Что такое МРОТ. Объясняем простыми словами

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое МРОТ. Объясняем простыми словами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя может устанавливаться для работника по соглашению с работодателем в соответствии со ст. 93 ТК РФ. При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ. Таким образом, из норм закона можно сделать вывод, что сравнивать с уровнем МРОТ и МЗП следует заработок сотрудников, принятых в организацию на полную ставку. Если же работник принят на работу на 0,5 ставки, для него заработок с соответствующими доплатами и компенсациями не должен составлять менее 0,5 МРОТ или 0,5 МЗП.

Комментарии к ст. 133 ТК РФ

1. В Рекомендации N 135 МОТ «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» (1970 г.) содержится ряд правил, помогающих определить минимальную заработную плату.

Установление минимальной заработной платы может быть одним из элементов политики, направленной на борьбу с нищетой и на обеспечение удовлетворения потребностей всех трудящихся и их семей.

Основной целью установления минимальной заработной платы должно быть предоставление лицам, работающим по найму, необходимой социальной защиты в отношении минимально допустимых уровней заработной платы.

При определении уровня минимальной заработной платы необходимо принимать во внимание в числе других следующие критерии:

а) потребности трудящихся и их семей;

б) общий уровень заработной платы в стране;

в) стоимость жизни и изменения в ней;

г) пособия по социальному обеспечению;

д) сравнительный уровень жизни других социальных групп;

е) экономические факторы, включая требования экономического развития, уровень производительности труда и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости.

При установлении минимальной ставки целесообразно консультирование по вопросам:

а) отбора и применения критериев для определения уровня минимальной заработной платы;

б) определения ставки или ставок минимальной заработной платы;

в) регулирования время от времени ставки или ставок минимальной заработной платы;

г) проведения в жизнь законодательства о минимальной заработной плате;

д) сбора данных и проведения исследований для информирования органов власти, занимающихся установлением минимальной заработной платы.

2. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» создал правовую основу для определения прожиточного минимума и его учета при установлении гражданам РФ государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты.

Потребительская корзина — минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Прожиточный минимум — стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Семья — лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство.

Основные социально-демографические группы населения — трудоспособное население, пенсионеры, дети.

Среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) — совокупная сумма доходов каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), деленная на число всех членов семьи.

Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации устанавливается (ст. 2 указанного Федерального закона) для:

оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;

обоснования устанавливаемых на федеральном уровне МРОТ, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;

формирования федерального бюджета.

Прожиточный минимум в субъектах РФ предназначается для:

оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта РФ при разработке и реализации региональных социальных программ;

оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;

формирования бюджетов субъектов РФ.

Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ определяется не реже 1 раза в 5 лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов (ст. 3 Закона), которые утверждаются Правительством РФ.

Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ утв. Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 1999 г. N 192.

Потребительская корзина в целом по Российской Федерации устанавливается Федеральным законом от 31 марта 2006 г. N 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» в следующих составе и объемах (в натуральных показателях) (см. ст. 1 указанного Закона — не приводится).

Действие вышеназванного Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.

В субъектах РФ потребительская корзина устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов РФ с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения.

Методика исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации утв. Постановлением Минтруда России и Госкомстата России от 28 апреля 2000 г. N 36/34.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством РФ, в субъектах РФ — в порядке, установленном законами субъектов РФ.

Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки.

Условия и порядок предоставления социальной поддержки малоимущим семьям (гражданам) устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов РФ.

Порядок исчисления среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) устанавливается федеральным законом.

О государственной социальной помощи см. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ.

Порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи установлен в Федеральном законе от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ.

Читайте также:  Без лишних справок: что изменилось в оформлении больничного в 2023 году

Сведения о прожиточном минимуме на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ публикуются ежеквартально в официальных изданиях Правительства РФ и официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов РФ.

3. В числе международно-правовых актов, регулирующих процесс установления минимальной заработной платы, следует назвать прежде всего Конвенцию N 131 МОТ «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» (1970 г.). Она предусматривает обязанность ратифицировавшей ее страны ввести систему определения минимальной заработной платы. В Конвенции говорится о том, что минимальная заработная плата имеет силу закона и не подлежит понижению при установлении размера оплаты труда работодателем конкретным работникам. Национальное законодательство должно содержать санкции уголовного и иного порядка в отношении ответственных лиц, допустивших нарушение данного предписания.

