Экспертиза качества специальной оценки условий труда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экспертиза качества специальной оценки условий труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если госконтроль заподозрит нарушения ТК РФ в компании, территориальная служба может вынести представление о необходимости в экспертизе условий труда. Ее определение дано в ч. 11 ст. 209 ТК РФ. Это проверка исполнения работодателем закона об охране труда.

Главная задача специалистов – проверить, соблюдается ли в организации ФЗ №426, действующий в России с 2013 г. В законе четко прописано, какие условия должен создать работодатель сотрудникам, какие и за что предусмотрены вознаграждения с компенсациями.

Цели такой проверки:

  1. Отстоять право каждого работающего гражданина на безопасный труд.
  2. Проконтролировать, как соблюдаются нормы охраны труда, качественно ли проводится аттестация сотрудников, правильно ли начисляются выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (наличие неблагоприятных факторов).
  3. Вынести предложение по отнесению компании к классу профриска.
  4. Подготовить заключение для суда по поводу необходимости ликвидации компании либо подразделения после фиксации нарушений.

Комментарий к ст. 216.1 ТК РФ

1. Государственная экспертиза условий труда — это оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 209 ТК).

В комментируемой статье определены органы, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, цели и основания ее осуществления, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную экспертизу.

Особенности осуществления экспертизы в отношении такого объекта государственной экспертизы условий труда, как качество специальной оценки условий труда, предусмотрены Законом о специальной оценке условий труда, положениями которого определены органы, осуществляющие экспертизу качества специальной оценки условий труда, основания для ее проведения, условия взимания платы, правила урегулирования разногласий по вопросам проведения указанной экспертизы, установлена обязанность передачи результатов экспертизы в информационную систему учета и порядок ее осуществления (ст. 24, ч. 3 ст. 18).

Согласно ч. 1 комментируемой статьи государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Осуществление государственной экспертизы условий труда отнесено к полномочиям Федеральной службы по труду и занятости (п. 5.5.14 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324). Руководитель Федеральной службы по труду и занятости является главным государственным инспектором труда Российской Федерации, который осуществляет руководство федеральной инспекцией труда. Принципы деятельности и основные задачи федеральной инспекции труда закреплены в ст. 355 ТК (см. коммент. к ней).

Полномочие Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению государственной экспертизы условий труда реализуют ее территориальные органы — государственные инспекции труда (п. 9.3.5 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 01.07.2009 N 378н).

Государственная экспертиза условий труда осуществляется также органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда. Так, например, в Санкт-Петербурге полномочием по организации и осуществлению государственной экспертизы условий труда наделен Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга (п. п. 3.2 — 4 Положения о Комитете по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, утв. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 12.12.2006 N 1542). Осуществление на территории Иркутской области в установленном порядке государственной экспертизы условий труда отнесено к функциям Министерства труда и занятости Иркутской области (подп. 10 п. 7 Положения о министерстве труда и занятости Иркутской области, утв. Постановлением Правительства Иркутской области от 03.12.2012 N 688-пп).

Законом о специальной оценке условий труда предусмотрено осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда экспертизы в отношении такого объекта государственной экспертизы условий труда, как качество специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 24).

2. В ч. 3 комментируемой статьи определены цели осуществления государственной экспертизы условий. Указанная экспертиза проводится в целях оценки: качества проведения специальной оценки условий труда; правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; фактических условий труда работников.

Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» из ч. 3 комментируемой статьи исключено указание на осуществление государственной экспертизы условий труда в целях оценки соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда, поскольку при проведении экспертизы указанных объектов оценка их соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда осуществляется во взаимосвязи с проведением оценки их соответствия государственным нормативным требованиям, содержащимся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах о градостроительной деятельности и (или) о техническом регулировании.

3. Основаниями для проведения государственной экспертизы условий труда служат определения судебных органов, обращения органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования РФ.

