Как платить НДС – принципал на УСН, агент на ОСНО и наоборот

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как платить НДС – принципал на УСН, агент на ОСНО и наоборот». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Некоторые организации действительно используют агентские договоры как способ уклонения от уплаты налогов. Поэтому часто под подозрение попадают добросовестные компании, в деятельности которых привлечение агентов было обосновано и экономически целесообразно.

Что такое агентский договор

Агентский договор – это документ для оформления отношений между агентом (посредником) и принципалом (заказчиком), в рамках которого первый обязан совершить определенные действия по поручению второго за вознаграждение. При этом посредник действует от своего имени или от имени заказчика, но всегда за счет последнего. Разница в способах представления интересов сказывается на обязанностях по договору. Если агент действует от своего имени с упоминанием принципала – обязанности по договору ложатся на агента, если же агент участвует от имени заказчика, то обязанности возникают у последнего.

Размер агентского вознаграждения и способ выплаты стороны закрепляют в договоре. Как правило, это определенная сумма или проценты от совершенной сделки.

В установленные договором сроки посредник предоставляет принципалу отчет о выполнении поручения и прикладывает к нему подтверждающие документы по расходам в отношении принципала.

Организации привлекают агентов в своей деятельности по разным направлениям. Это могут быть поручения по реализации покупателям товаров принципала, приобретение имущества для заказчика, вопросы юридического характера.

Почему агентский договор привлекает внимание налоговых органов

Давайте посмотрим на сумму налогов к уплате при сделках организации на ОСНО без привлечения посредника и с участием агента на УСН с объектом налогообложения «Доходы».

Сделка без участия агента Сделка с участием агента на УСН (6%)
ООО «Искра» приобрело товар по цене 300 руб., в т.ч. НДС 20%,
затем оно продало этот товар по цене 600 руб. с НДС ООО «Свет».
ООО «Искра» приобрело товар по цене 300 руб., в т.ч. НДС 20%,
затем с помощью услуг агента ООО «Помощник» оно продало этот товар по цене 600 руб. с НДС ООО «Свет».
Вознаграждение ООО «Помощник» по условиям договора = 100 руб.
Входной НДС: 300 / 1,2 х 0,2 = 50 руб.
НДС с продажи: 600 / 1,2 х 0,2 = 100 руб.
НДС к уплате: 100 – 50 = 50 руб.
Входной НДС: 300 / 1,2 х 0,2 = 50 руб.
НДС с продажи: 600 / 1,2 х 0,2 = 100 руб.
НДС к уплате: 100 – 50 = 50 руб.
Выручка без учета НДС:
600 – 100 = 500 руб.
Расходы без учета НДС:
300 – 50 = 250 руб.
Налог на прибыль:
(500 – 250) × 0,20 = 50 руб.
Выручка без учета НДС:
600 – 100 = 500 руб.
Расходы без учета НДС:
300 – 50 = 250 руб.
Налог на прибыль с учетом услуг агента:
(500 – 250 – 100) × 0,20 = 30 руб.
ООО «Помощник» на УСН (6%) заплатит:
100 х 6% = 6 руб.
ИТОГО к уплате в бюджет:
50 + 50 = 100 руб.
ИТОГО к уплате в бюджет:
50 + 30 = 80 руб., и 6 руб. у посредника.

Определение посреднических сделок гражданским законодательством

Действующее гражданское законодательство выделяет три разновидности посреднических сделок — это договоры комиссии, поручения и агентский договор.

Перечисленные сделки оформляют представительство одним лицом интересов другого через заключение договоров с третьими лицами и иных юридических действий.

Статья 990 ГК РФ определяет договор комиссии как договор, по которому «одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента».

Как следует из данного определения, при исполнении договора сделки совершаются от имени комиссионера. В этом главный отличительный признак договора комиссии. При совершении порученной сделки комиссионер выступает как лицо совершенно самостоятельное.

Согласно статье 990 ГК РФ, по сделкам, совершенным комиссионером с третьими лицами, именно комиссионер приобретает права и становится обязанным, хотя комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по ее исполнению. С другой стороны, третьи лица обязываются по отношению к комиссионеру и приобретают в отношении него права.

Статья 971 ГК РФ определяет договор поручения как договор, по которому одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия.

Здесь, как и в договоре комиссии, на поверенного возлагается совершение определенных юридических действий, представляющих интерес для доверителя. Однако при этом, в отличие от комиссионера, поверенный, выполняя обязательства по договору поручения, совершает юридические действия от лица доверителя. Согласно статье 971 ГК РФ, «права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя». С другой стороны, третьи лица по сделкам, совершаемым поверенным за счет доверителя, обязываются по отношению к последнему и приобретают в отношении него права.

