Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Российский госдолг превысит «неопасный» уровень в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Госдолг – сумма, которую страна получила от своих граждан, других государств и частных инвесторов. Он состоит из двух частей: внешней и внутренней. Внутренний долг – все то, что государство должно своим гражданам и другим институтам в собственной валюте. Внешний – задолженность перед любыми иностранным кредиторами.
Как появился внешний долг России
Сумму обязательств Российской Федерации можно разделить на две части: расходы, возникшие еще в 90-ые при образовании нового государства и новые займы, необходимые для развития. На рубеже тысячелетий Россия оказалась в сложной ситуации: Центральный Банк и Минфин принимали самые плохие решения из возможных и в итоге были вынуждены объявить дефолт.
С Советским прошлым закончили в 2017 г. Летом был проведен последний платеж в размере 125 млн. долларов. Неудачи страны больше не влияли на оплату и осталось только брать новые деньги и обслуживать текущие задолженности. Начиная с 2000-ых Россия получила в свои руки большие нефтегазовые доходы. Топливные рынки начали развиваться с очень высокой скоростью, цена на нефть взлетела, что позволило постепенно погашать свои обязательства. В тот же период, государство тратило деньги на внутреннее развитие.
Государственный долг к ВВП в России по президентам
Имя | Период | Нач. | Кон. | Макс. | Мин. | Изм.% нач/кон. |
---|---|---|---|---|---|---|
Владимир Путин (2) | 07.05.2002 — | 17.0000 | 12.6000 | 17.0000 | 12.6000 | -25.88% |
Средства ФНБ будут использованы для обеспечения сбалансированности федерального бюджета в объемах 2,9 трлн рублей в 2023 году и 1,3 трлн рублей – в 2024 году, создавая условия для перехода с 2025 года к нормализации бюджетной политики, говорится в пояснительной записке к проекту бюджета, с которой ознакомился «Интерфакс». Также будет продолжено использование средств ФНБ на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию.
Пополнение ФНБ в 2023 году не планируется за счет дополнительных нефтегазовых доходов из-за приостановки бюджетного правила в 2022 году, а также увеличения расходов, связанных с поддержкой экономики и граждан в условиях геополитического и санкционного давления.
В 2024 и 2025 годах ожидается увеличение средств ФНБ за счет перечисления дополнительных нефтегазовых доходов, полученных в 2023-2024 годах, в объемах 939 млрд рублей и 656,3 млрд рублей соответственно. К концу 2023 года ФНБ составит 6,253 трлн рублей, к концу 2024 года — 5,947 трлн рублей, к концу 2025 года — 6,644 трлн рублей.
В 2022 году на финансирование дефицита бюджета планируется направить 3,197 трлн рублей из ФНБ, на конец года в фонде, как ожидается, будет 8,987 трлн рублей (в начале года он был на уровне 13,565 трлн рублей).
Так ли велик российский госдолг
Общий объём госдолга достиг 17,8 % ВВП (против порядка 14% в 2019 году), говорится в докладе Счётной палаты. Закон о федеральном бюджете предполагал, что показатель вырастет ещё больше — до 19,1% ВВП. В 2021 году предполагается рост госдолга до 20,4% ВВП, в 2022 году — до 20,8%, а в 2023-м — до 21,4%.
При этом по объёму показателя в отношении к ВВП госдолг России остаётся низким, отметил Порывай. «Мы являемся одной из немногих стран мира с таким низким уровнем долга. Этому показателю ещё есть куда расти, ничего критического здесь нет», — подчеркнул он.
Эксперт напомнил, что помимо объёма ВВП нужно также смотреть на международные резервы. «В нашей стране очень большие резервы, одни из самых больших в мире в целом и среди развивающихся стран в частности, можно по пальцам пересчитать страны, которые имеют больший объём резервов», — отметил Порывай. При этом доля нерезидентов в долге России небольшая, в основном долг в локальной валюте, добавил он.
