Транспортный налог: кому и сколько платить, а кто от него освобожден?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Транспортный налог: кому и сколько платить, а кто от него освобожден?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В новом законе закреплено, что полностью освобождаются от транспортного налога две новые категории ТС:
«обращенные в доход государства по решению компетентного органа»;
«специально оборудованные для использования инвалидами и имеющие соответствующую запись в техпаспорте».

Объект налогообложения

Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами или организациями в ГАИ МВД (п. 1 ст. 307-2 НК).

Не признаются объектом налогообложения транспортным налогом транспортные средства:

1) используемые для оказания медицинской помощи, в т.ч. скорой медицинской помощи;

2) выпущенные не позднее 1991 г. или сведения о годе выпуска которых отсутствуют;

3) категории M1 или M1G (код 8703 80 000 2 ТН ВЭД), приводимые в движение исключительно электрическим двигателем, – по 31 декабря 2025 г.;

4) у плательщиков-организаций: предназначенные для обеспечения социального обслуживания и предоставления социальных услуг нетрудоспособным и другим категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации и на которые в соответствии с законодательством нанесена надпись «Социальная служба», а также специально оборудованные для использования инвалидами;

5) у плательщиков – физических лиц: специально оборудованные для использования инвалидами.

Освобождение от налогообложения

Освобождаются от транспортного налога транспортные средства:

  • в отношении которых не истек срок действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого была уплачена государственная пошлина;

  • снятые с учета до 1 июля 2021 г.;

  • выбывшие из обладания его собственника (владельца) в результате противоправных действий других лиц. Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со ст. 85 НК;

  • организаций, законсервированные в порядке, установленном Совмином.

Тарифы транспортного налога в Беларуси для физических лиц

Для многих граждан Беларуси транспортный налог на автомобиль вошел в число самых крупных и неприятных обязательных расходов. В настоящее время они таковы:

Вид транспорта Размер пошлины (BYN)
автомобиль весом не более 1,5 т. 61
автомобиль весом от 1,5 т. до 1,75 т. 81
автомобиль весом от 1,75 т. до 2 т. 102
автомобиль весом от 2 т. до 2,25 т. 122
автомобиль весом от 2,25 т. до 2,5 т. 142
автомобиль весом от 2,5 т. до 3 т. 162
автомобиль весом более 3 т. 223
мотоцикл 41

Как платить прошедшим техосмотр

Те, кто добросовестно, и главное, не пропуская сроков, посещал станции техосмотра, а значит, до недавнего времени исправно платил транспортный налог, в этом году не получат извещения от МНС. Здесь все зависит от возраста авто и уплаты налога, который раньше был привязан к прохождению техосмотра. Разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении должно действовать не позднее 1 января 2021 года.

Поясним на примере. Новая машина куплена владельцем в салоне в мае 2019 года. Вместе с покупкой авто проходится техосмотр и оплачивается дорожный сбор. Следующий техосмотр (у новых машин через два года) проводится в июне 2021-го. Значит, разрешение на допуск действительно, поскольку выдано ранее 1 января 2021 года. Владелец такой машины не получит извещение на уплату авансового платежа в этом году. Транспортный налог за 2021 год он уплатит после получения извещения, но уже в сентябре 2022-го.

Читайте также:  Особенности страхования авто с пробегом

Теперь о том, какую сумму налога заплатит этот автовладелец. Если срок действия техосмотра, а значит, и предыдущего дорожного налога закончился в мае 2021 г., то новый налог будет подсчитан пропорционально календарным месяцам, начиная с июня.

Поясним на примере. Для автомобиля массой не более 1,5 т размер годовой пошлины — 61 рубль. Значит, за один месяц нужно уплатить 61:12=5,083 рубля. Умножаем эту сумму на количество месяцев в 2021 г., начиная с июня: 5,083*7=35,581 рубля. Такую сумму налога за 2021-й заплатит автовладелец, но уже в 2022 году. В 2023-м он оплатит транспортный налог за весь 2022-й.

Еще примеры.

Автовладелец уплатил госпошлину и прошел техосмотр на автомобиле старше 10 лет в июле 2020 года. Срок действия разрешения, а значит, и предыдущего налога, истек 31 июля 2021 г. Значит, его транспортное средство освобождается от уплаты транспортного налога на период срока действия разрешения, т. е. с 1 января по 31 июля 2021-го. В 2022 г. ему насчитают госпошлину с августа по декабрь 2021 г., т. е. за пять месяцев.

Еще вариант. Автовладелец уплатил госпошлину в декабре 2020 года, а техосмотр прошел в январе 2021-го. Поскольку необходимое разрешение получено им уже в 2021 г., когда выдача разрешения не являлась объектом обложения государственной пошлиной, то гражданин обязан уплатить транспортный налог за 2021 г., и ему придет уведомление об авансовом платеже уже в этом году. Госпошлина, уплаченная автовладельцем в 2020 г., подлежит возврату либо зачету в счет уплаты налогов, в том числе транспортного налога.