Согласно статье 1005 ГК РФ, по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

Конструкция агентского договора в российском гражданском законодательстве преследует цель правового оформления отношений, в которых посредник (представитель) совершает как сделки и другие юридические действия, так и действия фактического порядка, не влекущие юридических последствий. Например, организация, действующая в качестве агента, может взять на себя задачу сбыта чужих товаров, что будет подразумевать не только заключение договоров купли-продажи, но и проведение рекламной компании и других мероприятий по изучению и освоению рынка. В подобных ситуациях сторонам договора невозможно обойтись одной из традиционных конструкций поручения, комиссии или подряда. Необходимо заключить либо несколько различных, но тесно взаимосвязанных договоров между одними и теми же субъектами, либо сложный смешанный (комплексный) договор. Заключение агентского договора позволяет значительно упростить такую ситуацию.

Согласно пункту 1 статьи 1005 ГК РФ по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, агент приобретает права и становится обязанным, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

Хотя договор агентирования является самостоятельным хозяйственным договором, синтезирующим в себе договоры комиссии и поручения, конкретные сделки, конкретные хозяйственные операции, совершаемые агентом для принципала, укладываются в рамки договоров комиссии и поручения. Согласно статье 1011 ГК РФ к отношениям, вытекающим из агентского договора, соответственно применяются правила, предусмотренные главой 49 «Поручение» или главой 51 «Комиссия» ГК РФ, в зависимости от того, действует агент по условиям этого договора от имени принципала или от своего имени, если данные правила не противоречат существу агентского договора или специальным предписаниям ГК РФ по агентированию.

Таким образом, можно выделить следующую особенность договоров комиссии, поручения и агентских договоров, которая определяет как схему налогообложения сделок по ним, так и порядок бухгалтерского учета ведущихся в рамках этих договоров хозяйственных операций: имущество, с которым ведутся операции (относительно которого заключаются сделки купли-продажи, подряда и т. п.), не принадлежит посреднику (комиссионеру, поверенному, агенту) на праве собственности.

Риски, связанные с заключением посреднических договоров

Как было отмечено выше, действующим законодательством достаточно четко прописаны правовые основы посреднических договоров. Однако практика показывает, что заключение таких договоров может привести к серьезным налоговым последствиям — в тех случаях, когда их положениями не предусмотрены некоторые очень важные моменты.

В их числе мы можем выделить несколько основных «контрольных точек», которые должны быть под пристальным вниманием как лиц, ответственных за договорную деятельность в компаниях, так и сотрудников бухгалтерских служб.

Для начала отметим, что в текст посреднического договора не должны быть включены положения, которые противоречат природе посреднических взаимоотношений.

По этому поводу в п. 1 Информационного письма Президиума ВАС отмечено, что «к условиям договора, противоречащим природе посреднических сделок, могут относиться условия об оплате переданного товара не позднее определенного срока, условия договора, свидетельствующие об исполнении договора за счет комиссионера, и другие аналогичные положения».

В данном случае риск споров с налоговыми органами возникает прежде всего у поставщика. Ведь в случае переквалификации агентского соглашения в договор купли-продажи представители фискальных органов могут предъявить компании претензии, связанные с занижением налоговой базы по налогу на прибыль и по налогу на добавленную стоимость в налоговом периоде основываясь на несвоевременном отражении выручки.

В качестве примера судебной практики по рассмотрению судами дел, связанных с переквалификацией посреднических договоров, можно привести Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.07.2014 № Ф07-4526/2014 по делу № А21-7267/2013. Суть претензий налоговых органов сводилась к тому, что предприятие включило в базу, облагаемую налогом на добавленную стоимость, только стоимость реализации услуг по передаче тепловой энергии, а не всю стоимость поставленной потребителям энергии, ссылаясь на заключение с теплоснабжающей организацией агентских договоров на подачу энергии через присоединенную сеть. Суд поддержал в споре фискальные органы, отметив правомерность доначислений сумм налога на добавленную стоимость компании, посредством переквалификации агентских договоров на договоры купли-продажи (поставки) тепловой энергии.

С другой стороны, по причине несвоевременного представления отчетов, у заказчика возникают риски несвоевременного отражения суммы выручки, что может привести к доначислениям сумм налога на добавленную стоимость и налога на прибыль.

Здесь нельзя обойти вниманием тот факт, что в случае заключения посреднических договоров, заказчик отражает выручку на основании полученного от посредника отчета. Обязанность представления таких отчетов прямо предусмотрена нормами ст. 999 и 1008 ГК РФ.