4. МРОТ установлен с 1 января 2009 г. в размере 4330 руб. в месяц.

5. Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. N 860 установлена величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за II квартал 2008 г. в расчете на душу населения 4646 руб., для трудоспособного населения — 5024 руб., пенсионеров — 3694 руб., детей — 4448 руб.

6. Постановлением правительства Москвы от 11 ноября 2008 г. N 1021-ПП установлена величина прожиточного минимума в г. Москве за III квартал 2008 г. в расчете на душу населения в размере 6597 руб., для трудоспособного населения — 7456 руб., пенсионеров — 4533 руб., детей — 5698 руб.

Заработная плата ниже МРОТ (МРЗП)

Большинство сотрудников считает, что государство гарантирует сумму, которую они получат за месяц работы – неснижаемый минимум. На самом деле есть случаи, когда заработок окажется меньше, а работодатель ничего не нарушит. Обратите внимание, что я пишу о самых низких пределах, установленных законодательством.

  • Неполное рабочее время. Внимательнее к формулировкам в документах! Если в трудовом договоре указано, что сотрудник нанят на 0.2 ставки, к примеру, то оплата на полную ставку (полностью выполненную норму) должна быть не менее МРОТ (МРЗП), а вот на 0.2, конечно, меньше. Но если работнику установлен график, допустим, три рабочих дня в месяц, то это и есть норма, а значит, за нее положен целый минимум.
  • Больничный. Время нетрудоспособности оплачивается, исходя, в том числе, из стажа работы и ставки. Допустим, в 2020 году сотрудник заболел и вышел на больничный, до нетрудоспособности он работал на 0.5 ставки. Пособие будет рассчитано из заработка за два предыдущих года и ставки 0,5. Может оказаться размер больничного за целый месяц менее МРОТ? Ответ – да, и работодатель не обязан делать доплату.

Кстати! Существуют две позиции в отношении выплат за месяц с больничным: пересчитывается норма рабочего времени сотрудника, и он получает не менее МРОТ за оставшиеся рабочие дни, или считается зарплата пропорционально отработанным дням без сравнения с минималкой. Я придерживаюсь второй точки зрения.

Комментарий к Статье 133 ТК РФ

В настоящее время статья 133 Трудового кодекса РФ устанавливает, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения.

Прожиточный минимум — это стоимостная, т.е. денежная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина — минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Потребительская корзина устанавливается для основных социально-демографических групп населения (трудоспособные лица, дети и пенсионеры) в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации. Вместе с тем согласно ст. 421 Трудового кодекса РФ порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы на уровне не ниже прожиточного минимума должны быть установлены федеральным законом. Другими словами, статья 421 Трудового кодекса РФ откладывает действие статьи 133 Трудового кодекса РФ на неопределенное время. На сегодняшний день величина прожиточного минимума значительно превышает минимальный размер оплаты труда. Вместе с тем предполагается поэтапное повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) и постепенное приближение его к величине прожиточного минимума. Так, согласно Федеральному закону «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ МРОТ установлен 1100 руб. в месяц.

