Российский госдолг превысит «неопасный» уровень в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Российский госдолг превысит «неопасный» уровень в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Госдолг – сумма, которую страна получила от своих граждан, других государств и частных инвесторов. Он состоит из двух частей: внешней и внутренней. Внутренний долг – все то, что государство должно своим гражданам и другим институтам в собственной валюте. Внешний – задолженность перед любыми иностранным кредиторами.

Как появился внешний долг России

Сумму обязательств Российской Федерации можно разделить на две части: расходы, возникшие еще в 90-ые при образовании нового государства и новые займы, необходимые для развития. На рубеже тысячелетий Россия оказалась в сложной ситуации: Центральный Банк и Минфин принимали самые плохие решения из возможных и в итоге были вынуждены объявить дефолт.

С Советским прошлым закончили в 2017 г. Летом был проведен последний платеж в размере 125 млн. долларов. Неудачи страны больше не влияли на оплату и осталось только брать новые деньги и обслуживать текущие задолженности. Начиная с 2000-ых Россия получила в свои руки большие нефтегазовые доходы. Топливные рынки начали развиваться с очень высокой скоростью, цена на нефть взлетела, что позволило постепенно погашать свои обязательства. В тот же период, государство тратило деньги на внутреннее развитие.

Государственный долг к ВВП в России по президентам

Имя Период Нач. Кон. Макс. Мин. Изм.% нач/кон.
Владимир Путин (2) 07.05.2002 — 17.0000 12.6000 17.0000 12.6000 -25.88%

Средства ФНБ будут использованы для обеспечения сбалансированности федерального бюджета в объемах 2,9 трлн рублей в 2023 году и 1,3 трлн рублей – в 2024 году, создавая условия для перехода с 2025 года к нормализации бюджетной политики, говорится в пояснительной записке к проекту бюджета, с которой ознакомился «Интерфакс». Также будет продолжено использование средств ФНБ на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию.

Пополнение ФНБ в 2023 году не планируется за счет дополнительных нефтегазовых доходов из-за приостановки бюджетного правила в 2022 году, а также увеличения расходов, связанных с поддержкой экономики и граждан в условиях геополитического и санкционного давления.

В 2024 и 2025 годах ожидается увеличение средств ФНБ за счет перечисления дополнительных нефтегазовых доходов, полученных в 2023-2024 годах, в объемах 939 млрд рублей и 656,3 млрд рублей соответственно. К концу 2023 года ФНБ составит 6,253 трлн рублей, к концу 2024 года — 5,947 трлн рублей, к концу 2025 года — 6,644 трлн рублей.

В 2022 году на финансирование дефицита бюджета планируется направить 3,197 трлн рублей из ФНБ, на конец года в фонде, как ожидается, будет 8,987 трлн рублей (в начале года он был на уровне 13,565 трлн рублей).

Так ли велик российский госдолг

Общий объём госдолга достиг 17,8 % ВВП (против порядка 14% в 2019 году), говорится в докладе Счётной палаты. Закон о федеральном бюджете предполагал, что показатель вырастет ещё больше — до 19,1% ВВП. В 2021 году предполагается рост госдолга до 20,4% ВВП, в 2022 году — до 20,8%, а в 2023-м — до 21,4%.

Читайте также:  Порядок увольнения военнослужащего по состоянию здоровья, закон

При этом по объёму показателя в отношении к ВВП госдолг России остаётся низким, отметил Порывай. «Мы являемся одной из немногих стран мира с таким низким уровнем долга. Этому показателю ещё есть куда расти, ничего критического здесь нет», — подчеркнул он.

Эксперт напомнил, что помимо объёма ВВП нужно также смотреть на международные резервы. «В нашей стране очень большие резервы, одни из самых больших в мире в целом и среди развивающихся стран в частности, можно по пальцам пересчитать страны, которые имеют больший объём резервов», — отметил Порывай. При этом доля нерезидентов в долге России небольшая, в основном долг в локальной валюте, добавил он.