И такой вариант. Автовладелец машины старше 10 лет проходил техосмотр в предыдущие годы, но с небольшими перерывами. Например, действие его разрешения на допуск (т. е. срок оплаты предыдущего дорожного налога) заканчивалось в октябре 2020 г., а в феврале 2021 г. он снова прошел техосмотр, но ничего не уплачивал. Получается, что на 1 января 2021 г. предыдущий дорожный сбор не был уплачен. В таком случае владельцу придет авансовое письмо из налоговой уже в этом году. В 2022 г. для автомобиля, например, массой от 1,5 до 1,75 т придется доплатить 81-29=52 рубля.

К сожалению, все варианты описать невозможно, но с некоторыми предлагаем ознакомиться здесь.

Как и кто будет контролировать уплату налогового платежа

Ранее, когда планировалось отвязать дорожный сбор от техосмотра и рассматривались различные варианты взимания налога за дороги, самой большой проблемой была система контроля за уплатой.

Предполагалось выявлять неплательщиков с помощью камер фото и видео фиксации. Нарушителям, участвующим в дорожном движении без уплаты налога за дороги, планировали присылать «письма счастья» по аналогии со штрафами за превышение скоростного режима.

Но поскольку сейчас речь идет именно о налоге, а не госпошлине, то и контролировать уплату будут налоговые органы. Здесь схема проста: если у вас есть автомобиль, вы плательщик налога. При неуплате начисляется пеня.

Не исключено и привлечение к административной ответственности за неуплату или неполную уплату суммы налога. В отношении злостных неплательщиков будет возбуждаться исполнительное производство: на машину могут накладывать арест.

Размер (ставка) транспортного налога для физических лиц в 2022 году

Категория транспортных средств

Ставка налога, рублей

Легковой автомобиль с разрешенной максимальной массой (в тоннах):
до 1,5 т. (включительно) 61,0
от 1,5 т. до 1,75 т. 81,0
от 1,75 т. до 2,0 т. 102,0
от 2,0 т. до 2,25 т. 122,0
от 2,25 т. до 2,5 т. 142,0
от 2,25 т. до 3,0 т. 162,0
свыше 3,0 т. 223,0
Прицеп с разрешенной максимальной массой (в тоннах):
до 0,75 т. 41,0
свыше 0,75 т. 223,0
прицеп-дача (караван) 41,0
Грузовой автомобиль (автомобиль-тягач) седельный тягач, грузопассажирский автомобиль с разрешенной максимальной массой:
до 2,5 т. 162,0
от 2,5 т. до 3,5 т. 345,0
от 3,5 т. до 12 т. 447,0
более 12 т. 508,0
седельный тягач 406,0
Автобусы с числом посадочных мест:
до 20 мест (включительно) 244,0
от 21 до 40 мест (включительно) 345,0
свыше 40 мест 447,0
Мотоцикл (всех видов) 41,0

Размер (ставка) транспортного налога для юридических лиц в 2022 году

Категория транспортных средств

Ставка налога, рублей

Легковой автомобиль с разрешенной максимальной массой (в тоннах):
до 1,0 т. (включительно) 162,0
от 1,0 т. до 2,0 т. 209,0
от 2,0 т. до 3,0 т. 255,0
свыше 3,0 т. 325,0
Прицеп с разрешенной максимальной массой (в тоннах):
до 0,75 т. 116,0
свыше 0,75 т. 278,0
прицеп-дача (караван) 116,0
Грузовой автомобиль (автомобиль-тягач) седельный тягач, грузопассажирский автомобиль с разрешенной максимальной массой:
до 2,5 т. 278,0
от 2,5 т. до 3,5 т. 394,0
от 3,5 т. до 12,0 т. 510,0
свыше 12,0 т. 580,0
седельный тягач 464,0
Автобусы с числом посадочных мест:
до 20 мест (включительно) 278,0
от 21 до 40 мест 394,0
свыше 40 мест 510,0
Мотоцикл (всех видов): 70

• Основные изменения по УСН, вводимые с 1 января 2023 г. Законом Республики Беларусь от 31 декабря 2021 г. № 141-З.

• Комментарий к постановлению Совмина от 01.07.2022 № 433 «О порядке использования приложения «Налог на профессиональный доход»».

• Постановления Совмина приведены в соответствие с налоговым законодательством. Комментарий к постановлению Совмина от 24.05.2022 № 324.

• НК-2023: основные изменения по УСН с 2023 года.

IV. Распределение ЕНП

Отраженные по единому налоговому счету суммы налоговый орган самостоятельно засчитывает в счет исполнения плательщиком обязанностей по уплате конкретных налогов, страховых взносов в следующей последовательности, установленной п. 8 ст. 45 НК РФ:

  1. недоимка – начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
  2. налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы – с момента возникновения обязанности по их уплате;
  3. пени;
  4. проценты;
  5. штрафы.

Если на момент распределения суммы ЕНП недостаточно для покрытия всех налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, распределение производится в соответствии с приведенной последовательностью пропорционально суммам налоговых обязательств (п. 10 ст. 45 НК РФ).