Проблема «отставания» минимального размера оплаты труда от гарантированного государством прожиточного минимума в значительной степени обусловлена расчетной функцией МРОТ в рамках ЕТС. Именно тарифная система оплаты труда выполняет роль своего рода сдерживающего фактора в плане увеличения МРОТ. На сегодняшний день многие исследователи отмечают, что Единая тарифная сетка полностью исчерпала свои возможности, «морально устарела». Для того чтобы пояснить суть проблемы, обратим внимание на один примечательный факт: размер средней заработной платы в стране существенно превышает установленные ЕТС тарифные ставки. Исходя из предусмотренных ЕТС тарифных коэффициентов и установленного законодательством минимального размера оплаты труда, т.е. тарифной ставки первого разряда, легко подсчитать среднюю величину тарифной ставки — около полутора тысяч рублей. Между тем средняя заработная плата в бюджетной сфере по некоторым данным превышает прожиточный минимум примерно в 1,5 раза (а в отдельных отраслях — даже в 1,7 раза). Иначе говоря, большой «удельный вес» в составе заработной платы имеют различного рода надтарифные выплаты, которые естественно не учитываются при определении величины минимального размера оплаты труда. В результате такая система тарификации приводит к искусственному занижению реального минимума оплаты труда. Фактически, установленный законом МРОТ определяет величину минимальной тарифной ставки, а не реальный минимум заработной платы, который на практике оказывается существенно выше. Между тем такое положение дел имеет весьма серьезные последствия. В связи с введением единого социального налога, который, как известно, исчисляется в зависимости от величины заработной платы работника, сложилась парадоксальная ситуация, когда налогоплательщик фактически самостоятельно определяет налоговую базу. При этом минимальная величина налоговой базы по единому социальному налогу, очевидно, определяется нормативно установленным минимальным размером оплаты труда. В этой связи возникла практика занижения налогооблагаемых сумм путем установления официальной заработной платы в размере МРОТ и так называемого «теневого дохода», который вручается работнику «в конверте». Большинство исследователей проблемы «теневой заработной платы» полагают, что установление минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума позволит вывести из тени «конверты».

Читайте также:  Образец оформления отчета по практике

Таким образом, занижение минимального размера оплаты труда, о котором речь шла выше, приводит в том числе к сокращению объема поступлений в бюджет и внебюджетные фонды.

Нужно сказать, что попытки реформирования системы оплаты труда в бюджетной сфере предпринимались неоднократно. Не так давно ЕТС попытались дать вторую жизнь, максимально сжав и сократив дифференциацию между крайними тарифными разрядами — с 10 до 4,5. Увы, ожидаемого увеличения тарифных ставок не произошло. Напротив, уменьшение межразрядной разницы приводит к деформации стимулирующей функции оплаты труда и, как следствие, к увеличению различного рода надтарифных выплат. На сегодняшний день доля надтарифных выплат возросла до 40 — 80% заработка. В этой связи реформа системы оплаты труда в бюджетной сфере должна быть направлена на изменение структуры оплаты труда в пользу увеличения тарифной части заработка. Приведение тарифных ставок в соответствие с реальным размером оплаты труда путем сокращения доли надтарифных выплат позволило бы если не уравнять минимальный размер оплаты труда с прожиточным минимумом, то, по крайней мере, значительно сблизить эти показатели без увеличения бюджетной нагрузки. Это, в свою очередь, приведет к весьма значительному увеличению налоговых поступлений в бюджет и внебюджетные фонды.

Кроме того, следует учитывать и резкую дифференциацию уровня доходов населения в зависимости от экономического развития региона (разрыв в оплате труда между различными субъектами РФ составляет более чем 1:20). В связи с этим некоторые субъекты Российской Федерации делают попытки вводить свои показатели минимального размера оплаты труда (более высокие). Причины принятия таких решений понятны — повышение МРОТ позволяет собрать больший объем налоговых поступлений в бюджет. Однако действующим федеральным законодательством возможность увеличения МРОТ актами органов власти субъектов РФ не предусмотрена. В частности, согласно статье 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом. Одновременно в статье 421 Трудового кодекса РФ указывается, что порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы, предусмотренной статьей 133 Трудового кодекса РФ, устанавливаются федеральным законом. Таким образом, положения актов региональных органов власти, определяющие повышенный МРОТ, не соответствуют действующему федеральному законодательству. Вместе с тем ситуация, когда прожиточный минимум, который является основой для определения МРОТ (по крайней мере, формально-юридически), определяется по субъектам Российской Федерации, а сам минимальный размер оплаты труда — на федеральном уровне, представляется нам парадоксальной. Как нам кажется, следовало бы предоставить субъектам Российской Федерации возможность самостоятельно определять минимальный размер оплаты труда, но не ниже установленного федеральным законом.

В то же время следует помнить, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда. Поэтому в судебной практике совершенно справедливо признаются незаконными положения законодательства отдельных субъектов Российской Федерации, определяющие ставки первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений данных субъектов в размере меньшем, чем определен федеральным законодательством МРОТ. В качестве примера можно привести Определение Верховного Суда РФ от 15 февраля 2006 г. N 20-Г05-13.