Размер и динамика госдолга России на сегодняшний день

Объем государственного внешнего долга Российской Федерации (2011-2021 гг.)* млн. долл. США:

Дата Всего в т.ч. по государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте
2021 год
01.01.2021 56 702,9 17 596,6
01.02.2021 56 260,1 17 216,6
01.03.2021 56 629,3 17 573,9
01.04.2021 56 104,6 17 426,0
01.05.2021 56 517,7 17 710,6
01.06.2021 58 149,5 17 502,0
01.07.2021 58 542,2 18 077,1
01.08.2021 58 691,8 18 234,4
01.09.2021 58 530,1 18 124,4
2020 год
01.01.2020 54 848,3 13 252,8
01.02.2020 54 731,8 13 188,1
01.03.2020 54 616,7 13 076,6
01.04.2020 54 068,4 12 874,1
01.05.2020 50 590,3 12 925,3
01.06.2020 50 963,8 13 257,8
01.07.2020 51 026,3 13 336,3
01.08.2020 51 625,7 13 806,0
01.09.2020 51 809,1 13 957,9
01.10.2020 50 364,9 13 773,7
01.11.2020 51 982,4 15 404,7
01.12.2020 54 880,1 15 886,9
2019 год
01.01.2019 49 156,5 11 567,4
01.02.2019 47 683,7 11 597,5
01.03.2019 47 557,7 11 493,9
01.04.2019 51 067,2 11 539,2
01.05.2019 51 145,8 11 587,5
01.06.2019 51 261,4 11 732,3
01.07.2019 53 954,6 11 915,4
01.08.2019 53 828,0 11 851,2
01.09.2019 53 888,4 11 934,6
01.10.2019 53 625,5 12 053,6
01.11.2019 53 935,7 12 331,2
01.12.2019 54 164,4 12 583,2
2018 год
01.01.2018 49 827,3 10 357,2
01.02.2018 50 519,5 11 023,5
01.03.2018 50 571,8 11 089,3
01.04.2018 51 393,2 10 936,5
01.05.2018 51 359,7 10 934,6
01.06.2018 51 114,7 10 759,3
01.07.2018 50 960,2 10 653,6
01.08.2018 47 331,5 10 492,7
01.09.2018 47 133,9 10 301,1
01.10.2018 47 084,2 10 528,2
01.11.2018 47 195,0 10 673,4
01.12.2018 47 148,1 10 651,0
2017 год
01.01.2017 51 211,8 11 730,5
01.02.2017 51 217,2 11 726,3
01.03.2017 51 190,4 11 720,6
01.04.2017 50 558,6 11 720,6
01.05.2017 48 556,4 11 720,6
01.06.2017 48 552,6 11 720,4
01.07.2017 51 471,4 11 680,4
01.08.2017 51 286,0 11 673,4
01.09.2017 51 094,2 11 667,8
01.10.2017 51 230,0 11 667,8
01.11.2017 51 202,3 11 667,8
01.12.2017 51 172,4 11 667,8
2016 год
01.01.2016 50 002,3 11 875,9
01.02.2016 49 995,5 11 875,9
01.03.2016 49 987,4 11 870,1
01.04.2016 49 363,2 11 870,1
01.05.2016 49 253,4 11 870,1
01.06.2016 50 946,5 11 868,5
01.07.2016 50 882,5 11 868,5
01.08.2016 50 871,5 11 861,6
01.09.2016 50 864,6 11 855,9
01.10.2016 51 475,7 11 855,9
01.11.2016 51 442,1 11 855,9
01.12.2016 51 271,3 11 733,3
2015 год
01.01.2015 54 355,4 12 083,2
01.02.2015 54 305,5 12 070,3
01.03.2015 54 268,0 12 064,3
01.04.2015 53 481,4 12 064,2
01.05.2015 51 480,4 12 064,3
01.06.2015 51 453,7 12 062,8
01.07.2015 51 324,3 11 989,1
01.08.2015 51 289,8 11 983,7
01.09.2015 51 300,0 11 977,8
01.10.2015 50 226,4 11 977,8
01.11.2015 50 189,3 11 977,8
01.12.2015 50 128,6 11 976,3
2014 год
01.01.2014 55 794,2 11 399,1
01.02.2014 55 750,9 11 399,0
01.03.2014 55 666,9 11 322,6
01.04.2014 54 881,5 11 322,6
01.05.2014 54 875,4 11 315,5
01.06.2014 54 810,3 11 313,9
01.07.2014 54 672,5 11 313,9
01.08.2014 54 604,6 11 310,4
01.09.2014 54 553,5 11 304,2
01.10.2014 53 746,4 11 304,0
01.11.2014 53 704,6 11 285,7
01.12.2014 53 972,2 11 604,1
2013 год
01.01.2013 50 769,2 11 389,8
01.02.2013 50 644,6 11 308,8
01.03.2013 50 616,5 11 301,7
01.04.2013 49 803,9 11 301,1
01.05.2013 49 837,4 11 384,1
01.06.2013 49 645,5 11 269,5
01.07.2013 49 568,1 11 266,5
01.08.2013 49 550,6 11 270,5
01.09.2013 49 539,4 11 264,2
01.10.2013 55 778,8 11 264,7
01.11.2013 55 890,7 11 395,0
01.12.2013 55 834,6 11 394,9
2012 год
01.01.2012 35 801,4 1 008,9
01.02.2012 35 776,5 1 004,7
01.03.2012 35 728,9 998,5
01.04.2012 34 819,9 1 017,0
01.05.2012 41 734,7 1 016,9
01.06.2012 41 639,3 1 015,8
01.07.2012 41 540,1 1 012,6
01.08.2012 41 323,2 980,5
01.09.2012 41 317,5 974,2
01.10.2012 40 544,8 970,7
01.11.2012 40 916,6 1 400,7
01.12.2012 40 872,9 1 400,7
2011 год
01.01.2011 39 956,9 913,3
01.02.2011 39 798,6 824,2
01.03.2011 39 771,2 817,6
01.04.2011 38 836,9 816,1
01.05.2011 38 832,8 817,9
01.06.2011 37 010,0 816,5
01.07.2011 36 845,2 813,5
01.08.2011 36 777,8 795,8
01.09.2011 36 880,6 969,4
01.10.2011 36 002,0 966,0
01.11.2011 35 964,4 966,8
01.12.2011 35 838,1 965,6
Читайте также:  Доля в уставном капитале и имуществе ООО