Административные процедуры: состав, сроки и последовательность выполнения

Административный регламент пунктом 49 устанавливает административные процедуры предоставления государственной услуги в рамках проведения госэкспертизы условий труда:

  1. проверка правильности оформления заявления и полноты прилагаемых документов, запрос недостающих документов, рассмотрение основания для оказания госуслуги;
  2. проведение оценки на соответствие зарегистрированных материалов государственным нормам, требованиям охраны труда и требованиям о специальной оценке;
  3. оформление результатов после предоставления государственной услуги.

Этапы административных процедур:

  • Основанием для начала административной процедуры является заявление и прилагаемые к нему документы.
  • В течении 5 дней после регистрации заявления производится проверка соответствия оформления и правильности комплектации документов, по результатам которой руководителем уполномоченного подразделения вносится предложение о возможности предоставления услуги либо оформления уведомления о невозможности предоставления услуги.
Читайте также:  Получение паспорта гражданина РФ в 45 лет

При выявлении некомплектности документов, данные сведения указываются в уведомлении, а также информация о сроках их подачи в полном объеме (не превышают 30 дней с даты отправления уведомления).
Принимается решение в течении 7 дней о предоставлении госуслуги – если есть возможность получения документов по средствам запроса. Уведомление направляется заявителю заказным почтовым отправлением или с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
Если запрашиваемые документы заявителем не были предоставлены в течении 30 дней, заявление и документы возвращаются заявителю с уведомлением об отказе оказания услуги.

  • Если процедура проверки документов завершена с положительным решением, специалисты переходят к следующему этапу – оценки соответствия зарегистрированных материалов государственным нормативным требованиям охраны труда. На данном этапе анализируется заявление и прилагаемые к нему документы посредством сравнения их положений о составе и порядке предоставления компенсаций и гарантий за работу с опасными и вредными условия труда с аналогичными требованиями, предусмотренными ст. 92, 117, 147 и 219 ТК РФ:
  1. оплаты труда в повышенном размере;
  2. сокращенной продолжительности рабочей недели;
  3. дополнительного оплачиваемого отпуска;
  4. иных гарантий и компенсаций, предусмотренных действующим российским законодательством.

Срок исполнения данной процедуры не должен превышать 10 рабочих дней с момента установления оснований для предоставления государственной услуги.
Результатом исполнения процедуры оценки является установление соответствия порядка предоставления и размеров гарантий (компенсаций) за работу с вредными (опасными) условиями труда, предоставляемыми работодателем работникам, занятым на указанных в заявлении рабочих местах, требованиям названных статей ТК РФ и иных законодательных актов.

Важно! Установление повышенных размеров компенсаций и гарантий по сравнению с ТК РФ не является не соответствием.

По результатам исполнения должностным лицом составляется проект заключения государственной экспертизы условий труда.

  • Проект заключения составляется в двух экземплярах, визируется должностным лицом и подписывается руководителем уполномоченного структурного подразделения, утверждается руководителем службы. Во всех случаях выявления несоответствия в заключении приводится подробное описание выявленного несоответствия с указанием наименования и реквизитов правового акта, требования которого не соблюдены.

Другой комментарий к статье 216.1 ТК РФ

§ 1. Комментируемая статья впервые введена в Трудовой кодекс. До принятия Федерального закона от 30 июня 2006 г. законодательством не определялись органы, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, ее цели и задачи, а также права и обязанности лиц, осуществляющих государственную экспертизу условий труда.

§ 2. Порядок проведения государственной экспертизы условий труда устанавливается Правительством РФ. При этом обязанности по проведению такой экспертизы возлагаются на органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, а также органы исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда. К таким органам относятся: федеральная инспекция труда, органы исполнительной власти по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, безопасности электрических и тепловых установок и сетей, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также при использовании атомной энергии (см. комментарий к главе 57 ТК РФ).

§ 3. Проведение государственной экспертизы условий труда проводится на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также органов Фонда социального страхования.

§ 4. По результатам проведенной экспертизы выдается заключение о соответствии или несоответствии условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Заключение направляется в соответствующий орган, обратившийся за проведением экспертизы.

§ 5. Права и обязанности лиц, осуществляющих государственную экспертизу условий труда, которые закреплены в комментируемой статье, являются основными. Правительство РФ может уточнять и дополнять их в пределах своей компетенции.

