Как коснется пенсионная реформа инвалидов 1, 2, 3 группы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как коснется пенсионная реформа инвалидов 1, 2, 3 группы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Вплоть до 1964 года колхозникам и работникам сельской местности вообще не полагалась никакая пенсия. Теперь всё по-другому: люди, посвятившие жизнь аграрным профессиям, могут получить не только пенсию, но и прибавку к ней в 25%, рассказала доцент РЭУ им. Г. В. Плеханова Людмила Иванова-Швец.

Численность пенсионеров сокращается быстрее бюджетного «плана»

При переходе к повышению пенсионного возраста в правительстве ранее сообщали о возможности обнулить к 2030–2031 годам трансферт бюджета в Пенсионный фонд России (ПФР). Предстоящее объединение Фонда социального страхования (ФСС) и ПФР ставит вопрос об актуальности задачи. При этом численность пенсионеров сокращается сейчас явно быстрее, чем закладывается в проектировки ПФР, учитывающие эффект от повышения пенсионного возраста. В 2022-м, судя по имеющейся статистике, «план» ПФР может быть превышен в разы. И в ситуации пока еще продолжающейся пандемии это становится «традицией». Так, в 2021-м, судя по проектировкам ПФР, численность получателей страховой пенсии должна была сократиться почти на 300 тыс. человек, а реальное сокращение превысило тогда 1 млн человек.В конце минувшей недели Совет Федерации одобрил сразу несколько документов, касающихся пенсионной системы РФ: закон об исполнении бюджета ПФР за 2021 год и закон об объединении ПФР и ФСС.Создание с 2023 года нового Фонда пенсионного и социального страхования на базе ПФР и ФСС, как ожидается, позволит централизовать многие вопросы, усовершенствовать процесс оказания гражданам услуг с учетом цифровизации, а также поможет минимизировать административную нагрузку на бизнес за счет установления единого социального тарифа.

Кроме того, видимо, профильным ведомствам придется скорректировать и механизм выделения из бюджета трансфертов, которые будут направляться не в два фонда, а в один – объединенный. Это делает актуальным вопрос и о тех задачах, которые озвучивались в правительстве несколько лет назад – при старте пенсионной реформы, предполагающей повышение пенсионного возраста. Тогда обсуждалась задача выведения пенсионной системы РФ на самообеспечение.

Как сообщала летом 2018 года вице-премьер Татьяна Голикова, благодаря начатой реформе к 2030–2031 годам ПФР перестанет зависеть от федерального бюджета. В правительстве рассчитывали, что к этому сроку «обнулится трансферт бюджета в Пенсионный фонд».

При этом теперь к эффекту от повышения пенсионного возраста, судя по всему, добавился эффект пандемии. Численность пенсионеров в стране стала сокращаться явно быстрее обозначенных ранее в проектировках ПФР ориентиров.

Сначала существенный разрыв между ожиданиями и реальностью произошел в прошлом году. В пояснительной записке к проекту бюджета ПФР на 2021 год прогнозировалось сокращение численности пенсионеров – получателей страховой пенсии за указанный год на 290,8 тыс. человек.

Затем в пояснительной записке к законопроекту об исполнении бюджета ПФР за 2021 год (его как раз и одобрил в конце минувшей недели Совет Федерации) сообщалось, что за указанный год численность пенсионеров – получателей страховой пенсии сократилась почти на 1,1 млн человек. Разница почти в четыре раза. В итоге получателей страховой пенсии в стране насчитывалось на конец года около 38,3 млн человек.

При этом если говорить именно про «пенсионеров по старости», то их численность сократилась за указанный год почти на 1,2 млн человек, составив на конец 2021-го примерно 34,8 млн человек.

После чего в пояснительной записке к проекту бюджета ПФР на 2022 год был сделан прогноз, что за этот год численность пенсионеров – получателей страховой пенсии сократится на 384,6 тыс. человек. Чтобы получить эту цифру, были взяты прогнозные показатели численности указанных пенсионеров на начало 2022-го и на начало 2023-го: примерно 38,8 млн человек и 38,4 млн человек соответственно.

Однако, судя по данным самого же ПФР на 1 января 2022 года, численность получателей страховой пенсии составила не около 38,8 млн человек, как было указано в проектировках, а примерно на 600–700 тыс. человек меньше – 38,1 млн человек, из которых пенсионеров по старости чуть больше 34,6 млн человек. Так что можно ожидать, что и за весь 2022 год численность пенсионеров снова может сократиться в разы больше, чем изначально рассчитывал ПФР. Тем более что сокращение затем продолжилось: по состоянию на 1 апреля 2022-го, численность получателей страховой пенсии была уже около 38 млн человек, из которых пенсионеров по старости – менее 34,6 млн человек.

