По каким основаниям приостанавливается исполнительное производство

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «По каким основаниям приостанавливается исполнительное производство». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Целью производства ФССП является исполнение акта суда или другого органа. Чаще всего речь идет о взыскании задолженности, но предметом производства могут быть и другие требования взыскателя. Чтобы обеспечить быстрое и полное исполнение, специалисты ФССП осуществляются различные исполнительные действия, от ареста счетов и активов до распродажи активов должника и удержание средств с его доходов.

По каким основаниям суд обязан приостановить производство

Закон № 229-ФЗ разграничивает основания, по которым производство могут приостановить суды, приставы, а также должностные лица и органы, назначившие административное наказание. С инициативой о приостановке могут обращаться не только приставы, но и взыскатели, должники. Вот перечень случаев, когда суд обязан вынести определение о приостановке дела в ФССП:

  • если подан иск об исключении арестованного имущества из описи, если оно является предметом взыскания (такой иск может подать не только сам должник, но и фактический собственник имущества);
  • если по инициативе любого участника дела оспаривается оценка арестованных вещей. предметов, объектов (например, если пристав или оценщик занизили рыночную цену);
  • если подан административный иск об отмене исполнительского сбора (в данном случае производство будет приостановлено только части взыскания сбора);
  • если Конституционный Суд РФ обязан приостановить исполнение до рассмотрения конкретного дела (в данном случае КС РФ выносит акт, который обязаны применять все суды страны).

Суд и приостановление исполнительного производства

В компетенцию суда также входит прерогатива отложить исполнительные действия на более поздний срок. В частности, это происходит тогда, когда обжалуется решение, по которому оформлен исполнительный лист или постановление об административном штрафе.

Причем, ходатайство о приостановлении исполнительного производства должник вправе подать как в апелляцию, так и в кассационную инстанцию вместе с соответствующей жалобой на основное судебное решение.

Суд может приостановить работу пристава и тогда, когда происходит оспаривание исполнительного производства.

Его предметом могут быть:

  • действия пристава;
  • правомерность наложение ареста на имущество и его последующей оценки;
  • взыскание исполнительского сбора.

В каких случаях производство приостанавливается судом

Суд обладает возможностью на время остановить исполнительное производство. Ходатайство можно подавать в апелляцию или в кассационную инстанцию, подкрепив его специальной жалобой на главное судебное решение по рассматриваемому делу.

Производство обязательно приостанавливается в таких ситуациях:

  • если оспаривается результат сделанной ранее оценки имущества под арестом;
  • если подаётся иск, чтобы освободить имущество (частично или полностью) от ареста;
  • если оспаривается взыскание исполнительного сбора.

Существуют и другие основания, чтобы приостанавливать исполнительное производство. Среди них можно выделить:

  • когда должником оспаривается исполнительная бумага, документ или судебный акт, который был основанием для её выдачи;
  • когда должники пребывают в рабочей командировке;
  • в случае оспаривания актов органов или должностных лиц, которые рассматривали дело;
  • при оспаривании работы или халатности судебных приставов-исполнителей;
  • если подавалось заявление в суд о разъяснении сути положений.

Как составить заявление о приостановке исполнительного производства

Когда наступает ситуация, требующая приостановления исполнительного производства, нужно правильно составить заявление. Данный документ пишется по определённому алгоритму:

  1. Верхний правый угол. Адресат (судебный орган, куда направляется заявление), Ф.И.О. должника и взыскателя, а также место их проживания. Информация о судебных приставах (наименование службы приставов, к которым специалист относится, Ф.И.О., адрес).
  2. Название документа. Пишется с заглавной буквы в центре бланка.
  3. Описать, на основании какого судебного постановления (желательно указать его номер) началось ИП. Также указать информацию об исполнительном листе, на основании которого было начато производство, и внести информацию о судебном разбирательстве.
  4. Перечислить обстоятельства, ставшие основанием для заполнения документа. В рассматриваемом пункте важно сослаться на закон №229-ФЗ. Чтобы подтвердить сложившуюся ситуацию, нужно приложить документы, доказывающие рассматриваемые обстоятельства. Далее прилагаются документы, служащие доказательством сложившейся ситуации и оснований, что считаются причиной для притормаживания процедуры.
  5. Указать сроки, на которые процедуру нужно приостановить. Можно не указывать конкретные периоды, можно обойтись приблизительным периодом.
  6. Перечислить бумаги, которые будут приложены к заявлению. Прикрепить отдельные копии от каждого участника дела.
  7. Дата и подпись.