Размер и динамика госдолга России на сегодняшний день
Объем государственного внешнего долга Российской Федерации (2011-2021 гг.)* млн. долл. США:
Дата | Всего | в т.ч. по государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте |
---|---|---|
2021 год | ||
01.01.2021 | 56 702,9 | 17 596,6 |
01.02.2021 | 56 260,1 | 17 216,6 |
01.03.2021 | 56 629,3 | 17 573,9 |
01.04.2021 | 56 104,6 | 17 426,0 |
01.05.2021 | 56 517,7 | 17 710,6 |
01.06.2021 | 58 149,5 | 17 502,0 |
01.07.2021 | 58 542,2 | 18 077,1 |
01.08.2021 | 58 691,8 | 18 234,4 |
01.09.2021 | 58 530,1 | 18 124,4 |
2020 год | ||
01.01.2020 | 54 848,3 | 13 252,8 |
01.02.2020 | 54 731,8 | 13 188,1 |
01.03.2020 | 54 616,7 | 13 076,6 |
01.04.2020 | 54 068,4 | 12 874,1 |
01.05.2020 | 50 590,3 | 12 925,3 |
01.06.2020 | 50 963,8 | 13 257,8 |
01.07.2020 | 51 026,3 | 13 336,3 |
01.08.2020 | 51 625,7 | 13 806,0 |
01.09.2020 | 51 809,1 | 13 957,9 |
01.10.2020 | 50 364,9 | 13 773,7 |
01.11.2020 | 51 982,4 | 15 404,7 |
01.12.2020 | 54 880,1 | 15 886,9 |
2019 год | ||
01.01.2019 | 49 156,5 | 11 567,4 |
01.02.2019 | 47 683,7 | 11 597,5 |
01.03.2019 | 47 557,7 | 11 493,9 |
01.04.2019 | 51 067,2 | 11 539,2 |
01.05.2019 | 51 145,8 | 11 587,5 |
01.06.2019 | 51 261,4 | 11 732,3 |
01.07.2019 | 53 954,6 | 11 915,4 |
01.08.2019 | 53 828,0 | 11 851,2 |
01.09.2019 | 53 888,4 | 11 934,6 |
01.10.2019 | 53 625,5 | 12 053,6 |
01.11.2019 | 53 935,7 | 12 331,2 |
01.12.2019 | 54 164,4 | 12 583,2 |
2018 год | ||
01.01.2018 | 49 827,3 | 10 357,2 |
01.02.2018 | 50 519,5 | 11 023,5 |
01.03.2018 | 50 571,8 | 11 089,3 |
01.04.2018 | 51 393,2 | 10 936,5 |
01.05.2018 | 51 359,7 | 10 934,6 |
01.06.2018 | 51 114,7 | 10 759,3 |
01.07.2018 | 50 960,2 | 10 653,6 |
01.08.2018 | 47 331,5 | 10 492,7 |
01.09.2018 | 47 133,9 | 10 301,1 |
01.10.2018 | 47 084,2 | 10 528,2 |
01.11.2018 | 47 195,0 | 10 673,4 |
01.12.2018 | 47 148,1 | 10 651,0 |
2017 год | ||
01.01.2017 | 51 211,8 | 11 730,5 |
01.02.2017 | 51 217,2 | 11 726,3 |
01.03.2017 | 51 190,4 | 11 720,6 |
01.04.2017 | 50 558,6 | 11 720,6 |
01.05.2017 | 48 556,4 | 11 720,6 |
01.06.2017 | 48 552,6 | 11 720,4 |
01.07.2017 | 51 471,4 | 11 680,4 |
01.08.2017 | 51 286,0 | 11 673,4 |
01.09.2017 | 51 094,2 | 11 667,8 |
01.10.2017 | 51 230,0 | 11 667,8 |
01.11.2017 | 51 202,3 | 11 667,8 |
01.12.2017 | 51 172,4 | 11 667,8 |
2016 год | ||
01.01.2016 | 50 002,3 | 11 875,9 |
01.02.2016 | 49 995,5 | 11 875,9 |
01.03.2016 | 49 987,4 | 11 870,1 |
01.04.2016 | 49 363,2 | 11 870,1 |