Вместе с тем, ст. 316 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) закреплено, что если реализация производится через комиссионера, то налогоплательщик-комитент определяет сумму выручки от реализации на дату реализации на основании извещения комиссионера о реализации принадлежащего комитенту имущества. При этом комиссионер обязан в течение трех дней с момента окончания отчетного периода, в котором произошла такая реализация, известить комитента о дате реализации принадлежавшего ему имущества. Таким образом, момент передачи отчета заказчику лучше всего четко прописать в договоре учитывая нормы НК РФ.

Читайте также:  Ветераны труда в Приморье могут воспользоваться различными мерами поддержки

Кроме того, при всех очевидных достоинствах заключения посреднических договоров в процессе осуществления реальной хозяйственной деятельности, с позиции налоговых органов они нередко представляют собой инструмент налоговой оптимизации, налогового планирования.

Прежде всего это вызвано сложившейся практикой, при которой разделение функций принципала и агента (если речь идет об агентском договоре) носит притворный характер с целью уменьшить обязательства компаний перед бюджетом по налогам и сборам.

Очень часто, в ходе осуществления мероприятий налогового контроля, представители фискальных органов пытаются доказать необоснованность включения в состав затрат, формирующих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль сумм вознаграждений, выплаченных посреднику на основании заключенного договора опираясь на такие обстоятельства как применение посредником специального налогового режима либо наличие у посредника признаков «фирмы-однодневки».

Согласно опубликованному ФНС России Приказу, одним из признаков ведения финансово-хозяйственной деятельности, характеризующейся высоким налоговым риском, является именно наличие договорных отношений с «фирмами-однодневками». По мнению налоговых органов, сделки с таким контрагентом могут быть признаны сомнительными, что неминуемо приведет к доначислениям. В этой связи за налогоплательщиком закрепляется обязанность по проявлению должной осмотрительности при выборе контрагента с тем, чтобы сделки, заключенные с ним, не вызвали сомнений в их деловой цели и отсутствии намерений в получении необоснованной налоговой выгоды.

Судебная практика по данному вопросу формируется далеко не всегда в пользу налогоплательщика.
Например, в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2017 № 10АП-1533/2017 по делу № А41-69826/16 говорится о безуспешной попытке налогоплательщика оспорить решение налоговых органов, по которому компания должна была доплатить у бюджет недоимку по налогу на прибыль, размер которого, по мнению специалистов ФНС, был неправомерно занижен путем включения в состав затрат расходов на выплату вознаграждения посреднику.

В ходе выездной проверки ими было установлено, что указанное вознаграждение было выплачено, некой компании, с которой был заключен агентский договор, предметом которого являлся поиск покупателей земельного участка.

Для подтверждения права налогоплательщика на уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму произведенных затрат, понесенных в связи с оплатой услуг агента, проверяющими в рамках выездной налоговой проверки был проведен комплекс контрольных мероприятий, в ходе которых было установлено, что агентом выступала компания, фактически не оказавшая агентских услуг налогоплательщику.

Также она не вела финансово-хозяйственную деятельность, а полученные от налогоплательщика денежные средства перечислялись на счета фирм, также не ведущих финансово- хозяйственной деятельности, не имеющих персонала, не выплачивающих вознаграждение физическим лицам, не имеющих каких-либо активов для ведения хозяйственной деятельности.

Как указано в решении апелляционной инстанции, представителем налогоплательщика не были представлены доказательства проявления должной осмотрительности в отношении компании-агента, полученные до даты заключения анализируемого агентского договора. По итогам рассмотрения данного дела, суд поддержал налоговую инспекцию.

Рассматривая данный вопрос, нельзя ставить без внимания информацию, доведенную до сведения налогоплательщиков в одном из Писем ФНС России, в котором помимо прочего уделено пристальное внимание схемам финансово-хозяйственной деятельности с использованием «цепочки контрагентов» без наличия деловой цели.

По мнению налоговых органов, ведение бизнеса с использованием большого числа посредников может свидетельствовать о получении необоснованной налоговой выгоды.
Причем в самом Письме налоговые органы достаточно подробно описывают то, каким образом выглядит данная схема. Принципал в рамках осуществления своей основной деятельности номинально привлекает Агента для выполнения определенных задач, в частности, для поиска клиентов. Агентское вознаграждение связано с доходом, полученным в связи с выполнением контрактов с найденными Агентом заказчиками. При этом фактический поиск заказчиков, подготовка контрактов, ведение переговоров с заказчиком осуществляют должностные лица Принципала.