Из-за коронавируса в связи с введённым мораторием на банкротство ряда организаций исполнительные действия против них были также ограничены. Согласно Постановлению Правительства РФ от 3 апреля 2020 года №428 на период 6 месяцев (до 6 октября 2020 года):

  • могут рассматриваться иски к должникам и выдаваться исполнительные листы против них; однако
  • нельзя применять меры принудительного исполнения, обращать взыскание на имущество;
  • но при этом можно ограничивать распоряжение имуществом должника (Обзор Верховного Суда РФ от 21 апреля 2020 года по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Росссийской Федерации новой коронавирусной инфекции COVID-19).
Читайте также:  Автомобиль на предприятии: спорные вопросы налогового учета

Основания для приостановления исполнительного производства судом

Основания приостановления исполнительного производства определены на федеральном уровне. Согласно ст. 39 закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ (далее по тексту — Закон № 229), может быть произведено приостановление исполнительного производства судом, если:

  • подан иск об исключении из государственного реестра описанного исполнителем имущества, на которое планировалось обратить взыскание по исполнительному документу;
  • оспариваются результаты оценки арестованного имущества;
  • оспаривается решение о взыскании исполнительного гос. сбора;
  • оспаривается сам исполнительный документ либо документ — основание для его выдачи;
  • должник отправился в длительную командировку;
  • принято к производству ходатайство, целью подачи которого является оспаривание постановления либо действий исполнителя;
  • поступило обращение о разъяснении положений, изложенных в исполнительном документе.

На какой срок приостанавливается производство

Согласно ст. 42 Закона № 229, сроки приостанавливаются до момента устранения тех обстоятельств и препятствий, которые послужили для этого основанием. Заявление о приостановке производства суд рассматривает в 10-дневный срок (ч. 1 ст. 440 ГПК и ч. 3 ст. 327 АПК).

Возможны также другие случаи приостановления производства:

  1. Если производство было приостановлено по заявлению должника в связи с такими причинами, как нахождение на лечении в стационаре, в длительной командировке или на военной службе, возобновление производится после выписки из больницы, приезда из командировки или окончания службы соответственно.
  2. Если производство было приостановлено судебным приставом в связи со смертью должника, оно будет возобновлено после определения правопреемников.
  3. Если причиной приостановки послужило такое основание, как утрата дееспособности, производство будет возобновлено после назначения опекунов.
  4. Если производство было приостановлено из-за обращения одной из сторон в суд для получения разъяснений, то оно возобновится после удовлетворения такого ходатайства.
  5. Если производство было остановлено судом вследствие оспаривания постановления пристава, результатов оценки имущества, самого исполнительного документа, предъявления иска об освобождении имущества — объекта исполнения из-под ареста, тогда оно будет возобновлено после принятия соответствующего решения суда.
  6. Если судом принят к рассмотрению иск в связи с изменением размера исполнительного сбора либо проведением в отношении должника процедур, связанных с признанием его неспособным погашать задолженность, судья может останавливать исполнительное производство (как полностью, так и в части) до принятия решения по сути (ст. 438 ГПК).

Основания для прекращения исполнительного производства

В Гражданско-правовом кодексе Российской Федерации все причины, по которым могут быть прекращены исполпроизводства, разделены на несколько категорий.

В первую входят основания, при которых Сторона ответчика выбыла и не может быть заменена. Например, этот параграф закона применяется, если должник скоропостижно скончался. Чаще всего, долг, а соответственно, и исполнительное производство, переходят наследнику согласно правопреемству. Однако бывают ситуации, когда это невозможно: наследников нет или обязанности не могут быть реализованы приставами. В этом случае, дело полностью закрывается по решению суда.

Кроме того, исполпроизводство может прекратить сам пристав, если одна из сторон исключена из Единого государственного реестра юридических лиц.

Вторая категория причин для прекращения работы приставов – это истечение срока действия документов. В этом случае, специалисты прекращают исполнительное производство, если сам лист уже недействителен или был отменен в суде, так же, как и судебный акт, на основании которого возбуждено взыскание долгов с гражданина.

Сюда же относятся следующие причины:

  • Суд прекратил действие исполнительного листа.
  • Суд прекратил взыскания по делу об административном правонарушении.

