Можно ли и как ездить тонированным, не получить штрафы и арест?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли и как ездить тонированным, не получить штрафы и арест?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии со ст. 26 ФЗ «О полиции» необходимость обладать специальными знаниями проявляется в соблюдении прописанных в руководстве (инструкции) требований к действиям во время измерения светопропускания стекла транспортного средства. Кодексом об административных правонарушениях (ст. 28) определен круг лиц, которые вправе совершать измерение и в случае обнаружения не соответствия применять наказание. К ним относятся должностные лица, которые уполномочены государственными органами, фиксировать нарушение документально. Кроме инспекторов ГИБДД подобным правом обладают сотрудники пунктов технического осмотра автомобиля и представители компаний, которые предоставляют услуги по тонировке.

Какая тонировка разрешена?

На сегодня актуальные требования к тонировке автомобильных стёкол содержатся в ГОСТ 32565-2013 и Техническом регламенте Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств».

Данные акты регулирует уровень возможного затемнения передних дверных стёкол и лобового стекла транспортного средства. Тонирование передних стёкол должно отвечать следующим условиям: пропускающая способность тонировочного покрытия должна приравниваться 70-ти процентам. Каких-либо зрительных искажений предметов в любое время суток не разрешается. Тонирование лобового стекла обязано соответствовать тем же характеристикам, что и тонирование передних боковых стёкол, однако степень пропуска света должна быть не менее 75-ти процентов.

Тонировать задние дверные стёкла и заднее стекло вы можете по своему усмотрению, с любой светопропускаемостью, при этом важно лишь помнить об одном ограничении: законом запрещается зеркальное тонирование задних стёкол автомобиля.

Правила разрешенной тонировки стекол

Если вам нужна актуальная информация о том, какие правила действуют в плане разрешенной тонировки стекол автомобиля, обратитесь на п. 7.3 Основных положений по допуску ТС к эксплуатации. Именно там указано, какая тонировкаразрешена на данный момент с перечислением полного списка требований. Причем касаемо не только тонировки окон, но и других требований к эксплуатации ТС. Если же есть хотя бы одна неточность, использовать такой автомобиль может быть проблематичным.

Тонировки касается пункта, согласно содержимому которого, передняя часть окон авто не должна иметь ничего, что может ухудшить обзор водителя. Министерство транспорта периодически совершенствует рассматриваемое положение. Например, в 2016 стандарты тонировки были выведены на более современный уровень по ГОСТу, поскольку раньше использовали правила, которые ввели ещё в 1988 году. Они успели морально устареть.

Инструкция: как уйти от штрафа за тонировку

Если стекла в ТС затемнены не по ГОСТу, у водителя все же есть шанс избежать наказания. Обычно пленка наклеивается с внутренней стороны стекла. Это обстоятельство дает автовладельцу право относиться к процедуре измерения светопропускающей способности стекол как к досмотру авто, а не осмотру, поскольку инспектору будет необходимо попасть внутрь машины. Досмотр же требует наличия веских оснований и привлечения двух свидетелей и, в целом, является достаточно затянутой процедурой. Если инспектор откажется проводить досмотр, его действия можно будет обжаловать, основываясь на том, что не были соблюдены требования действующего законодательства.

Для ухода от уплаты штрафа при остановке инспекторами рекомендуется действовать следующим образом:


  1. Включите диктофон или видеорегистратор, снимающий в салоне.
  2. Попросите указать причину остановки и показать удостоверение и жетон, прочитайте информацию вслух.
  3. Для измерения светового коэффициента пропускания стекол попросите составить протокол досмотра и привлечь понятых. Если инспектор требует открыть дверь авто и утверждает, что вы нарушаете закон, отказываясь выполнять его требования – ответьте, что с его стороны это превышение должностных полномочий и вы будете вынуждены обратиться в прокуратуру.
  4. Напомните сотруднику, что длительное задержание без протокола невозможно по ст. 28.5 КоАП. Либо он должен быть составлен, либо вас должны отпустить.
  5. Если ничего не происходит, набирайте службу доверия ГИБДД, сообщайте о неправомерных действиях их сотрудника. Укажите его данные, записанные на видео или диктофон. После этого инспектор точно должен вас отпустить.