01.05.2016 | 49 253,4 | 11 870,1 |
01.06.2016 | 50 946,5 | 11 868,5 |
01.07.2016 | 50 882,5 | 11 868,5 |
01.08.2016 | 50 871,5 | 11 861,6 |
01.09.2016 | 50 864,6 | 11 855,9 |
01.10.2016 | 51 475,7 | 11 855,9 |
01.11.2016 | 51 442,1 | 11 855,9 |
01.12.2016 | 51 271,3 | 11 733,3 |
2015 год | ||
01.01.2015 | 54 355,4 | 12 083,2 |
01.02.2015 | 54 305,5 | 12 070,3 |
01.03.2015 | 54 268,0 | 12 064,3 |
01.04.2015 | 53 481,4 | 12 064,2 |
01.05.2015 | 51 480,4 | 12 064,3 |
01.06.2015 | 51 453,7 | 12 062,8 |
01.07.2015 | 51 324,3 | 11 989,1 |
01.08.2015 | 51 289,8 | 11 983,7 |
01.09.2015 | 51 300,0 | 11 977,8 |
01.10.2015 | 50 226,4 | 11 977,8 |
01.11.2015 | 50 189,3 | 11 977,8 |
01.12.2015 | 50 128,6 | 11 976,3 |
2014 год | ||
01.01.2014 | 55 794,2 | 11 399,1 |
01.02.2014 | 55 750,9 | 11 399,0 |
01.03.2014 | 55 666,9 | 11 322,6 |
01.04.2014 | 54 881,5 | 11 322,6 |
01.05.2014 | 54 875,4 | 11 315,5 |
01.06.2014 | 54 810,3 | 11 313,9 |
01.07.2014 | 54 672,5 | 11 313,9 |
01.08.2014 | 54 604,6 | 11 310,4 |
01.09.2014 | 54 553,5 | 11 304,2 |
01.10.2014 | 53 746,4 | 11 304,0 |
01.11.2014 | 53 704,6 | 11 285,7 |
01.12.2014 | 53 972,2 | 11 604,1 |
2013 год | ||
01.01.2013 | 50 769,2 | 11 389,8 |
01.02.2013 | 50 644,6 | 11 308,8 |
01.03.2013 | 50 616,5 | 11 301,7 |
01.04.2013 | 49 803,9 | 11 301,1 |
01.05.2013 | 49 837,4 | 11 384,1 |
01.06.2013 | 49 645,5 | 11 269,5 |
01.07.2013 | 49 568,1 | 11 266,5 |
01.08.2013 | 49 550,6 | 11 270,5 |
01.09.2013 | 49 539,4 | 11 264,2 |
01.10.2013 | 55 778,8 | 11 264,7 |
01.11.2013 | 55 890,7 | 11 395,0 |
01.12.2013 | 55 834,6 | 11 394,9 |
2012 год | ||
01.01.2012 | 35 801,4 | 1 008,9 |
01.02.2012 | 35 776,5 | 1 004,7 |
01.03.2012 | 35 728,9 | 998,5 |
01.04.2012 | 34 819,9 | 1 017,0 |
01.05.2012 | 41 734,7 | 1 016,9 |
01.06.2012 | 41 639,3 | 1 015,8 |
01.07.2012 | 41 540,1 | 1 012,6 |
01.08.2012 | 41 323,2 | 980,5 |
01.09.2012 | 41 317,5 | 974,2 |
01.10.2012 | 40 544,8 | 970,7 |
01.11.2012 | 40 916,6 | 1 400,7 |
01.12.2012 | 40 872,9 | 1 400,7 |
2011 год | ||
01.01.2011 | 39 956,9 | 913,3 |
01.02.2011 | 39 798,6 | 824,2 |
01.03.2011 | 39 771,2 | 817,6 |
01.04.2011 | 38 836,9 | 816,1 |
01.05.2011 | 38 832,8 | 817,9 |
01.06.2011 | 37 010,0 | 816,5 |
01.07.2011 | 36 845,2 | 813,5 |
01.08.2011 | 36 777,8 | 795,8 |
01.09.2011 | 36 880,6 | 969,4 |
01.10.2011 | 36 002,0 | 966,0 |
01.11.2011 | 35 964,4 | 966,8 |
01.12.2011 | 35 838,1 | 965,6 |
Объем внешнего государственного долга России пробил многолетнюю планку.