Функция Агента фактически сводится к созданию документооборота, подтверждающего фиктивные затраты по выплате агентского вознаграждения. Представленная схема приводит к получению Принципалом необоснованной налоговой выгоды в виде включения в расходы затрат по фиктивным агентским договорам и занижению налога на прибыль организаций.

Доходы принципала по агентскому договору

Итак, сделки и иные действия, которые агент совершает по поручению принципала во исполнение агентского договора, влекут налоговые последствия у принципала. Предположим, агент реализует товары принципала. Тогда доходы от реализации появляются непосредственно у принципала. Если агент приобретает имущество для принципала, расходы на приобретение данного имущества также возникают у принципала. Это справедливо как в том случае, когда агент в указанных сделках выступает от имени принципала, так и тогда, когда он действует от своего имени. Напомним, что в статье 316 Налогового кодекса закреплена обязанность агента4 в течение трех дней с момента окончания отчетного периода, в котором произошла реализация товара принципала, известить последнего о дате реализации. На основании такого извещения принципал определяет сумму дохода от реализации на дату реализации. Разумеется, сказанное относится к тем организациям-принципалам, которые формируют налоговую базу по налогу на прибыль методом начисления.

Подводя итог, следует сказать, что возмещение арендатором стоимости коммунальных ресурсов и услуг через агентский договор в некоторых случаях может являться законным и допустимым вариантом оптимизации налогообложения. В настоящей статье мы постарались рассмотреть важные нюансы и «подводные камни» этого варианта.

Но, всегда нужно помнить, что даже законная и обоснованная налоговая оптимизация, если она достигается с отклонением от «стандартных» договорных моделей и конструкций, сопряжена с некоторыми налоговыми рисками, коренящимися в плоскости субъективной оценки конкретных правоприменителей. Но в данном случае, пожалуй, это лишь вопрос готовности налогоплательщика к активной и профессиональной досудебной и судебной защите.

Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней

Если человек в середине года зарегистрировался как ИП или, наоборот, снялся с регистрации, либо присутствовали льготные периоды — взносы рассчитываются только за время деятельности как ИП. За каждый полный месяц — в размере 1/12 тарифа. В неполных месяцах — пропорционально отработанному количеству календарных дней.

ПримерДата регистрации ИП — 23 октября 2020 г. Доходы — 400 000 р.

Фиксированный платеж на пенсионное страхование:

  • 32 448 / 12 = 2 704 р.
  • (2 704 х 2 мес. + 2 704 х 9 дн. / 31 дн.) = 6 193,03 р.

Фиксированный платеж на медстрахование:

  • (8 426 / 12 мес х 2 мес + 8 426 х 9 дн. / 366 дн.) = 1 611,53 р.

1% с превышения:

  • (400 000 — 300 000) x 1% = 1 000 р.

Итого за 2020 г.: 6 193,03 + 1 611,53 + 1 000 = 8 804,56 р.

В связи с обращением по вопросу применения упрощенной системы налогообложения (далее — УСН) Департамент налоговой политики сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34615 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса.

Согласно подпункту 1 пункта 11 статьи 34615 Кодекса при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 Кодекса.

Вместе с тем на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 251 Кодекса в составе доходов не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Статьей 1011 Гражданского кодекса установлено, что, если агент действует от своего имени, но за счет принципала, то к отношениям, вытекающим из агентского договора, применяются правила, предусмотренные главой 51 «Комиссия» Гражданского кодекса, если эти правила не противоречат положениям главы 52 Гражданского кодекса или существу агентского договора.

Таким образом, предметом агентского договора являются любые взаимоотношения агента с третьими лицами в интересах принципала, в том числе выполнение функций комиссионера.

При соблюдении вышеуказанных условий по сделке с третьими лицами у агента, применяющего УСН, в составе доходов при определении объекта налогообложения учитывается только агентское вознаграждение.

В части налога на доходы физических лиц информируем, что согласно пункту 1 статьи 226 Кодекса российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 Кодекса.

Указанные лица именуются в главе 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса налоговыми агентами.

Пунктом 2 статьи 226 Кодекса установлено, что исчисление сумм и уплата налога в соответствии со статьей 226 Кодекса производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 2147 Кодекса), а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 2271 Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.

Особенности исчисления и (или) уплаты налога по отдельным видам доходов устанавливаются статьями 2143, 2144, 2145, 2146, 2147, 2261, 227 и 228 Кодекса.

Таким образом, по общему принципу, если указанные в пункте 1 статьи 226 Кодекса лица не являются источниками дохода, перечисляемого ими налогоплательщику, они не признаются налоговыми агентами.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 223 Кодекса при получении доходов в денежной форме дата фактического получения дохода определяется, в частности, как день перечисления дохода по поручению налогоплательщика на счета третьих лиц.