Кто может проводить экспертизу условий труда?

В соответствии с законом государственную экспертизу условий труда могут осуществлять:

  1. органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны труда;
  2. федеральная инспекция труда, осуществляющая негосударственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных правовых актов, содержащих в себе нормы трудового права.

Законом установлено, что лица, осуществляющие экспертизу условий труда, наделены соответствующими правами и обязанностями. Так, они имеют право:

  • в порядке, предусмотренном действующим законодательством, беспрепятственно посещать любых работодателей для осуществления экспертизы при наличии удостоверения установленного образца (в том числе, работодателей – физических лиц);
  • проводить необходимые наблюдения, измерения и расчеты, в том числе, с привлечением при необходимости исследовательских лабораторий, аккредитованных в соответствии с действующим законодательством;
  • запрашивать и получать документы и иные материалы, необходимые для экспертизы.

В обязанности лиц, проводящих госэкспертизу условий труда, входит:

  • составление по результатам экспертизы заключения о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направление данного заключения в судебные органы, органы власти, работодателям и другим;
  • обеспечить обоснованность и объективность выводов, которые представлены в заключении;
  • реализовать сохранность полученных для осуществления экспертизы материалов и конфиденциальность сведений содержащихся в них.

Какие документы нужно представить для получения госуслуги?

Исчерпывающий перечень документов, необходимых для оказания услуги по проведению государственной экспертизы условий труда, приведен в п. 20 Административного регламента. Итак, документом, необходимым для предоставления госуслуги, является заявление, подписанное заявителем, где указываются:

  • полное наименование заявителя – для работодателей, профессиональных союзов или их объединений, иных представительных органов работников, фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя – для работников;
  • контактная информация (почтовый адрес заявителя, адрес электронной почты (при наличии), номер контактного телефона (при наличии));
  • наименование цели проведения государственной экспертизы условий труда – оценка правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • индивидуальные номера рабочих мест, наименования профессий (должностей) занятых на них работников, наименование структурного подразделения работодателя (при наличии), в котором находятся эти рабочие места и в отношении которых предоставляется государственная услуга. Если заявителем является работник, приводятся сведения о его рабочем месте;
  • обоснование необходимости предоставления государственной услуги с указанием доводов заявителя, на основании которых он не согласен с порядком предоставления и (или) размерами гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда на этих рабочих местах;
  • сведения о ранее предоставленных государственных услугах (при наличии).
Читайте также:  Договор подряда. Работа по договору подряда

Заявление подписывается непосредственно заявителем – работником, а в случае обращения работодателя, профессиональных союзов или их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, осуществляющих свою деятельность у работодателей, – их руководителями (заместителями руководителей).

Работодатели должны приложить к заявлению (п. 21 Административного регламента):

  • отчет о проведении СОУТ у работодателя;
  • иные документы, содержащие результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах (при наличии);
  • коллективный договор (при наличии), трудовой договор (трудовые договоры), устанавливающие обязательства работодателя по соблюдению прав работников на безопасные условия труда, а также на предоставление гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда;
  • положение о системе оплаты труда работников (при наличии);
  • локальные нормативные акты работодателя, устанавливающие условия и объемы предоставляемых работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, сокращенную продолжительность рабочего времени, размер повышения оплаты труда;
  • список работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным медицинским осмотрам;
  • копию заключительного акта о результатах проведенных периодических медицинских осмотров работников за предшествующий год.

К сведению:

Представляемые документы должны быть четкими для прочтения, оформлены в машинописном виде и не должны содержать слов и аббревиатур, употребление которых не допускается законодательством РФ.

Для получения госуслуги по экспертизе условий труда заявитель:

  • либо направляет в адрес Роструда заявление и прилагаемые к нему документы на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
  • либо передает документы должностному лицу на личном приеме;
  • либо направляет заявление в электронной форме, в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг, для получения госуслуги в электронной форме. При обращении заявителя за получением государственной услуги в электронной форме заявление должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя в соответствии с законодательством РФ.

