 01.05.2016 срок проведения внеплановой проверки для всех случаев составлял шесть месяцев.

2. В отношении рабочих мест, указанных в ч. 7 ст. 9 Закона № 426-ФЗ, спецоценка условий труда проводится с учетом особенностей, установленных Минтрудом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности. До установления таких особенностей применяется общий порядок, преду­смотренный Законом № 426-ФЗ.

Обратите внимание

Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей, утвержден Постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 № 290.

Отметим также, что согласно ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31.12.2018.

Читайте также:  Вывоз и утилизация ТБО (ТКО) по ОКПД 2
Поэтапная процедура спецоценки не может проводиться в отношении рабочих мест

Работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей, с учетом которых досрочно назначается пенсия по старости

В связи с работой на которых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда

На которых по результатам ранее проведенных аттестации по условиям труда или спецоценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда

Нарушение порядка проведения спецоценки.

Итак, за непроведение специальной оценки условий труда или нарушение порядка ее проведения работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Ответственность по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ

Должностные лица

Юридические лица

Предупреждение или штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб.

Штраф в размере от 60 000 до 80 000 руб.

Пример протокола о непроведении соут

К слову о пунктах 3 — 5 и 7 части 1 статьи 17: 3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;…7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда. Для оформления такого решения вам понадобятся два локальных документа.
Председатель комиссии по проведению специальной оценки условий труда (должность) (подпись) Ф.И.О. (дата) Члены комиссии по проведению специальной оценки условий труда: (должность) (подпись) Ф.И.О. (дата) (должность) (подпись) Ф.И.О.

Общие положения, регулирующие порядок составления приказа о специальной оценке условий труда

Проведение СОУТ – это обязательное требование закона, которое должно выполняться всеми без исключения организациями. Специальная оценка представляет собой перечень мер, направленных на обнаружение неблагоприятных факторов на рабочих местах служащих компании. Обязанным лицом, ответственным за проведение СОУТ является работодатель, что прямо следует из абз. 10 ч. 2 ст. 212 ТК РФ.

Порядок проведения процедуры закреплен в ФЗ “О специальной оценке условий труда” от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Для проведения мероприятий создается комиссия, и утверждается график необходимых проверочных действий, что следует из ст. 9 ФЗ № 426.

Для того, чтобы инициировать процесс, руководству организации необходимо издать соответствующий приказ. Это письменное волеизъявление работодателя о проведении СОУТ. Образец приказа о проведении СОУТ приведем ниже.

Проводить ли внеплановую СОУТ при реструктуризации организации

Это позволит Вам не совершать дополнительных финансовых затрат, и обезопасить себя от претензий проверяющих органов. При этом составленный в соответствии с 59 статьей ГК РФ передаточный акт не нуждается в государственной регистрации, и предоставляется государственным органам во время проверки, поскольку обязанности юридического лица, указанные в передаточном акте, регулируются трудовым законодательством, и истекают из 212 статьи ТК РФ.

2. Согласно настоящему передаточному акту происходит правопреемство также тех прав и обязанностей реорганизуемой организации, в отношении которых обязательства запланированы на следующие периоды времени, в связи с установленной периодичностью. Реорганизованная организация получает права и обязанности реорганизуемой организации, как названные в настоящем тексте, так и те, которые не оговорены в настоящем передаточном акте.

Рекомендуем прочесть: Обязательная доля по завещанию в наследстве


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...