При этом согласно пункту 1 статьи 1008 Гражданского кодекса в ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором.

Читайте также:  Расчет жилищной субсидии для военнослужащих

Установленного законодательно шаблона для договоров такого типа не существует. Они оформляются в свободной форме. В документе обязательно следует указать место и дату его заключения, а также:

  • предмет соглашения;
  • срок, в течение которого действуют обязательства;
  • права и обязанности сторон;
  • срок выполнения агентского поручения. Этот срок может отличаться от периода действия договора;
  • сдача агентом отчетов;
  • порядок определения величины агентского вознаграждения и расчетов;
  • ответственность сторон;
  • порядок и основания для расторжения соглашения;
  • порядок разрешения споров;
  • порядок действий в форс-мажорных обстоятельствах.

К ним относятся предмет и сторона, от имени которой действует агент. Абсолютно четко и ясно должны быть описаны все действия, которые имеет право и обязан исполнять агент. Также четко должны быть описаны условия, на которых он обязуется выполнять эти действия. Вопрос о том, от чьего имени действует лицо, крайне важен при распределении ответственности.

Агентский договор — сравнительно новая форма оказания посреднических услуг. Она пришла к нам из западной экономической модели. Этот тип документов взял лучшее от соглашений комиссии и поручения, превратившись практически в универсальный инструмент.

В рамках такой бумаги можно оказывать очень широкий спектр услуг, начиная от юридических и заканчивая реализацией любых товаров и работ. При этом все товары остаются собственностью принципала до момента их продажи конечным потребителям. Важно только правильно и юридически грамотно составить договор во избежание его обжалования в судебном порядке.

Агентское вознаграждение: бухгалтерские проводки

Размер вознаграждения в договоре может быть установлен в виде фиксированной суммы, процента от стоимости реализованного товара или как разница в его цене.

За оказываемые посреднические услуги доверитель обязан уплатить поверенному вознаграждение, если это предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором поручения (ст. 972 ГК РФ). Согласно пункту 1 статьи 990 Гражданского кодекса РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По агентскому договору агент по поручению принципала совершает за вознаграждение юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала (п. 1 ст. 1005 ГК РФ).

Таким образом, доходом поверенного, комиссионера и агента является вознаграждение за услуги, оказываемые ими доверителю, комитенту или прин­ципалу. Это положение распространяется и на индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по договорам поручения, комиссии или агентским договорам, поскольку предпринимательская деятельность индивидуальных предпринимателей, как и предпринимательская деятельность организаций, регулируется гражданским законодательством (п. 3 ст. 23 ГК РФ).

Доходы, полученные индивидуальным предпринимателем от осуществления посреднической деятельности, облагаются налогом на доходы физических лиц в обычном порядке, предусмотренном главой 23 Налогового кодекса РФ, то есть по ставке 13 процентов.

Следовательно, и для целей налогообложения НДФЛ вознаграждение, полученное индивидуальным предпринимателем от оказания услуг по договору поручения, комиссии или агентскому договору, в соответствии со статьей 210 Налогового кодекса РФ, рассматривается как доход.

Поступление имущества в рамках посреднического договора не признается доходом посредника — индивидуального предпринимателя. Минфин России в письме от 24 мая 2005 г. № 03–03–02–05/23 рекомендует при определении доходов индивидуальных предпринимателей, подлежащих налогообложению, руководствоваться гражданским законодательством. В соответствии со статьями 971, 990, 1005 Гражданского кодекса РФ по­средник обязуется совершить определенные юридические действия и сделки за счет другой стороны (доверителя, комитента, принципала).

Таким образом, имущество (включая денежные средства), поступившее индивидуальному предпринимателю в связи с исполнением обязательств по посредническому договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных им за доверителя (комитента, принципала), если такие затраты не подлежат включению в состав их расходов, к доходам от ­предпринимательской деятельности не относятся.

Индивидуальные предприниматели при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, комиссии или агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (или любых иных аналогичных доходов) при исполнении таких договоров (ст. 156 НК РФ).

Таким образом, налогооблагаемой базой по НДС у посредника будет являться только сумма его вознаграждения за исполнение посреднического договора.

Отдельного рассмотрения требует ситуация, когда посредник — индивидуальный предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения, а его комитент (принципал) находится на общей системе налогообложения.