Каким образом осуществляется государственное управление охраной труда?

Государственное управление охраной труда осуществляется в основном методом разработки и реализации действий и мер, обеспечивающих:

• точное выполнение требований законодательства РФ;

• высокий уровень мотивации работодателей повышать уровень ОТ на своих предприятиях, улучшать условия труда;

• осознание трудящимися важности соблюдения требований ОТ, внимательного отношения к своему здоровью, сохранения трудоспособности, повышению качества жизни;

• прозрачное и скоординированное функционирование организаций, которые занимаются разрешительной деятельностью, выполняют контрольные функции, координацию работы с компетентными в этой сфере федеральными органами;

• усовершенствование системы общественного контроля выполнения требований трудоохранного законодательства;

• поддержку и координирование работы системы обучения, переподготовки специалистов по ОТ, сотрудников управляющих и контролирующих организаций, трудящихся, которые нуждаются в соответствующих знаниях (например, по промсанитарии, опасным видам работ);

• создание и усовершенствование законодательных и НПА;

• усовершенствование систем: спецоценки УТ, лицензирования (например, работы со взрывчаткой, химикатами).

Государственные нормативные требования охраны труда

Государственные нормативные требования охраны труда изложены в:

1) инструкциях:
• по безопасности отдельных работ;
• межотраслевых;
• типовых;

2) стандартах и их системах:
• государственных;
• отраслевых;
• межотраслевых;

3) правилах:
• организующих безопасные работы или эксплуатацию оборудования;
• санитарных;
• строительных;
• межотраслевых;
•отраслевых;

4) нормах:
• гигиенических;
• санитарных;
• строительных.

Документация, определяющая государственные нормативные требования охраны труда, утверждается:

• Госстандартом;
• Госстроем;
• Минтрудом;
• Минздравсоцразвитием;
• Ростехнадзором.

Основные цели осуществления государственной экспертизы условий труда

В перечень основных целей осуществления государственной экспертизы условий труда входят:

• выявление фактического состояния условий труда;
• выяснение, правильно ли назначены льготы, компенсационные выплаты работникам, которые трудятся в неблагоприятных для здоровья условиях;
• оценка качества ранее проведенной спецоценки условий труда.

Если в ходе госэкспертизы госинспектор выявляет нарушения, он выдает работодателям предписание с требованием устранить эти несоответствия нормам законодательства РФ. Если нарушения серьезные, инспектор составляет требование ликвидировать предприятие целиком либо закрыть отдельные структурные подразделения и направляет его в суд.

Реализация основных целей осуществления государственной экспертизы условий труда позволяет добиться полного соблюдения требований трудоохранного законодательства РФ. Ее организаторы и исполнители имеют такие права:

• получать любые материалы, нужные им для качественного проведения экспертных работ;
• осматривать рабочие места, оборудование, территорию любых предприятий;
• поручать проведение специальных исследований либо замеров аккредитованным лабораториям и организациям;
• наблюдать, измерять, вести расчеты, составлять графики, таблицы.

Эти лица обязаны:

• выполнить работы в срок;
• гарантировать конфиденциальность;
• сделать обоснованные и объективные выводы;
• составить заключение;
• направить его заявителю и заинтересованным лицам;
• обеспечить сохранность материалов, которые были переданы на экспертизу;
• предъявлять удостоверение.

Заключение экспертизы

Результат государственной экспертизы – это заключение о соответствии или несоответствии текущей ситуации на предприятии регламентированным законодательством нормам труда. Документ составляется сотрудником контрольно-надзорного учреждения, ответственным за осуществление исследования. В документе указываются следующие сведения:

  • полное наименование учреждения, проводившего проверку;
  • данные регистрации организации-заявителя;
  • подробные данные о лице или предприятии, являющемся инициатором проведения аудита;
  • временные рамки проведения исследования;
  • объекты, подвергшиеся проверке;
  • перечень документации, предоставленной предприятием;
  • заключение о результатах экспертизы.

При выявлении нарушений в итоговый отчет также вносится подробное пояснение о найденных несоответствиях с указанием пунктов и статей нарушаемых законодательных актов.