К ак проверяется тонировка?

Стекол со 100%-ной светопропускной способностью в природе не существует. Даже лабораторное стекло дает не более 95%, а бытовые стекла — до 90%. Добавьте тонированную пленку, и стекло потеряет в прозрачности еще 10-15% в лучшем случае. Именно поэтому тонировать автостекла следует крайне осторожно.

Читайте также:  Как делится ипотека при разводе

Визуального контроля тонировки, в сущности, не существует — его точность минимальна. Однако правило, согласно которому, если вы видите тонирование на стекле, то оно уже не соответствует ГОСТ, справедливо.

Сотрудники ГИБДД проверяют уровень затонированности автостекол специальными приборами — тауметрами. Это оборудование должно быть сертифицированным (сертификат — на руках у инспектора) и опломбированным. Вы, как водитель, имеете полное право потребовать сертификат прибора и прибор к осмотру целостности пломб.

Результаты проверки тонировки заносятся в протокол. Если показатели не укладываются в установленный ГОСТ, вам выпишут штраф в размере 500 рублей. Если вы не согласны с проверкой и результатами, можно затребовать провести проверку повторно и в присутствии двух понятых. Штраф можно также обжаловать через суд.

Важно! Считается, что проверка тонировки автостекол должна проводиться при влажности воздуха 40-80% и атмосферном давлении не выше 106 кПа. Однако на практике сотрудники ГИБДД имеют право проверять тонировку в любых погодных условиях и при любом уровне освещенности. Закон им этого не запрещает.

Какой производитель тонировки самый лучший

Явным и безоговорочным лидером в производстве плёнок для тонировки является США. Как показывает практика, качественные плёнки нужно выбирать среди американских брендов: Llumar, Ultra Vision, SunTek, ASWF, Armolan, Johnson, 3M. Этот список могут разбавить индийская компания Sun Control и корейская Nexfil, у которых качество продукции также на высоте. Перечисленные фирмы имеют отлаженный процесс производства и дорожат своим именем. Поэтому при покупке проверяйте наличие сертификатов, чтобы не нарваться на подделку.

В противовес всем стоит китайская тонировочная плёнка. Её главное преимущество — цена. Главный недостаток — всё остальное. Слабая прочность, плохая защита от солнца и проблемы при установке (не самый лёгкий процесс наклеивания, заломы и плохой клей) частые спутники плёнок из Китая. Рекомендуется к использованию только как временный вариант по причине ограниченного бюджета на автомобильный тюнинг.

Кто имеет право измерять и штрафовать

В соответствии со ст. 26 ФЗ «О полиции» необходимость обладать специальными знаниями проявляется в соблюдении прописанных в руководстве (инструкции) требований к действиям во время измерения светопропускания стекла транспортного средства. Кодексом об административных правонарушениях (ст. 28) определен круг лиц, которые вправе совершать измерение и в случае обнаружения не соответствия применять наказание. К ним относятся должностные лица, которые уполномочены государственными органами, фиксировать нарушение документально. Кроме инспекторов ГИБДД подобным правом обладают сотрудники пунктов технического осмотра автомобиля и представители компаний, которые предоставляют услуги по тонировке.

Внимание! Замер осуществляется сотрудником ГИБДД при наличии сертифицированного устройства, которое на момент совершения процедуры проверен и опечатан. Утверждения о том что светопропускаемость могут проверять только если водитель остановлен на стационарном посту, проходит технический осмотр ТС или совершает регистрацию машины – ЛОЖНЫ и НЕВЕРНЫ. Светопропускаемость может замерить самый обычный инспектор ГИБДД или ДПС в любом месте и в любое время суток

В каких случаях тонировка признается законной?