Денежные средства, полученные от комитента (принципала, доверителя), за исключением посреднического вознаграждения, не являются доходом и не учитываются посредником для исчисления налоговой базы. Статьей 346.15 Налогового кодекса РФ установлен порядок определения доходов, в соответствии с которым при определении объекта налогообложения «упрощенцы» не учитывают доходы, предусмотренные статьей 251 Налогового кодекса РФ. А подпунктом 9 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, за исключением вознаграждения поверенного. Данная позиция подтверждается также письмами Минфина России от 3 мая 2005 г. № 03–03–02–04/1/113 и от 26 мая 2005 г. № 04–02–05/2/24.

При этом не имеет значения, где находятся денежные средства: на счету посредника — индивидуального предпринимателя или были перечислены комитенту (принципалу, доверителю). Даже в том случае, если посредник использует полученные денежные средства в собственных целях для осуществления своей хозяйственной деятельности, они не могут быть признаны его доходом. Денежные средства не являются индивидуально определенными вещами, поэтому, будучи переведенными комитентом (принципалом, доверителем) на расчетный счет посредника, они смешиваются с его собственными денежными средствами. Соответственно, посредник распоряжается всей суммой денежных средств, находящейся на его расчетном счете (постановление ФАС Северо-Западного округа от 25 мая 2006 г. по делу № А52–6115/2005/2).

Однако при этом не следует забывать, что у посредника существует обязанность передать денежные средства комитента (принципала, доверителя) в соответствии с условиями посреднического договора или по его требованию.

При применении упрощенной системы налогообложения индивидуальный предприниматель не признается плательщиком НДС. Однако, несмотря на это, он должен выставлять на имя покупателей счета-фактуры с учетом налога на добавленную стоимость и передавать реквизиты этих счетов-фактур своему комитенту (принципалу). Такую позицию неоднократно высказывал Минфин России в своих письмах (см., например, письмо от 22 марта 2005 г. № 03–04–14/03). Но такой порядок оформления счетов-фактур не приводит к обязанности посредника уплачивать НДС в бюджет по реализуемым им товарам комитента.

Что же касается своего собственного посреднического вознаграждения, то на его сумму посредник счет-фактуру выставлять комитенту (принципалу) не должен (письмо Минфина России от 5 мая 2005 г. № 03–04–11/98).

Аналогичный порядок действий будет и у посредника — индивидуального предпринимателя, переведенного на уплату единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Так разъяснил Минфин России в письме от 13 мая 2005 г. № 03–06–05–04/124.

Если индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, является комитентом (принципалом), он при определении объекта налогообложения учитывает доходы по правилам статей 249 и 250 Налогового кодекса РФ (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). При этом доходы, предусмотренные статьей 251 Налогового кодекса РФ, не учитываются. Избранный индивидуальным предпринимателем объект налогообложения — «доходы» либо «доходы, уменьшенные на величину расходов», — в данном случае роли не играет.

При этом комиссионное вознаграждение, уплаченное комиссионеру (агенту) по договору комиссии (агентирования), является составной частью этих доходов вне зависимости от того, уплачивается ли оно после совершения сделки (сделок) или посредник самостоятельно его удерживает из доходов, поступающих индивидуальному предпринимателю.

Порядок действий в отношении определения доходов и выставления счетов-фактур у посредника — индивидуального предпринимателя, переведенного на уплату единого налога на вмененный доход (ЕНВД), аналогичен тому, который применяется посредниками на упрощенной системе. Так разъяснил Минфин России в письме от 13 мая 2005 г. № 03–06–05–04/124.

Большинство посредников осуществляет розничную торговлю товарами, принадлежащими комитенту (принципалу, доверителю). А в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м., согласно статье 346.26 Налогового кодекса РФ, должен применяться ЕНВД. В этой связи на практике возникает много вопросов по тому, какую систему налогообложения должен применять посредник.

Данную ситуацию разъяснил Минфин России в своих письмах от 6 декабря 2005 г. № 03–11–04/3/160 и от 13 мая 2005 г. № 03–06–05–04/124. Специалисты финансового ведомства пришли к мнению, что из статьи 990 Гражданского кодекса РФ следует, что комитент не осуществляет фактическую розничную торговлю и поэтому он не может быть признан налогоплательщиком по единому налогу на вмененный доход.

Традиционно посреднические договоры принято подразделять на договоры с участием посредника (агента) в расчетах и без такого участия. В первом случае агент как продавец самостоятельно принимает оплату от третьего лица (с последующей передачей принципалу). Или же как покупатель самостоятельно производит оплату товаров, приобретаемых для принципала. Во второй ситуации денежные средства поступают сразу на расчетный счет принципала или перечисляются с него на счет третьего лица, минуя агента.