Как проводится госэкспертиза

По установленным правилам, экспертизу качества специальной оценки условий труда организуют по инициативе работодателя, сотрудников, профсоюзов, также ее могут запросить представители страховых организаций и различных государственных органов. При выявлении фактов нарушения законодательства проверка проводится на основании судебного предписания, она должна подтвердить несоблюдение правил безопасности на производстве или отсутствие компенсаций за вредные и опасные факторы.

Вне зависимости от инициатора проведения экспертиза условий труда состоит из ряда обязательных этапов:

Этап Что включает
1 Рассмотрение оснований для проведения госэкспертизы Запрос будет рассмотрен в течение недели. После этого его принимают или отклоняют по решению надзорного органа.
2 Проведение оценки объекта экспертизы Определяют:
  • состав экспертной комиссии;
  • сроки проведения процедуры.
3 Непосредственная проверка ситуации на предприятии Комиссия проводит необходимые замеры, определяет воздействие вредных и опасных факторов на персонал и т. п.
4 Фиксация результатов Оформляют проект заключения, в котором приводят всю собранную информацию.
Читайте также:  Кому в 2021 году полагается повышение пенсии за советский стаж?

В общем случае вся процедура занимает не больше 30 дней. А в особых ситуациях ее срок может быть увеличен. Итоговый срок проведения госэкспертизы составляет не больше 60 дней.

Как проводится госэкспертиза

По установленным правилам, экспертизу качества специальной оценки условий труда организуют по инициативе работодателя, сотрудников, профсоюзов, также ее могут запросить представители страховых организаций и различных государственных органов. При выявлении фактов нарушения законодательства проверка проводится на основании судебного предписания, она должна подтвердить несоблюдение правил безопасности на производстве или отсутствие компенсаций за вредные и опасные факторы.

Вне зависимости от инициатора проведения экспертиза условий труда состоит из ряда обязательных этапов:

Этап Что включает
1 Рассмотрение оснований для проведения госэкспертизы Запрос будет рассмотрен в течение недели. После этого его принимают или отклоняют по решению надзорного органа.
2 Проведение оценки объекта экспертизы Определяют:
  • состав экспертной комиссии;
  • сроки проведения процедуры.
3 Непосредственная проверка ситуации на предприятии Комиссия проводит необходимые замеры, определяет воздействие вредных и опасных факторов на персонал и т. п.
4 Фиксация результатов Оформляют проект заключения, в котором приводят всю собранную информацию.

В общем случае вся процедура занимает не больше 30 дней. А в особых ситуациях ее срок может быть увеличен. Итоговый срок проведения госэкспертизы составляет не больше 60 дней.

Основания для проведения государственной экспертизы

Основания проведение процедуры зависит от лица, инициировавшего процесс. Организация-работодатель может подать заявку на ее проведение по таким причинам:

  1. Необходимость уменьшения трат денежных средств, направленных на начисление персоналу положенных компенсаций и гарантий. Инициация проверки по данной причине возможна в том случае, если руководитель предприятия считает, что имеющиеся льготы на предприятии не соответствуют нормам, предусмотренным трудовым законодательством.
  2. Несогласие с результатами исследования качества труда и квалификации какого-либо должностного лица в компании.

Персонал или профсоюз работников в большинстве случаев является инициатором проведения государственной проверки по следующим основаниям:

  • несоответствие существующих условий труда нормам, предусмотренным Трудовым кодексом и другими законодательными актами;
  • несоблюдение социальных и рабочих гарантий или их непредоставление.

Сами органы исполнительной власти могут начать проверку по следующим причинам:

  • при обнаружении факта несоблюдения организацией норм условий деятельности в процессе взаимодействия с другими государственными учреждениями;
  • при обнаружении факта невыплаты или же неверного начисления страховых взносов работодателем за своих сотрудников в Пенсионный фонд и ФСС.