Техрегламент Таможенного союза устанавливает ограничение на светопропускаемость передней полусферы автомобиля в 70%. То есть, тонировка передних стекол в пределах 30% разрешена. Это первый случай законной езды с тонировкой.
Важно! Светопропускаемость стекол автомобиля изначально меньше 100%, поэтому, покрывая передние стекла 30-типроцентной тонировкой, водитель превысит ограничение. Будьте внимательны!
Второй способ менее практичный: согласно законодательству запрещено лишь передвижение на автомобиле с нарушением светопропускаемости стекол. Если автомобиль не используется, то затонировать стекла можно хоть до полной непрозрачности – наказания за это нет.

К сожалению, на 100% законны только эти два способа, однако у опытных водителей есть еще несколько методов, как ездить с тонировкой и не платить штрафы, о них читайте ниже.

Размер штрафа по закону

Таблица – Размеры штрафа для граждан РФ, предусмотренные действующим законодательством при остановке за тонировку

Положение в законодательстве РФ Правонарушение Санкции
Ст.12-5 ч.3.1 Нарушение требований техрегламента о безопасности транспортного средства, касающихся показателей светопропускаемости, как самих стекол, так и покрытых пленкой. Предусматривает наложение штрафа 500 руб.
19.3 ч. 1 Если гражданин неповинуется распоряжению или требованию сотрудника полиции, воспрепятствует исполнению обязанностей. Наказывается штрафом 500-1000 руб. или арестом сроком до 15 суток
Ст. 19.4.1 ч.1 В случае воспрепятствования законной деятельности должностных лиц или органов госнадзора при проведении ими проверки или уклонения от нее, кроме отдельных исключений, предусмотренных КоАП. Для граждан РФ штраф в диапазоне 500-1000 руб. Для должностного лица – от 2 до 4 тысяч руб.
19.5 ч. 1 В случае невыполнения в срок законного предписания (постановления). Наложение штрафа в размере 300-500 руб.

Можно ли оспорить штраф

Если водитель разобрался с причиной остановки, но работник ГИБДД все равно оформил протокол, штраф за тонировку лобового стекла и боковых стекол можно оспорить. В этом поможет камера мобильного телефона. Нужно снять удаление пленки на видео рядом с постом ГИБДД. После этого:

  • Составить жалобу. Адресат жалобы – начальник отдела, в котором работает инспектор. Имя начальника напечатано в бумажном постановлении. В жалобе описывают обстоятельства, в которых инспектор оформил протокол, и указывают причины несогласия.
  • Подготовить копии документов и приложить видео. К жалобе прикладывают копии ОСАГО, ВУ, СТС и паспорта гражданина РФ, прикрепленные копии документов перечисляют. Видеофайл записывают на флешку.
  • Отправить жалобу. Если нет времени ехать в ГИБДД, можно отправить ее заказным письмом и ждать ответа в течение 10 суток. Если придет отрицательный ответ, можно подать в суд.
Читайте также:  Как рассчитывается налог на недвижимость в 2021 году

Как не снимая тонировку избежать наказания

Правила дорожного движения РФ (а точнее, Приложение 1, которое называется «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств») разрешают устанавливать на верхней части ветрового стекла автомобиля прозрачные тонированные пленки, а также применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТ 5727-88.

При обращению к упомянутому ГОСТу мы узнаем, что светопропускание ветрового стекла должно быть не менее 75%, а передних боковых стекол (кстати, не всех, а лишь той их части, через которые водитель смотрит на зеркала заднего вида) – не менее 70%.

Однако Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает привлечение к ответственности водителя за управление автомобилем, светопропускание стекол которого не соответствует требованиям Технического регламента.

Так что про ГОСТ (как и про ПДД относительно данного случая) можно забыть и руководствоваться лишь Техническим регламентом, пункт 3.5.2 Приложения 5 к которому требует, чтобы светопропускание ветрового стекла, передних боковых стекол и стекол передних дверей (при наличии) должно составлять не менее 70 процентов.

И никаких 75% для ветрового стекла, но и никаких цветных прозрачных тонированных пленок в верхней его части.