Читайте также:  Статья 93. Неполное рабочее время

Если же брать весь период после старта в стране новой пенсионной реформы (с 2019 года), то, по данным Росстата, численность пенсионеров по старости в стране сократилась более чем на 2 млн человек.

На пенсионную реформу наслоилась пандемия. Как сообщал глава Минздрава Михаил Мурашко, в структуре летальных исходов от новой коронавирусной инфекции 85% – «это лица старше 60 лет», то есть как раз пенсионеры.

Судя по данным Росстата, за 2020 год в России от COVID-19 умерли почти 145 тыс. человек, из которых около 121 тыс. – в возрасте 60 лет и старше. За 2021 год от COVID-19 умерли примерно 465,5 тыс. человек, из них в возрасте 60 лет и старше – около 399 тыс. человек. Скачок в три раза.

Для кого не изменят пенсионный возраст

Повышение пенсионного возраста затронет не всех. ​Возраст выхода на пенсию не изменится для граждан, занятых на рабочих местах с опасными и вредными условиями труда. Речь идет, к примеру, о спасателях, работниках шахт и горячих цехов, химических производств, водителей автобусов, работников морского и речного флота и др.

Пенсионный возраст останется неизменным для женщин, у кого пять и более детей (см. выше), инвалидов по зрению первой группы и военной травмы, граждан, пострадавших при аварии в Чернобыле, а также для граждан, проработавших в летно-испытательном составе, непосредственно участвующих в летных испытаниях и др. Условия выхода на пенсию сохранятся и для коренных малочисленных народов Севера.

Социальная доплата к пенсии — это прибавка для неработающих пенсионеров

Когда назначается

Если общая сумма материального обеспечения пенсионера ниже прожиточного минимума в регионе проживания.

Размер социальной доплаты

Доплата — это прибавка к материальному обеспечению до прожиточного минимума пенсионера в регионе.

Что входит в материальное обеспечение:

  • пенсия
  • срочная пенсионная выплата
  • дополнительное социальное обеспечение
  • ежемесячная денежная выплата (включая стоимость набора социальных услуг)
  • другие меры соцподдержки в регионах, кроме единовременных
  • денежные эквиваленты соцподдержки при оплате телефона, жилья, проезда

Например, сумма всех выплат пенсионеру — 9700 ₽ в месяц. Прожиточный минимум в регионе — 10 900 ₽. Будет назначена социальная доплата к пенсии — 1200 ₽.

Минимальная пенсия по старости в 2023 году: размер для неработающих и работающих пенсионеров, таблица по регионам

Довольно важным показателем в системе пенсионного обеспечения является минимальный размер пенсии по старости. Ведь пенсионерам важно понимать нижний предел той суммы, которую они гарантированно будут получать после ухода на заслуженный отдых. Для расчета минимального размера выплаты по старости применяется формула, учитывающая индивидуальные показатели для каждого гражданина.

Исходя из минимальных требований для назначения пенсии, можно рассчитать минимальный размер пенсии по старости в 2023 году:

  • минимально необходимое количество пенсионных баллов — 25,8;
  • стоимость одного балла c 1 января 2023 г. — 123,77 руб.;
  • размер фиксированной выплаты — 7567,34 руб.

С учетом этих данных можно рассчитать, что минимальная страховая пенсия по старости в 2023 году составит 10760,61 руб. Ежегодно эти показатели индексируются, а значит и будет увеличиваться минимальный размер выплаты.

В случае, если размер выплаты не дотягивает до величины регионального прожиточного минимума, неработающий пенсионер вправе получить социальную доплату к пенсии. В таком случае минимальная выплата будет определяться величиной прожиточного минимума в регионе проживания пенсионера. К сожалению, для работающих пенсионеров такая доплата не полагается.

Пенсионный балл и его стоимость

Понятие индивидуального пенсионного коэффициента появилось после проведения реформы пенсионной системы 2015 года. До этого основным законом, регулировавшим пенсионное обеспечение для трудящихся/трудившихся граждан, был ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно этому документу трудовая пенсия по старости рассчитывалась через так называемый пенсионный капитал — сумма страховых взносов, уплаченных работодателями за гражданина на протяжении всей его трудовой деятельности.

Однако вторая величина (ожидаемый период выплат) основывалась лишь на статистических данных и плохо справлялась с индивидуальным подходом к каждому пенсионеру. Поэтому после реформы эти понятия были упразднены, а на смену пенсионному капиталу пришел индивидуальный пенсионный коэффициент (пенсионный балл).

Читайте также:  Что будет если не заплатил штраф 30 000 рублей за лишение прав?