Таким образом, когда агент по поручению принципала реализует товары последнего, к агенту в рамках такого договора поступают следующие активы:

  • от принципала — товары на реализацию третьим лицам (если по условиям договора отгрузку товара третьему лицу осуществляет непосредственно агент), а также денежные средства в счет возмещения затрат, произведенных агентом в ходе исполнения агентского договора;
  • от третьих лиц — денежные средства в оплату товаров, реализуемых агентом по поручению принципала (если по условиям агентского договора агент участвует в расчетах).

Данное имущество (включая денежные средства), поступившее к агенту, не является его доходом, облагаемым налогом на прибыль. Основанием служит пп. 9 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса. Дело в том, что агент, выступая по договору с третьими лицами продавцом товаров, принадлежащих принципалу, получает товары от последнего исключительно для отгрузки покупателю. А денежные средства, поступающие к агенту от покупателей, не являются его доходом от реализации товаров. Это соответствующий доход принципала, поскольку агент не реализует товары (они ему не принадлежат), а лишь передает их по поручению принципала (собственника товаров).

К агенту, который приобретает товар для принципала, поступают:

  • денежные средства на покупку этого имущества и на возмещение иных затрат агента (от принципала);
  • приобретаемый товар (от поставщика).

Указанные ценности — собственность принципала, и они не отражаются в составе доходов агента.

Значит, агент по агентскому договору реализует лишь услуги посредника. Поэтому его налогооблагаемый доход не что иное, как сумма агентского вознаграждения. Такой вывод следует из пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Причины неудач агентских схем

Многие опытные бухгалтеры, слыша про агентские схемы оптимизации налогов, недовольно морщатся – способ старый и высокорискованный. Достаточно ввести соответствующий запрос в Яндекс, как найдутся десятки отрицательных для налогоплательщика судебных решений по применению схемы.

В этих решениях с разной вариативностью встречаются все те же ссылки на 53-е Постановление Пленума ВАС. И тогда простой вопрос, на который предприниматели не могут дать вразумительный ответ: зачем нужна схема?

С другой стороны, многие налоговые консультанты продолжают популяризировать этот вид оптимизации, в том числе придумывая ей новую терминологию и называя прямыми и обратными агентскими схемами, что не меняет их суть. Предпринимателям эти схемы нравятся (особенно если агентом выступает ИП, с возможность обналичивания денег) и они их реализуют, нередко пополняя отрицательную судебную практику.

📌 Реклама Отключить

Одна из причин неудачной реализации агентских схем – это непонимание ее налогового аспекта. Гражданский кодекс действительно содержит главу 52, посвященную агентским отношениям и позволяет организациям и ИП применять ее практически без ограничений (за исключением договоров на лицензируемые виды деятельности, в которых обе стороны должны иметь лицензию или в отношении продуктов питания на основании п. 5 ст.13 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ).

Но с точки зрения налогового законодательства и сложившейся судебной практики, важен именно вопрос обоснованности налоговой выгоды, которая всегда присутствует в агентских отношениях в виде снижения налоговой базы или возможности применения УСН при превышении показателей выручки, путем перемещения налоговой нагрузки на низконалоговые субъекты, которыми чаще всего выступают организации и ИП на упрощенной системе налогообложения.

📌 Реклама Отключить

В результате, бюджет недополучает деньги, что естественно привлекает внимание не только налоговиков, но и банков, которые могут усматривать в схеме признаки легализации и блокировать счета.

Два вида агентских договоров

Ст.1005 ГК РФ подразделяет агентские договора на два вида: агент действует от своего имени, но за счет принципала (договор комиссии) или агент действует от имени и за счет принципала (договор поручения).

В обоих случаях агент получает за свои услуги вознаграждение и отсчитывается перед принципалом за проделанную работу.

Если агентская схема подразумевает реализацию товара физическим лицам, то в случае совершения сделки агентом от своего имени и за счет принципала, агент обязан применять ККТ, если же агент совершает сделку от имени и за счет принципала, ККТ обязан применять именно принципал (Письмо Минфина России от 28.06.2017 № 03-01-15/40935), что лишает агентскую схему (по типу поручения) практического смысла (например, при розничной продаже в магазине агента, должен быть установлен ККТ принципала, что будет являться одним из признаков искусственности агентского договора).

📌 Реклама Отключить

На основании ст. 156 НК РФ, налоговая база агента определяется как сумма дохода, полученная от вознаграждения. То есть передача товара от принципала агенту для дальнейшей продажи не является реализацией, право собственности на товар агенту также не переходит, а оплата за товар происходит на счет принципала, который выплачивает агенту вознаграждение.