Результаты экспертизы

По результатам экспертизы государственным экспертом (экспертной комиссией) составляется проект заключения государственной экспертизы условий труда, в котором содержатся:

  • наименование органа государственной экспертизы условий труда с указанием почтового адреса, фамилии, имени, отчества (при наличии) руководителя, а также должности, фамилии, имени, отчества государственного эксперта (членов экспертной комиссии), проводивших экспертизу;
  • реквизиты заявления о проведении экспертизы с указанием даты регистрации;
  • данные о заявителе, судебном органе, ГИТ — полное наименование (для организаций), фамилия, имя, отчество (для физических лиц), почтовый адрес;
  • период проведения государственной экспертизы условий труда;
  • объект экспертизы;
  • наименование работодателя или его обособленного подразделения, в отношении условий труда на рабочих местах которого проводится государственная экспертиза;
  • сведения о рабочих местах, в отношении условий труда на которых проводится государственная экспертиза;
  • перечень документов, представленных в соответствии с запросом органа государственной экспертизы.

К сведению. В проекте заключения согласно п. 34 Порядка могут содержаться выводы:

  • о качестве проведения специальной оценки условий труда;
  • об обоснованности предоставления (непредоставления) и объемов предоставляемых гарантий и компенсаций лицам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • о соответствии фактических условий труда работников государственным нормативным требованиям охраны труда.

Любой вывод должен быть подробным и обоснованным.

Основные цели осуществления государственной экспертизы условий труда

В перечень основных целей осуществления государственной экспертизы условий труда входят:

• выявление фактического состояния условий труда; • выяснение, правильно ли назначены льготы, компенсационные выплаты работникам, которые трудятся в неблагоприятных для здоровья условиях; • оценка качества ранее проведенной спецоценки условий труда.

Если в ходе госэкспертизы госинспектор выявляет нарушения, он выдает работодателям предписание с требованием устранить эти несоответствия нормам законодательства РФ. Если нарушения серьезные, инспектор составляет требование ликвидировать предприятие целиком либо закрыть отдельные структурные подразделения и направляет его в суд.

Реализация основных целей осуществления государственной экспертизы условий труда позволяет добиться полного соблюдения требований трудоохранного законодательства РФ. Ее организаторы и исполнители имеют такие права:

• получать любые материалы, нужные им для качественного проведения экспертных работ; • осматривать рабочие места, оборудование, территорию любых предприятий; • поручать проведение специальных исследований либо замеров аккредитованным лабораториям и организациям; • наблюдать, измерять, вести расчеты, составлять графики, таблицы.

Эти лица обязаны:

• выполнить работы в срок; • гарантировать конфиденциальность; • сделать обоснованные и объективные выводы; • составить заключение; • направить его заявителю и заинтересованным лицам; • обеспечить сохранность материалов, которые были переданы на экспертизу; • предъявлять удостоверение.

Государственная экспертиза условий труда

Государственная экспертиза условий труда осуществляется Федеральной службой по труду и занятости. Ее руководитель – одновременно и главный госинспектор труда РФ, поэтому управление федеральной инспекцией труда также ложится на его плечи. Федеральная инспекция организует деятельность региональных госинспекций труда. Поэтому государственная экспертиза условий труда осуществляется также госинспекциями. Например, в Иркутской обл. госэкспертизу УТ выполняет областное Министерство труда и занятости.

За создание и утверждение методологии и последовательности выполнения государственной экспертизы условий труда отвечает Минтруд. Он устанавливает списки материалов, которые нужно предоставить на экспертизу (зависит от особенностей объекта, по которому проводится экспертиза). Для этого разрабатываются специальные административные регламенты.

Цели проведения экспертизы

Главной целью проведения ГЭУТ (государственной экспертизы условий труда) является профессиональная и максимально объективная оценка таких моментов, как:

  • проведенная СОУТ;
  • законность и размер назначенных сотрудникам льгот;
  • правильность начисления компенсаций;
  • качество рабочей деятельности по фактической оценке УТ;
  • правильность проведения лабораторного и инструментального контроля на рабочих местах;
  • идентификация ВОПФ;
  • определение класса УТ;
  • наличие или отсутствие оснований для установления гарантий работникам.

Данные цели и предназначение процедуры прописаны в ст. 216.1 ТК РФ.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...