Закон 2007 года предусматривает новый порядок, в соответствии с которым выполняется прекращение и приостановление исполнительного производства. В этом его главное отличие от прежнего нормативного акта. Так, в соответствии с предыдущим законом допускалось приостановление исполнительного производства судом и только им. С 1 февраля 2007 года эти полномочия возлагаются и на определенную категорию должностных лиц. В частности, сейчас разрешено приостановление исполнительного производства приставом. В соответствии с этим изложены новые редакции статей 439, 437 и 436 ГПК. По ст. 436 суд обязан, а по ст. 437 – вправе частично либо полностью приостановить производство в определенных случаях. Они перечислены в положениях Закона. Кроме этого, нормативный акт включает в себя основания приостановления исполнительного производства. Это говорит о том, что была проведена качественная переработка предписаний. Тем не менее, есть в Законе и проблемные моменты.

Основания для отсрочки процесса истребования судебным учреждением

Суд имеет право приостанавливать процесс делопроизводства. Для этого необходимо подать ходатайство в апелляцию или кассационное учреждение. К нему также нужно прикрепить жалобу на вынесенное решение. Производство нужно прекратить в обязательном порядке:

  • Идёт процесс обжалования проведённой оценки имущества должника.
  • Если подаётся исковое заявление об освобождении имущества (частично или полностью) от ареста.
  • Идёт процесс обжалования суммы исполнительного сбора.

Иные причины для приостановки взыскания:

  • Когда заёмщик обжалует исполнительный лист, судебное постановление.
  • Должник находится в командировке.
  • Когда оспариваются акты уполномоченных органов, которые рассматривали дело.
  • Жалоба на действия или бездействие сотрудников ФСПП.
  • Подача ходатайства на пояснение смысла положений.

Комментарий к Статье 437 Гражданского процессуального кодекса

Комментируемая статья предусматривает право суда приостановить исполнительное производство.

Согласно п. 2 ст. 39 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство может быть приостановлено судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации и федеральным законом, полностью или частично в случаях:

— оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;

— оспаривания в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

Читайте также:  Налоги и взносы ИП на УСН 6% без работников в 2023 году: сколько нужно платить?

— нахождения должника в длительной служебной командировке;

— принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий;

— обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения;

— в иных случаях, предусмотренных ст. 40 указанного Федерального закона.

Статья 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусматривает приостановление исполнительного производства судебным приставом-исполнителем.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 29 Постановления от 17 ноября 2015 г. N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснил, что «суды должны учитывать, что при подаче апелляционной, кассационной или надзорной жалоб (представлений) правом приостанавливать исполнение судебного акта наделены только суды апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. Правовым последствием приостановления исполнения судебного акта является приостановление исполнительного производства, возбужденного на основании соответствующего исполнительного документа.

Вопрос о приостановлении исполнительного производства на основании пункта 1 части 2 статьи 39 Закона «Об исполнительном производстве» может быть разрешен судом первой инстанции в случаях оспаривания исполнительного документа несудебного органа.

Исполнительное производство может быть приостановлено в случаях рассмотрения заявления о пересмотре судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Вопрос о приостановлении исполнительного производства разрешается судом, рассматривающим такое заявление» .
———————————
Российская газета. 2015. N 270.

Отложение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения

Исполнительные действия должны совершаться, а меры принудительного исполнения применяться своевременно. В то же время в ходе исполнительного производства возможно возникновение обстоятельств, временно препятствующих принудительному исполнению. В таких случаях совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения может быть отложено.

Отложение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения — это перенос времени совершения исполнительного действия или применения меры принудительного исполнения на более позднее.

Отличие отложения исполнительных действий и мер принудительного исполнения от отсрочки исполнения заключается в том, что во втором случае изменяется установленный в законе или в самом исполнительном документе срок исполнения требований исполнительного документа, в то время как в первом случае срок исполнения требований исполнительного документа не изменяется, но изменяется время совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Различие заключается и в круге субъектов, управомоченных решать соответствующие процессуальные вопросы. В отличие от вопроса отсрочки исполнения, разрешаемого правоприменительным органом, выдавшим исполнительный документ, вопрос об отложении исполнительных действий и мер принудительного исполнения может быть разрешен самостоятельно судебным приставом-исполнителем. Поскольку именно судебный пристав-исполнитель непосредственно осуществляет функции по принудительному исполнению, постольку данное полномочие обеспечивает возможность оперативного реагирования на изменяющиеся фактические обстоятельства в ходе процедуры принудительного исполнения.