Поэтому водителю нужно помнить, чтобы его не развели сотрудники ГИБДД при светопропускании ветрового стекла менее 75% (но более 70%), но и не забывать, что, если инспектор измерит тонировку в верхней части ветрового стекла, где у него нанесено цветное покрытие, то инспектор будет прав.

Аннулирование регистрации

Но что такое штраф в 1000 рублей или арест на 15 суток для настоящих любителей тонировки. Для борьбы с такими заядлыми нарушителями ГИБДД придумало еще один вариант воздействия, а именно аннулирование регистрации транспортного средства.

Законность данной инициативы стоит выяснять также в суде и желательно в Верховном, поскольку мотивируют аннулирование регистрации изменением в конструкцию транспортного средства, коим тонировка, как постоянная плёночная, так и съёмная, не является. Данная позиция выражает мнение автора и не претендует на безоговорочную истину, поэтому в споре с инспекторами ГИБДД или сотрудниками МРЭО будьте готовы к тому, что эту позицию придется отстаивать в суде.

Почему законодатели решили снизить светопропускаемость переднего лобового стекла, и как на штраф за тонировку в 2021 году может попасть даже законопослушный владелец автомобиля

Очень долго показатели тонировки, согласно ГОСТам, другим нормативным документам и п. 7.3 ПДД, составляли:

  • для переднего ветрового стекла — 75%;
  • для передних боковых — 70%.

Все остальные стёкла можно было затонировать, согласно своему желанию. Запрещалась только зеркальная тонировка, а автомобиль с затонированной задней полусферой должен был иметь два заднего зеркала вида.

Документы также всегда содержали требования к цветной тонировке на передних стёклах, искажающей восприятие красного, голубого, зеленого и белого цвета. Можно затонировать верхние края лобового стекла на высоту в 14 см и края передних боковых стекол. В ГОСТ 33988-2016 есть рисунок №1, где отмечены участки передней полусферы, которые можно затемнить.

Изменить ситуацию подтолкнул научно-технический прогресс. Во многих странах на машины стали устанавливать атермальную тонировку — пленку, уменьшающую потери тепла через стеклянную поверхность. Такой тюнинг защищает от жары летом, холода зимой и уменьшает обледенение стеклянной поверхности.

Поэтому многие иностранные заводские ветровые стёкла перестали соответствовать требованиям старого ГОСТ 5727-88. Их светопропускающая способность перестала дотягивать до 75% составляя 71-72%.

Более того, в некоторых штатах США сделали атермальную тонировку обязательной, чтобы увеличить комфорт водителей и пассажиров. Ее стали наносить на стекла заводским способом. Такая ситуация возникла и в других странах, где быстро сориентировались, поменяли нормативную базу и внесли изменения в законодательство.

Массово запрещать продажу и эксплуатацию новых ввозимых иностранных автомобилей Правительство России не стало. Компромиссом стала замена ГОСТ 5727-88 новым ГОСТ 32565-2013. Произошли изменения в других ГОСТах, касающихся тонировки — 33997-2016, 33988-2016. Причём за них проголосовали не только в нашей стране, но и в других государствах бывшего постсоветского пространства.

После принятия всех этих документов возникла необходимость изменить ч. 3.1 статьи 12.5 КоАП, где указывалась ответственность за нарушения требований тонировки. С таким предложением группа депутатов обратилась к председателю Госдумы В. Володину в письме от 24.06.19. Стало нужным также изменить п. 7.3. ПДД, где имелась ссылка на старый отмененный ГОСТ 5727-88. Но на этом этапе закон забуксовал.

Читайте также:  Регистрация автомобиля в ГИБДД

В конце 2020 года прошла информация, что в новом году 2021 ППД разрешат тонировку стекол передней полусферы до 70% светопропускающей способности, согласно новым принятым документам. Об этом не раз говорили представители ГИБДД, и даже на некоторых интернет-порталах появились новые правила ПДД, пока еще не вступившие в силу со ссылкой на новый ГОСТ 32565-2013. Но на деле всё оказалось иначе.