Динамика долговой нагрузки и стоимость ее обслуживания напрямую влияют на устойчивость макроэкономических параметров государства. С оценками драйверов российской экономики на 2021 г. можно ознакомиться в нашем специальном материале.
По данным Минфина на 19 января 2021 г., объем государственного внешнего долга России к началу года составил $56,79 млрд. В сумму включены госгарантии РФ (31% валового долга).
Посмотрим, так ли велик масштаб угрозы со стороны роста госдолга, проанализируем его структуру и график погашения, оценим относительные показатели долговой нагрузки России относительно размера национальной экономики по сравнению с крупнейшими странами мира.
За счет чего формируется долг
Когда расходная часть бюджета превышает доходную, государство может воспользоваться единственной доступной ему возможностью и покрыть дефицит за счет кредитных средств. Аналогичную практику используют частные финансовые институты (в первую очередь это касается коммерческих банков), которые используют заемные ресурсы для покрытия долгов или инвестирования в новые проекты.
Совокупная задолженность государства и отдельных его субъектов формирует внешний государственный долг, но РФ также взяла на себя обязательства по выплате советских кредитов, которые были получены до развала СССР.
На текущий момент Россия должна выполнить обязательства:
- перед странами, которые не являются участниками Парижского клуба;
- перед государствами, которые являются бывшими членами Совета экономического взаимодействия;
- перед многосторонними партнерами-кредиторами;
- по облигациям, предназначенным для получения внутреннего займа;
- по гарантиям в иностранной валюте и т. д.
Прогнозы МВФ по части долговых обязательств мировых держав
Чтобы сравнивать долги РФ и прочих стран, следует понимать, что экономика каждого государства уникальна. Индивидуальна и методика подсчёта.
Пример: задолженность Японии на 2015 г. достигала 250% годового ВВП. Фактически, это означало, что граждане данной страны могли бы 2,5 года трудиться только ради покрытия своих внешних обязательств. Однако реальность такова, что Япония – один из главных кредиторов Соединённых Штатов Америки.
Если гипотетически предположить, что все государства одновременно потребовали вернуть долги, спрогнозировать, кто оказался бы в наиболее грустном положении, нельзя. По этой причине, говоря о внешнем долге, всегда подразумевают его привязку к ВВП – для пущей наглядности.
Как правило, кроме текущих данных о долге учитываются ещё и прогнозируемые показатели. Они приводятся в процентах к актуальному ВВП.
Таблица 2. Прогнозируемый долг некоторых стран в процентах к ВВП.
Гос-во | Год | |||
2020 | 2021 | 2022 | 2023 | |
Австралия | 38,74 | 36,12 | 34,18 | 32,24 |
Беларусь | 49,63 | 47,49 | 46,12 | 43,22 |
Великобритания | 85,18 | 84,52 | 83,62 | 82,51 |
Евросоюз | 76,76 | 74,63 | 72,41 | 70,16 |
Канада | 81,16 | 78,68 | 74,41 | 74,26 |
Китай | 57,56 | 60,45 | 63,05 | 65,45 |
Россия | 19,95 | 20,01 | 20,14 | 20,35 |
США | 111,26 | 113,12 | 115,23 | 116,87 |
Украина | 71,68 | 66,92 | 63,05 | 59,37 |
Япония | 232,29 | 231,43 | 230,71 | 229,65 |
Из приведённых выше сведений от МВФ понятно, что Российская Федерация на сегодня находится в одном из лучших положений по части внешнего долга., если сравнивать с др. странами.