Баллы формируются из отношения страховых взносов к максимальной взносооблагаемой базе. Следовательно, чем выше заработная плата и страховой стаж, тем большее количество баллов получится заработать гражданину за свою трудовую деятельность.

Кроме суммы пенсионных коэффициентов в формуле расчета размера страховой пенсии по старости существует еще одна важная величина — стоимость одного балла. Стоит отметить, что эта величина ежегодно индексируется, поэтому размеры пенсии, рассчитанные в разное время будут отличаться друг от друга даже при совпадении количества накопленных пенсионных баллов.

В России могут опять поменять пенсионный возраст? Разбираемся в наболевшем вопросе

Пенсионный возраст оказался вопросом крайне сложным для понимания, особенно в России. Поэтому многие новости сейчас могут сбить с толку. Так, недавно вышло сообщение о том, что в России могут смягчить условия выхода на досрочную пенсию. Это вызвало ряд предположений, что пенсионный возраст в России понизят. Кроме того, депутаты предложили уменьшить возраст начисления прибавки к пенсии. Давайте постараемся ответить на главные и нестыдные вопросы о том, что происходит с пенсионным возрастом в России.

Пенсионный возраст оказался вопросом крайне сложным для понимания, особенно в России. Поэтому многие новости сейчас могут сбить с толку. Так, недавно вышло сообщение о том, что в России могут смягчить условия выхода на досрочную пенсию. Это вызвало ряд предположений, что пенсионный возраст в России понизят. Кроме того, депутаты предложили уменьшить возраст начисления прибавки к пенсии. Давайте постараемся ответить на главные и нестыдные вопросы о том, что происходит с пенсионным возрастом в России.

Рост уровня пенсионного обеспечения в связи с увеличением трудоспособного периода

Повышение пенсионного возраста позволит обеспечить увеличение размера пенсий для неработающих пенсионеров – индексацию пенсий выше инфляции в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

В последние три года в среднем увеличение пенсий осуществлялось на 400-500 рублей. Так, в 2016 году увеличение составило 399 рублей, в 2017 году – 524 рубля, в 2018 году – 481 рубль.

Увеличение пенсионного возраста позволит увеличивать размер пенсий неработающим пенсионерам почти на 1 000 рублей в год.

Предложение об отмене действия пенсионной реформы 2018 года

В начале апреля 2022 года множество надежных и не очень новостных изданий опубликовали новость о том, что в Правительстве готовы рассмотреть предложение об отмене действия пенсионной реформы.

Такая инициатива действительно имеет место быть. Лидер партии «Справедливая Россия» Миронов Сергей Михайлович совместно с депутатами своей фракции внес на рассмотрение в Государственную Думу законопроект об отмене пенсионной реформы. Этот документ предусматривает возвращение возраста выхода на пенсию к старым отметкам в 55 лет для лиц женского пола и в 60 – для мужского.

Миронов лично подчеркнул, что пенсионная реформа была продвинута правительством под руководством тогдашнего премьер-министра и бывшего президента Российской Федерации в период с 2008 по 2012 годы Медведевым Дмитрием Анатольевичем, которым удалось «пропихнуть» и утвердить антинародные законодательные изменения.

Он подчеркнул, что на момент рассмотрения предлагаемых изменений реформа обосновывалась необходимостью экономии денежных средств. Однако сейчас, в 2022 году корректировка возраста выхода на пенсию находится в самом разгаре, но никакого положительного эффекта от этого не наблюдается. Государственный бюджет, выделяемый на выплату пенсионного обеспечения населения, по-прежнему находится в глубоком дефиците.

Помимо отмены действия реформы, Миронов также предложил полностью ликвидировать Пенсионный Фонд РФ как учреждение, заменив его новой системой, разработанной полностью с нуля.

Индексирование пенсии в 2019-2024 годах

По поручению Президента пенсии в России до 2024 года должны индексироваться со скоростью, превышающей индекс роста цен (т.е. инфляцию). По предварительным подсчётам Министерства экономразвития всё проходит именно так, как и было запланировано. В целях борьбы с неофициальными выплатами «серой» заработной платы несколько лет назад введены новые названия оценочного фактора — пенсионный коэффициент переименован в индивидуальный коэффициент (балл), размер которого установили фиксированным, вне зависимости от прогнозного уровня обесценивания. Поэтому очень важно в современных условиях иметь официальную «белую» зарплату, которая позволит при достижении определённого возраста получать достойную пенсию, а не довольствоваться минималкой. При расчёте суммы пенсии учитывается несколько основных параметров: достижение установленного возраста, необходимое количество балов, определенный стаж.