Ошибки в употреблении

Не стоит путать понятие МРОТ с термином «прожиточный минимум».

Прожиточный минимум — минимальный уровень дохода, считающийся необходимым для обеспечения определённого уровня жизни в России. До конца 2020 года этот показатель отражал стоимость условной потребительской корзины, от использования которой впоследствии решили отказаться. С 1 января 2021 года прожиточный минимум устанавливается сразу на год, а не ежеквартально, как было до этого. Как и МРОТ, прожиточный минимум высчитывают по значению медианы: в 2021-м на душу населения по России он составил 44,2% медианного дохода, или 11 653 рубля (11 950 рублей в 2022-м).

МЗП и МРОТ — в чем разница

Иногда понятие минимальная заработная плата (МЗП) отождествляют с МРОТ, однако эти понятия не одно и тоже. Этих значений обязан придерживаться работодатель при формировании заработка сотрудника.

МЗП принимается субъектами РФ не меньше нижней границы, составляющей оплату труда работника, которую работодатель не вправе нарушить (ст. 133.1 ТК РФ). МЗП вводится с учетом особенностей регионов и соответствует:

  • социально-экономическим потребностям субъекта РФ с учетом размера ПМ;
  • обязательна для всех категорий работников отдельного региона за исключением сотрудников федеральных структур;
  • показатель МЗП нельзя применять ниже общефедерального значения МРОТ.

Принятие МЗП не является обязательным для субъектов РФ, в начислении зарплат те вправе придерживаться общефедерального значения МРОТ.

Можно ли повысить МРОТ в России

Минимальное повышение МРОТ в России — вполне реальная возможность. Вместо символических 5-6% в год, можно увеличить этот показатель до 10-15%, и бизнес не будет это чувствовать так сильно. Но резкое увеличение минимальной заработной платы до европейского минимума плохо скажется на российских бизнесменах.

Сейчас главная проблема — необходимость платить страховые взносы за работника. Во всех развитых странах сотрудники сами решают, какую медицинскую страховку покупать, в какой Пенсионный фонд перечислять деньги и в каких количествах. Работодатель просто платит зарплату и не переживает по этому поводу.

В России наоборот. За страховые взносы отвечает работодатель. И он не заинтересован в том, чтобы платить больше. Особенно малый и средний бизнес, который не потянет 60-90 тысяч рублей в месяц на одного работника. Чтобы платить по европейским стандартам, придется полностью пересматривать систему налогообложения и убирать страховые взносы с работодателя. И заставлять работников самостоятельно платить налоги на доход. Постепенно приучать к культуре налогообложения.

Так можно убить двух зайцев: значительно сократить уход от налогов (работодателю будет все равно, платить ли 80 000 рублей без налогов или 10 + 50 с налогами и взносами), а также увеличить средний уровень заработной платы.

Но есть одна проблема: в Европе и Америке такая система строилась годами. Люди сами решали, за какую медицинскую помощь они платят еще в середине прошлого века. Наши же люди, наоборот, требуют от государства всех социальных гарантий. И если таким людям дать возможность не платить за медицинское и социальное страхование, то платить и не будут. Нет культуры накоплений, инвестиций, самостоятельной ответственности за весь социальный круг услуг.

Из-за совокупности двух причин в России резко поднять МРОТ нереально. Придется идти постепенно, за десятки лет приучая людей к тому, что им нужно откладывать на пенсию и покупать медицинскую страховку. И только после этого возможно увеличение реальных зарплат хотя бы на величину налогов и взносов. А там и до европейских стандартов недалеко.

Читайте также:  Как купить квартиру, чтобы обезопасить ее от притязаний супруга?

Управляющие каждой отдельной компании обязуются выпустить приказ, подразумевающий доплату до минималки. Это происходит, как только размер МРОТ падает меньше предельного минимума.

Данный приказ издается на один раз и может не дублироваться для каждого из работников.

После того как документ издается, бухгалтерия рассчитывает зарплату до минималки. Такой процесс является нормой для любой компании. Приказ, в обязательном порядке, должен содержать пункт, который наделяет бухгалтерию обязательством производить требуемые доплаты до уровня МРОТ.

А все проводимые индексации должны быть обязательно подшиты к расчетным журналам того периода.