Объем внешнего государственного долга России пробил многолетнюю планку.

Динамика долговой нагрузки и стоимость ее обслуживания напрямую влияют на устойчивость макроэкономических параметров государства. С оценками драйверов российской экономики на 2021 г. можно ознакомиться в нашем специальном материале.

По данным Минфина на 19 января 2021 г., объем государственного внешнего долга России к началу года составил $56,79 млрд. В сумму включены госгарантии РФ (31% валового долга).

Посмотрим, так ли велик масштаб угрозы со стороны роста госдолга, проанализируем его структуру и график погашения, оценим относительные показатели долговой нагрузки России относительно размера национальной экономики по сравнению с крупнейшими странами мира.

За счет чего формируется долг

Когда расходная часть бюджета превышает доходную, государство может воспользоваться единственной доступной ему возможностью и покрыть дефицит за счет кредитных средств. Аналогичную практику используют частные финансовые институты (в первую очередь это касается коммерческих банков), которые используют заемные ресурсы для покрытия долгов или инвестирования в новые проекты.

Совокупная задолженность государства и отдельных его субъектов формирует внешний государственный долг, но РФ также взяла на себя обязательства по выплате советских кредитов, которые были получены до развала СССР.

На текущий момент Россия должна выполнить обязательства:

  • перед странами, которые не являются участниками Парижского клуба;
  • перед государствами, которые являются бывшими членами Совета экономического взаимодействия;
  • перед многосторонними партнерами-кредиторами;
  • по облигациям, предназначенным для получения внутреннего займа;
  • по гарантиям в иностранной валюте и т. д.

Прогнозы МВФ по части долговых обязательств мировых держав

Чтобы сравнивать долги РФ и прочих стран, следует понимать, что экономика каждого государства уникальна. Индивидуальна и методика подсчёта.

Пример: задолженность Японии на 2015 г. достигала 250% годового ВВП. Фактически, это означало, что граждане данной страны могли бы 2,5 года трудиться только ради покрытия своих внешних обязательств. Однако реальность такова, что Япония – один из главных кредиторов Соединённых Штатов Америки.

Если гипотетически предположить, что все государства одновременно потребовали вернуть долги, спрогнозировать, кто оказался бы в наиболее грустном положении, нельзя. По этой причине, говоря о внешнем долге, всегда подразумевают его привязку к ВВП – для пущей наглядности.

Как правило, кроме текущих данных о долге учитываются ещё и прогнозируемые показатели. Они приводятся в процентах к актуальному ВВП.

Читайте также:  На что обратить внимание, решая пенсионные споры через суд

Таблица 2. Прогнозируемый долг некоторых стран в процентах к ВВП.