История данных (RUB млрд.) по годам
Данные
Период
Дата
13054 | 2 кв./20 | 03.10.2020 |
12760 | 1 кв./20 | 04.07.2020 |
12565 | 4 кв./19 | 04.04.2020 |
14052 | 3 кв./19 | 04.01.2020 |
13538 | 2 кв./19 | 29.10.2019 |
12803.2 | 1 кв./19 | 29.06.2019 |
12591.3 | 4 кв./18 | 06.04.2019 |
12131.6 | 3 кв./18 | 05.01.2019 |
Внешний государственный и частный долг России (ЦБ РФ)
Дата проведения оценки | Внешний долг госсектора, млрд $ | Внешний долг частного сектора, млрд $ |
---|---|---|
1.04.2018 | 255,3 | 264,4 |
1.04.2017 | 255,1 | 266,4 |
1.04.2016 | 267,7 | 252,4 |
1.04.2015 | 278,9 | 278,3 |
1.04.2014 | 375,4 | 340,4 |
1.04.2013 | 355,0 | 336,6 |
1.04.2012 | 230,9 | 326,5 |
1.04.2011 | 203,8 | 304,4 |
1.04.2010 | 178,6 | 284,1 |
1.04.2009 | 150,1 | 295,3 |
1.04.2008 | 183,5 | 298,9 |
1.04.2007 | 154,2 | 201,3 |
1.04.2006 | 155,9 | 117,2 |
Как видно из таблицы, государственный внешний долг РФ активно рост вплоть до 2014 года. Однако после изменения геополитической обстановки в мире размер задолженности стал снижаться. Это стало следствием ограничения доступа отечественных компаний к внешнему финансированию.
Внешний долг только органов госуправления РФ (ЦБ РФ)
Дата проведения оценки | Внешний долг органов госуправления РФ, млрд $ |
---|---|
1.04.2018 | 59,7 |
1.04.2017 | 45,8 |
1.04.2016 | 32 |
1.04.2015 | 33,5 |
1.04.2014 | 53,6 |
1.04.2013 | 57,4 |
1.04.2012 | 36,3 |
1.04.2011 | 35,3 |
1.04.2010 | 31,3 |
1.04.2009 | 31,1 |
1.04.2008 | 36,8 |
1.04.2007 | 43,3 |
1.04.2006 | 69,5 |
Санкции против госдолга
В последние годы регулярно поднимается тема санкций в отношении российского госдолга. Различные законопроекты в этом направлении уже существуют, но пока еще лежат без движения в Конгрессе США.
В 2019 году уже были введены частичные санкции против госдолга РФ. В частности, США запретили американским банкам принимать участие в первичном размещении валютного госдолга РФ. Но эксперты сразу же назвали такие ограничения символическими, поскольку в отношении покупок на вторичном рынке никаких блокировок не было. Таким образом, инвесторы могли пропустить первый этап размещения долговых бумаг, но без проблем купить их позже на вторичке.
Специалисты полагают, что серьезные санкции в отношении госдолга РФ невозможны, поскольку в мировой финансовой системе сегодня вся связаны и, например, полный запрет на владение российским госдолгом может отозваться неприятными последствиями для многих стран и инвесторов.
- Перенос бремени долга страны на последующие поколения (если ВВП растет меньшими темпами, чем долг).
- Доходы внутри населения перераспределяются. Те, кто вкладываются в облигации – поучают проценты по выплатам, а те, кто такой возможности не имеют, просто платят налог в бюджет, часть которого идет на погашение долга.
- Государственные ценные бумаги вытесняют с экономики частные инвестиции.
- Устойчивость экономики государства снижается, что приводит к рискам обвала валюты или кризису. Например, у США огромный государственный долг, но их преимущество в том, что процент выплат очень низкий. Но в годы кризиса процент по кредитам возрастает, что увеличит на нагрузку на экономику государства.
- Рост государственного долга снижает рост ВВП страны на душу населения.
- Увеличение заложенности обратно пропорциональна объему внешних инвестиций в государство, что затормаживает его экономическое развитие.