Защита прав работников предпенсионного возраста

Безработица среди пожилого населения – нередкое явление. При разработке новой пенсионной реформы правительство учло эту проблему. По новому закону предпенсионным считается возраст за 5 лет до пенсии. Для защиты трудовых прав таких работников новой реформой предусмотрены следующие меры:

  1. За отказ в приеме на работу, необоснованном увольнении пожилого работника из-за выборочного сокращения штата работодатели будут наказываться штрафом до 200 тысяч рублей. Руководителю организации дополнительно могут назначить до 360 часов исправительных работ.
  2. Размер пособия по безработице для людей предпенсионного возраста будет увеличен в 2 раза. С 1 января 2021 г. его размер составит 11280 р. Повышенное пособие будущий пенсионер сможет получать на протяжении года.
  3. Работодатели обязаны ежегодно предоставлять сотрудникам предпенсионного возраста 2 дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением среднемесячного заработка.
  4. Граждане пожилого возраста смогут стать участниками программы повышения квалификации, финансируемой из федерального бюджета. На ее организацию правительство планирует выделить 5 миллиардов рублей.

Пенсии отдельным категориям граждан

Отдельные категории граждан (а именно — медработники, педагоги, артисты, представители творческих профессий, жители районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей) после внедрения пенсионной реформы так же начнут получать пенсию на 5 лет позднее, чем сейчас.

Для медработников, педагогов и артистов пенсионный возраст будет начинаться спустя 5 лет после выработки спецстажа, который для разных профессий разный и составляет от 15 до 30 лет. Причем, повышение периода начала выплаты пенсий тоже будет происходить поэтапно с 2019 по 2026 год. Люди, относящиеся к данным категориям и выработавшие стаж в этот период, начнут получать пенсию, соответственно, с 2020 по 2034 год: ежегодно в переходный период начало выплаты пенсии будет повышаться на 2 года.

Возраст выхода на пенсию для жителей Крайнего Севера и приравненных территорий с внедрением пенсионной реформы будет увеличен на 5 лет. Так, для мужчин этой категории пенсионный возраст будет начинаться с 60 лет, а для женщин — с 55 лет, при условии, что к этому моменту у них будет выработан законодательно установленный «северный стаж»: 15 лет работы на Крайнем Севере или 20 лет работы на приравненных территориях, плюс 20 (для женщин) — 25 (для мужчин) лет общего страхового стажа.

Пенсионная реформа в России не затронет представителей малочисленных коренных народов Крайнего Севера — для них пенсионный возраст сохранится на уровне 55 (для мужчин) и 50 (для женщин) лет.

Также без изменений останется пенсионный возраст для работников силовых структур (военнослужащих, полицейских, и т.д.), получающих пенсии не из ПФ, и представителей вредных и опасных профессий (шахтеров, химиков и т.д.).

Пенсионный возраст для женщин-многодетных матерей стал зависеть от количества детей. Так, если у женщины трое детей — она сможет выйти на пенсию на 3 года ранее положенного возраста — в 57 лет. Если четверо детей — на 4 года ранее — в 56 лет. Если 5 и более детей — на 10 лет ранее, то есть, в 50 лет. Все это при наличии страхового стажа не менее 15 лет.

Выйти на пенсию на 2 года ранее положенного возраста, согласно Закону о пенсионной реформе, могут также люди, имеющие большой страховой стаж (мужчины — от 42 лет и более стажа, женщины — от 37 лет и более).

Сейчас в народе активно обсуждается вопрос об увеличении возраста для выхода на пенсию. На самом деле нет документа, увеличивающего срок выхода на пенсию, так как еще не решен год, когда будут введены такие изменения. Большинство специалистов склоняется к мнению о том, что окончательное решение об увеличении страхового стажа будет принято только после выборов Президента.

Закон, который устанавливает новейший график выхода на пенсию, уже принят, но его действие распространяется только на госслужащих. По этому нормативному акту, срок выхода на пенсию бюджетников по выслуге лет должен быть увеличен до 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин. Планируется, что такое увеличение будет проходить постепенно, с учетом года рождения.

Чтобы рассчитывать на льготную пенсию, необходимо иметь соответствующий статус, подтверждающий данное право.

Для этого в орган соцзащиты по месту жительства необходимо подать следующие бумаги:

  • заявление;
  • паспорт;
  • документы, служащие доказательствами проживания и работы в зараженной местности

Для получения же льготной страховой или социальной пенсии, гражданину необходимо в ПФР предоставить:

  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • документы, подтверждающие статус пострадавшего от радиоактивного загрязнения;
  • трудовая книжка;
  • свидетельства о рождении детей (для женщин).


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...