Новые ПДД, которых все ждали, так и не вступили в силу и не были опубликованы на официальном портале Правительства. Поэтому пока действует старая редакция, где в п. 7.3, стоит старая ссылка на ГОСТ 5727-88, давно утративший силу. Поэтому даже законопослушный автовладелец, соблюдающий все имеющиеся ГОСТы, из-за нестыковки в законах может попасть на штраф за тонировку лобового стекла, если она будет пропускать менее 75%.

Ситуация привела к судам, причём судьи тоже оказались в двусмысленном положении:

  • С одной стороны, основной документ, с которым работает ГИБДД — ПДД со ссылкой на ГОСТ 5727-88, утративший силу. И до сих пор никаких изменений в правилах нет. Более того, на правовых порталах появились другие версии новых ПДД, где опять даётся ссылка на неработающий ГОСТ. Вопрос повис в воздухе.
  • С другой стороны ГОСТ, указанный в правилах, заменен новым, в котором зафиксированы другие требования к тонировке. Существует и регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 с изменениями от 21.06.19, согласно которому пропускающая способность передних стёкол должна быть не менее 70%.

Нормы тонировки согласно ГОСТу

Не всем известно, какие требования за тонировку в 2021 году предъявляются к водителям. Чтобы не стать жертвой превышения полномочий со стороны ГИБДД-шника, стоит внимательно изучить, какой должна быть тонировка на автомобиле и на каждом из стекол. Согласно действующему регламенту, нормы установлены такие:

Степень пропускания света Тип стекла автомобиля
от 70% Лобовое стекло
от 70 Передние боковые стекла (для бронированных – до 60%)
не регламентирован Степень обзорности задних стекол. Использование пленки зеркального типа запрещено.
до 14 см Защитная светополоса на лобовом стекле, в верхней части.

Ориентируясь на эти нормативы, можно самостоятельно произвести тонирование автомобиля и не беспокоиться, что если остановили сотрудники ДПС, то придется «отмазываться» и платить штраф.

Повторный штраф за тонировку

В 2020 году, в законодательстве России отсутствует понятие «повторный штраф за тонировку». Любой случаи поимки нарушителя ПДД на машине с тонированными передними стеклами приводит к одинаковому штрафу в 500 рублей. Обычный штраф за тонировку 2020 года всегда равен пятистам рублям.

Это утверждение справедливо для всех нарушений, квалифицированных по Статье 3.1 12.5 КоАП РФ — «Управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента».

Однако, в некоторых случаях сотрудники ГИБДД квалифицируют затемненные стекла автомобиля альтернативным способом. О хитрости сотрудников ГИБДД рассказано в разделе, расположенном ниже.

Приборы для замера светопропускаемости стекол

Если инспектор ГИБДД решил произвести замер светопропускаемости вашего стекла, следует потребовать у него действующий сертификат на прибор и посмотреть, опечатан ли сам прибор. Если инспектор отказывается показать сертификат или если он просрочен, вы должны поехать спокойной дальше, поскольку замер попросту невозможен.

Зачастую замер производится портативным прибором «Блик». Он подключается к прикуривателю автомобиля и верно работает при напряжении в 12 вольт (+- 0.6 вольт). Скажите инспектору, что Ваш аккумулятор очень слаб и не может выдавать указанную мощность, инспектору придется подогнать свой автомобиль и подключить прибор к нему. Прибор «Блик» на своем экране показывает количество пропускаемого света, например, если на его экране вы видите цифру 75, значит светопропускная способность вашего стекла 75%, а значит все соответствует техническому регламенту. Следует также помнить, что данным прибором можно пользоваться только при температуре от – 10 до +40 градусов Цельсия. Замеры должно проводиться в трех различных точках стекла, среднее арифметическое число и будет показателем светопропускаемости.

Важно!

Будьте внимательны на всех этапах замера. Если инспектор допустил где-то ошибку, не следует ему указывать на нее. После составления протокола просто укажите на все допущенные ошибки сотрудника в самом протоколе, в таком случае будет намного проще отстаивать свои права.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...