ФЗИП не содержит общих формулировок оснований для отложения исполнительных действий и мер принудительного исполнения, однако это не означает, что усмотрение судебного пристава-исполнителя при решении данного вопроса ничем не ограничено. Во-первых, законодательство об исполнительном производстве предусматривает не только факультативное, но и обязательное отложение исполнительных действий и мер принудительного исполнения, а ст. 328 АПК прямо указывает на то, что основанием для отложения исполнительных действий являются обстоятельства, препятствующие их совершению. Во-вторых, такой вывод был бы неверным не только в контексте действующего правового регулирования, но и в свете правоприменительной практики. В частности, Конституционным Судом РФ неоднократно отмечалось, что ч. 1 ст. 38 ФЗИП, предоставляющая судебному приставу-исполнителю право отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения, направлена на правильное исполнение вступившего в законную силу судебного постановления и что произвольное использование судебным приставом-исполнителем данного полномочия недопустимо. На то, что основанием для отложения являются обстоятельства, временно препятствующие принудительному исполнению, косвенно указывают и отдельные разъяснения ФССП.

Таким образом, основанием для отложения исполнительных действий или мер принудительного исполнения являются обстоятельства, временно препятствующие совершению отдельных исполнительных действий и применению мер принудительного исполнения.

Данная категория является оценочной, поэтому вопрос об отложении должен разрешаться индивидуально в каждом конкретном случае с учетом всей полноты имеющих значение для данного действия фактических обстоятельств. Отложение исполнительных действий и мер принудительного исполнения не должно приводить к нарушению принципа своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения и не должно влечь за собой невозможности исполнения правоприменительных актов органов гражданской юрисдикции. Обстоятельства, оцениваемые в качестве основания для отложения, должны носить устранимый характер, поскольку иное свидетельствовало бы о невозможности исполнения, что согласно п. 2 ч. 1 ст. 46 и п. 3 ч. 1 ст. 47, ч. 2 ст. 43 ФЗИП является основанием для совершения иных процессуальных действий — окончания или прекращения исполнительного производства (в зависимости от утраты возможности исполнения). В литературе небезосновательно отмечается, что обстоятельства, указанные в ч. 2 ст. 39 и ч. 2 ст. 40 ФЗИП в качестве оснований для приостановления исполнительного производства, могут быть взяты за основу и при оценке наличия оснований для отложения исполнительных действий и мер принудительного исполнения с привязкой к длительности существования таких обстоятельств и возможности более-менее точного определения срока их существования: если время устранения обстоятельств относительно непродолжительное и оно может быть с достоверностью определено, то может быть использован институт отложения, если же время устранения обстоятельств, препятствующих принудительному исполнению, невозможно определить указанием на период времени или календарную дату, а сами обстоятельства подпадают под перечень ст. ст. 46 и 47 ФЗИП, то следует использовать институт приостановления исполнительного производства.

Читайте также:  Оплата труда при суммированном учете рабочего времени

Законодательство об исполнительном производстве позволяет выделить обязательное и факультативное отложение исполнительных действий и мер принудительного исполнения. В первом случае отложение прямо предписано законом и не зависит от усмотрения судебного пристава-исполнителя. На сегодняшний день законодательство об исполнительном производстве предусматривает два случая обязательного отложения:

1) отложение исполнительных действий и мер принудительного исполнения на основании судебного акта (ч. 2 ст. 38 ФЗИП);

2) отложение применения мер принудительного исполнения в случае поступления от должника ходатайства о самостоятельной реализации имущества, стоимость которого не превышает 30 тыс. руб. (ч. 2 ст. 87.1 ФЗИП).

Данный перечень может быть расширен федеральным законом.

В остальных случаях вопрос об отложении решается по усмотрению правоприменителя, т.е. данное полномочие является дискреционным, а отложение — факультативным.

Субъектами, уполномоченными решать вопрос об отложении исполнительных действий и мер принудительного исполнения, являются судебный пристав-исполнитель и суд.