Налогообложение по агентскому договору с физическим лицом

При заключении договора агентирования между субъектами хозяйствования (даже если один из них является физ. лицом — индивидуальным предпринимателем), каждая из его сторон самостоятельно уплачивает причитающиеся налоги и сборы. Иная ситуация складывается, если в качестве агента привлекается обычный человек, не зарегистрированный в качестве ИП.

Налоговым агентом исполнителя поручения, без статуса хозяйствующего субъекта, является принципал.

В обязательном порядке при начислении агентского вознаграждения из него удерживают НДФЛ и пенсионные взносы. Дополнительно в договоре агентирования можно определить обязанность принципала перечислить различные страховые взносы.

Итак, сделки и иные действия, которые агент совершает по поручению принципала во исполнение агентского договора, влекут налоговые последствия у принципала. Предположим, агент реализует товары принципала. Тогда доходы от реализации появляются непосредственно у принципала. Если агент приобретает имущество для принципала, расходы на приобретение данного имущества также возникают у принципала. Это справедливо как в том случае, когда агент в указанных сделках выступает от имени принципала, так и тогда, когда он действует от своего имени. Напомним, что в ст. 316 Налогового кодекса закреплена обязанность агента в течение трех дней с момента окончания отчетного периода, в котором произошла реализация товара принципала, известить последнего о дате реализации. На основании такого извещения принципал определяет сумму дохода от реализации на дату реализации. Разумеется, сказанное относится к тем организациям-принципалам, которые формируют налоговую базу по налогу на прибыль методом начисления.

В абз. 5 ст. 316 Налогового кодекса говорится о реализации имущества через комиссионера. Поскольку агентские правоотношения, в рамках которых агент осуществляет реализацию товаров принципала от своего имени, в правовом регулировании равнозначны комиссионным, положения названного абзаца распространяются и на них.

Примечание. Если принципал получает выручку за вычетом агентского вознаграждения

Нередко по условиям договора агент удерживает сумму своего вознаграждения из тех средств, которые поступают к нему в счет оплаты реализованного имущества принципала. Тогда агент перечисляет принципалу разницу между суммой выручки от реализации имущества и суммой своего вознаграждения. В такой ситуации принципал должен признать доход от реализации своего имущества в полной сумме (без вычета вознаграждения посредника). Сумму вознаграждения, удержанную агентом, он учитывает в расходах.

Расходы на приобретение имущества через агента

Если агент приобретает имущество для принципала, то специфика налогового учета указанных выше расходов принципала зависит от того, к какому виду у него относится это имущество (основные средства или прочее имущество). Кроме того, важно, какую деятельность ведет организация-принципал — производственную или торговую.

Рассмотрим такую ситуацию — производственная организация (принципал) приобретает через агента виды имущества, перечисленного в п. 1 ст. 254 НК РФ. Согласно п. 2 той же статьи стоимость данного имущества определяется исходя из цен его приобретения , включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением товарно-материальных ценностей. Таким образом, в целях налогового учета стоимость указанного имущества, приобретенного в рамках агентского договора, принципал формирует с учетом агентского вознаграждения и расходов, которые он возмещает агенту и которые связаны с приобретением данного имущества. Эти суммы включаются в состав материальных расходов.

I. Новые каноны администрирования налоговых платежей

С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.

Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).

* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.

Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).

II. Откуда что берется?

Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа по результатам мероприятий налогового контроля; судебных решений; решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и т. д.

По большинству налогов предусмотрены авансовые платежи, есть налоги, по которым отсутствует декларирование. Чтобы в таких случаях налоговые органы могли обработать ЕНП и верно его распределить, организации и ИП не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты, представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. В нем производится «раскадровка» ЕНП по суммам отдельных авансовых платежей по налогам (налогов, страховых взносов) с указанием сроков уплаты, КПП, ОКТМО и КБК (п. 9 ст. 58 НК РФ).

Уведомление передается в электронной форме с применением УКЭП либо через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).

В течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности (п. 12, 14, 16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).

VI. Распоряжение положительным сальдо единого налогового счета

Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, больше денежного выражения совокупной обязанности.

Налогоплательщик может претендовать на зачет или возврат суммы положительного сальдо в порядке, установленном ст. 78 и 79 НК РФ, которые также изложены в новой редакции. Как для зачета, так и для возврата необходимо заявление налогоплательщика.

Зачет возможен, в частности:

  1. в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов;
  2. в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса).
  3. При этом после 1 января 2023 года налоговые органы не рассматривают заявления (п. 8 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ):

  4. о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений до 31 декабря 2022 года (включительно) налоговым органом не принято решение о возврате денежных средств;
  5. о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений налоговым органом до 31 декабря 2022 года (включительно) не принято решение о зачете.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...