Гос-во Год
2020 2021 2022 2023
Австралия 38,74 36,12 34,18 32,24
Беларусь 49,63 47,49 46,12 43,22
Великобритания 85,18 84,52 83,62 82,51
Евросоюз 76,76 74,63 72,41 70,16
Канада 81,16 78,68 74,41 74,26
Китай 57,56 60,45 63,05 65,45
Россия 19,95 20,01 20,14 20,35
США 111,26 113,12 115,23 116,87
Украина 71,68 66,92 63,05 59,37
Япония 232,29 231,43 230,71 229,65

Из приведённых выше сведений от МВФ понятно, что Российская Федерация на сегодня находится в одном из лучших положений по части внешнего долга., если сравнивать с др. странами.

История данных (RUB млрд.) по годам

Данные
Период
Дата

13054 2 кв./20 03.10.2020
12760 1 кв./20 04.07.2020
12565 4 кв./19 04.04.2020
14052 3 кв./19 04.01.2020
13538 2 кв./19 29.10.2019
12803.2 1 кв./19 29.06.2019
12591.3 4 кв./18 06.04.2019
12131.6 3 кв./18 05.01.2019

Внешний государственный и частный долг России (ЦБ РФ)

Дата проведения оценки Внешний долг госсектора, млрд $ Внешний долг частного сектора, млрд $
1.04.2018 255,3 264,4
1.04.2017 255,1 266,4
1.04.2016 267,7 252,4
1.04.2015 278,9 278,3
1.04.2014 375,4 340,4
1.04.2013 355,0 336,6
1.04.2012 230,9 326,5
1.04.2011 203,8 304,4
1.04.2010 178,6 284,1
1.04.2009 150,1 295,3
1.04.2008 183,5 298,9
1.04.2007 154,2 201,3
1.04.2006 155,9 117,2

Как видно из таблицы, государственный внешний долг РФ активно рост вплоть до 2014 года. Однако после изменения геополитической обстановки в мире размер задолженности стал снижаться. Это стало следствием ограничения доступа отечественных компаний к внешнему финансированию.

Внешний долг только органов госуправления РФ (ЦБ РФ)

Дата проведения оценки Внешний долг органов госуправления РФ, млрд $
1.04.2018 59,7
1.04.2017 45,8
1.04.2016 32
1.04.2015 33,5
1.04.2014 53,6
1.04.2013 57,4
1.04.2012 36,3
1.04.2011 35,3
1.04.2010 31,3
1.04.2009 31,1
1.04.2008 36,8
1.04.2007 43,3
1.04.2006 69,5

Санкции против госдолга

В последние годы регулярно поднимается тема санкций в отношении российского госдолга. Различные законопроекты в этом направлении уже существуют, но пока еще лежат без движения в Конгрессе США.

В 2019 году уже были введены частичные санкции против госдолга РФ. В частности, США запретили американским банкам принимать участие в первичном размещении валютного госдолга РФ. Но эксперты сразу же назвали такие ограничения символическими, поскольку в отношении покупок на вторичном рынке никаких блокировок не было. Таким образом, инвесторы могли пропустить первый этап размещения долговых бумаг, но без проблем купить их позже на вторичке.

Специалисты полагают, что серьезные санкции в отношении госдолга РФ невозможны, поскольку в мировой финансовой системе сегодня вся связаны и, например, полный запрет на владение российским госдолгом может отозваться неприятными последствиями для многих стран и инвесторов.

  • Перенос бремени долга страны на последующие поколения (если ВВП растет меньшими темпами, чем долг).
  • Доходы внутри населения перераспределяются. Те, кто вкладываются в облигации – поучают проценты по выплатам, а те, кто такой возможности не имеют, просто платят налог в бюджет, часть которого идет на погашение долга.
  • Государственные ценные бумаги вытесняют с экономики частные инвестиции.
  • Устойчивость экономики государства снижается, что приводит к рискам обвала валюты или кризису. Например, у США огромный государственный долг, но их преимущество в том, что процент выплат очень низкий. Но в годы кризиса процент по кредитам возрастает, что увеличит на нагрузку на экономику государства.
  • Рост государственного долга снижает рост ВВП страны на душу населения.
  • Увеличение заложенности обратно пропорциональна объему внешних инвестиций в государство, что затормаживает его экономическое развитие.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...