Приведенная схема уплаты и распределения применяется к большинству платежей, предусмотренных НК РФ, но есть и исключения (см. п. 1 ст. 58 НК РФ). Вне состава ЕНП уплачиваются и учитываются налоговыми органами:

  1. госпошлина (за исключением госпошлины, в отношении уплаты которой судом выдан исполнительный документ),
  2. авансовые платежи по НДФЛ, вносимые иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента.

Данные платежи не входят в совокупную обязанность и не учитываются на едином налоговом счете (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Могут уплачиваться не в составе ЕНП (на усмотрение плательщика):

  1. налог на профессиональный доход,
  2. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Транспортный налог в Беларуси – это неофициальное название «Госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении».

Транспортный налог также могут называть «налогом на дороги», а иногда – «платой за техосмотр», хотя последнее неверно, техосмотр – это контрольная процедура, которая оплачивается отдельно.

Уплата транспортного налога регламентируется законодательством и обязательна для большинства автовладельцев. Это важный момент – платят налог (ранее госпошлина) именно владельцы транспортных средств.

Читайте также:  Как обжаловать штраф ГИБДД: большая статья для тех, кто не согласен с наказанием

Палатой представителей от 18 декабря 2020 года приняты изменения в Налоговом кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 года. Согласно постановлению с 1 января 2021 года отменяется пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Вместо госпошлины будет действовать транспортный налог. Как ранее и планировалось транспортный налог (дорожный сбор) будет отвязан от техосмотра. Размер транспортного налога будет ниже госпошлины, однако платить его обязаны все владельцы транспортных средств. Таким образом, уклониться от уплаты транспортного налог не удастся.

Кто должен оплачивать транспортный налог?

Данный налогом облагаются транспортные средства, зарегистрированные в ГАИ.

Плательщиками транспортного налога являются:

  • организации;
  • физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве ИП;
  • лизингополучатель, в случае передачи транспортного средства в финансовую аренду (лизинг).

Примечание:

Плательщиками транспортного налога не признаются:

  • республиканские органы государственного управления, иные государственные органы и органы государственного управления, их структурные подразделения с правами юридического лица и территориальные органы,
  • суды;
  • органы прокуратуры;
  • исполкомы (их структурные подразделения с правами юридического лица);
  • организации-перевозчики, включенные в перечни автомобильных перевозчиков, обязанных выполнять автомобильные перевозки транспортом общего пользования;
  • войска и воинские формирования.

Налог не уплачивается на транспортные средства:

  • находящиеся в угоне;

Примечание:

Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами (статья 85 Налогового кодекса).

  • используемые для оказания медицинской помощи, в том числе скорой медицинской помощи;
  • выпущенные не позднее 1991 года или сведения о годе выпуска которых отсутствуют;
  • электромобили – по 31 декабря 2025 года;
  • специально оборудованные для использования инвалидами;
  • у плательщиков-организаций – предназначенные для обеспечения социального обслуживания и предоставления социальных услуг нетрудоспособным и другим категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации и на которые в соответствии с законодательством нанесена надпись «Социальная служба», а также специально оборудованные для использования инвалидами.

Региональные платежные особенности

Дополнительные сроки уплаты транспортного налога для юридических лиц появляются внутри каждого отчетного года, если региональные власти своими НПА предусмотрели обязательные авансовые платежи по этому налогу.

Далеко не все регионы настаивают на уплате ежеквартальных авансов по транспортному налогу, но в любом случае игнорирование этого требования чревато материальными потерями в виде пеней за несвоевременное поступление обязательных налоговых сумм в бюджет.

Пример

Специалист по бухучету Потапов Р. М. последние три года ведет налоговый и бухгалтерский учет в ООО «Бригантина» (Свердловская область). С января 2022 года он добавил к своим обязанностям удаленный учет в ООО «Фортуна» (Московская область). Обе компании используют транспорт в своей деятельности.

Исполняя обязанность по уплате транспортного налога за 2021 год, Потапов Р. М. в феврале оформил платежные поручения от имени каждой из компаний. Затем с головой погрузился в годовую отчетность.

По поводу авансовых платежей он не беспокоился ─ в Свердловской области региональное законодательство платить авансы по транспорту не требует (п. 1 ст. 3 Закона Свердловской области от 29.11.2002 № 43-ОЗ).

Что касается авансов по транспорту ООО «Фортуна», осуществлявшей деятельность в Московской области, то этот вопрос он из виду упустил, вовремя не заглянув в закон МО от 16.11.2002 № 129/2002-ОЗ. Эта невнимательность обернулась для ООО «Фортуна» дополнительными издержками ─ компании пришлось заплатить пени за несвоевременную уплату «транспортных» авансов, т. к. обязанность по их уплате предусмотрена в. п. 1 ст. 2 указанного закона.

Отметим, что в законах субъектов РФ может быть прописано только требование об уплате «транспортных» авансов, но устанавливать свои сроки их перечисления региональные власти не вправе.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...