В соответствии со ст. 328 АПК исполнительные действия и меры принудительного исполненияпо исполнительному производству, возбужденному на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, могут быть отложены арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, или арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя. Ни ГПК, ни КАС не содержат аналогичной нормы, однако, исходя из принципа равенства всех перед законом и судом, полагаем, что применительно к гражданскому и административному судопроизводству в судах общей юрисдикции ст. 328 АПК может быть применена по аналогии процессуального закона (ч. 4 ст. 2 КАС, ч. 4 ст. 1 ГПК).

В отличие от отложения исполнительных действий и мер принудительного исполнения судебным приставом-исполнителем отложение по определению суда всегда факультативное, процессуальное законодательство не предусматривает случаев обязательного отложения исполнительных действий или мер принудительного исполнения судом.

Правом обращения в суд с заявлением об отложении обладают должник, взыскатель и судебный пристав-исполнитель (ч. 1 ст. 328 АПК).

Общие правила исполнительного производства

Исполнительное производство возбуждается, если судебный акт вступил в законную силу, а взыскатель подал соответствующее заявление.

Должностное лицо ФССП обязано вынести постановление в течение 3 дней после получения заявления, направить этот документ должнику и взыскателю.

Общие правила исполнительного производства определены в ГПК РФ, АПК РФ и Федеральном законе № 229-ФЗ:

  • принудительное исполнение происходит до полного погашения долга, либо надлежащего исполнения обязательств со стороны должника;
  • прекратить производство по делу без надлежащего исполнения решения суда можно только по заявлению взыскателя, либо по основаниям, предусмотренным в законе (например, при смерти должника, если его обязательства не переходят по наследству или правопреемству);
  • в процессе исполнительных действий могут возникать обстоятельства, препятствующие надлежащему исполнению – в этих случаях допускается отложение исполнительных действий или приостановление производства.

Пристав не может произвольно приостановить производство без законных оснований.

Например, не является таким основанием загруженность по работе, воспрепятствование со стороны должника при выявлении имущественных активов, счетов или места работы, иные субъективные факторы.

Если постановление будет вынесено незаконно, либо с превышением полномочий пристава, его можно обжаловать и отменить в судебном порядке.

Что даёт приостановка ИП

Приостановка позволяет ограничить возможности пристава – запретить выполнять принудительные меры взыскания. Когда приостановка произошла, пристав уже не может:

  • взыскивать и изымать имущество в конкретном процессе;
  • переводить права должника на взыскателей.

Но даже после приостановления приставы продолжают выполнять часть работы. В частности:

  • проводить оценку имущества должника;
  • выискивать сведения и направлять запросы о должнике;
  • искать должника/его имущество;
  • проводить опрос сторон дела;
  • вводить ограничения на выезд из страны;
  • работать с бумагами (принимать/рассматривать);
  • получать исполнительные сборы.

Заявление о приостановлении исполнительного производства может подаваться при обжаловании решения. После принятия обращения на рассмотрение действия по предписаниям постановления временно прекращаются. Заявление о приостановлении исполнительного производства подается в случаях, предусмотренных в законодательстве.

Действия прекращаются до окончания рассмотрения жалобы. Об этом выносится специальное определение. Если оспариваются бездействие (действие) должностного лица либо органа, имеющих полномочия разбирать дела по административным преступлениям и вынесших соответствующее постановление, которое стало основанием для исполнительного производства, оно приостанавливается также до завершения рассмотрения иска по существу. В результате принимается решение, которое определяет дальнейшую судьбу акта.

Приостановление производства данной судебной инстанцией осуществляется в следующих случаях:

1. Исполнения документов, приведенных в ст. 12, ч. 1, пунктах 5, 6 и 8 рассматриваемого Закона. К ним относят акты:

  • Органов, обладающих контрольными функциями, по взысканию денежных средств. При этом обязательным условием является приложение документов, имеющих отметки банковских или кредитных организаций, где открыты расчетные или прочие счета должника, о частичном либо полном невыполнении требований в связи с отсутствием необходимых сумм для погашения взыскания.
  • Должностных лиц, судебных и прочих органов по административным преступлениям.
  • Прочих инстанций в отношении гражданина либо организации, осуществляющих коммерческую деятельность без образования юр. лица.

2. Исполнения постановления пристава по поводу взыскания с должника расходов (сборов, штрафов), наложенных на него в соответствии с постановлением. Это положение распространяется на граждан и организации, которые ведут коммерческую деятельность без образования юр. лица.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...