Сам процесс просчета доплаты до минималки является достаточно простым.

Для определения МРОТ потребуется вычесть из заработной платы сотрудника следующее:

  • Оклад;
  • Прибавки;
  • Премии.

В ситуации, когда работник компании трудиться на обычном окладе, не имея премиальных и надбавок, то уровень зарплаты не может быть меньше, чем МРОТ.

Однако, в ситуации, когда работник осуществляется трудовую деятельность с фиксированным окладом, но получает премии и надбавки, то зарплата может быть меньше минималки. В остальных случаях, такие действия являются противозаконными.

В случае, когда работник знает о том, что его заработная плата меньше полагаемого минимума, он полноправно может требовать доплаты от компании. В случае добровольного отказа выплатить компенсацию, сотрудник может обратиться в суд.

Если работодатель нарушается действующее законодательство, государством предусмотрена ответственность согласно Административному Кодексу в виде штрафных санкций, размер которых составляет пять тысяч рублей (для должностных лиц).

А для юридических лиц предусмотрены более высокие взыскания – от тридцати до пятидесяти тысяч рублей. Также, может приостанавливаться деятельность предприятия на срок до трёх месяцев.

Страховые взносы и МРОТ

С 2020 году страховые взносы отвязаны от МРОТ. То есть с 1 января 2020 года, согласно Федеральному закону от 27.11.2017 № 335-ФЗ, размеры страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, которые ИП платят за себя, не связаны с величиной МРОТ и тарифной ставкой.

ИП должны будут уплатить соответствующие взносы в указанные выше внебюджетные фонды в размере, установленном п. 77 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование для ИП в 2019 году составят:

  • в случае, если величина дохода плательщика не превышает 300 000 руб., – 29 354 руб. (фиксированный размер);
  • в случае, если величина дохода плетельщика превышает 300 000 руб., – 29 354 руб. (фиксированный размер) + 1% от суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 руб., но не более 8 х 29 354 руб.

Общая сумма взносов на обязательное пенсионное страхование не должна превышать 234 832 руб.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в 2019 году составят 6 884 руб. в фиксированном размере.

Вы ИП и не разбираетесь в бухгалтерии? Электронный бухгалтер подготовит за вас отчётность и посчитает налоги, поможет с выставлением счетов и других документов.

МРОТ при работе в выходные и праздничные дни

Трудовой Кодекс включает специальные статьи, посвященные работе в праздники, выходные, а также в ночные часы. Это время рассчитывается и оплачивается сверх норм труда, установленных для данной должности. Соответственно и в МРОТ переработки не включаются. Не входят в состав МРОТ выплаты за дополнительно отработанное время (если младший воспитатель работает на полторы ставки, «минималка» рассчитывается исходя из одной ставки).

За сверхурочные часы полагается оплата в 1,5-2 раза дороже обычных (статья 152 ТК РФ), а за выход в праздники или выходные – двойной размер оплаты. Работа в ночное время оплачивается в соответствии с нормативами на каждом предприятии, но обязательно в повышенном размере (не менее, чем на 20%) по сравнению с дневной. Разница тоже не учитывается в МРОТ.

Чем грозит зарплата ниже МРОТ

Несмотря на то, что вознаграждение за полный месяц любого труда не может быть ниже МРОТ, в России достаточно много организаций, где даже минимальный уровень зарплаты не выплачивается. Из-за особенностей налогового законодательства главной причиной нарушения требований Трудового кодекса является попытка снизить фискальную нагрузку на бизнес. Чем ниже зарплата, тем меньше начисления на нее (суммы, идущие в Пенсионный фонд и Фонд соцстраха). Поэтому многие предприниматели предпочитают платить мизерный заработок официально, а остальная часть зарплаты идет «в конверте», не подлежит государственному учету и налогообложению. Во многих случаях получается, что формально ежемесячная выплата ниже МРОТ.

Для работодателей, выплачивающих зарплату ниже минимально установленного уровня, предусмотрен штраф от 10 до 20 тысяч рублей – на должностных лиц, от 30 до 50 тысяч рублей – на юридических лиц. Индивидуальных предпринимателей могут наказать штрафом от 1000 до 5000 рублей.

За повторное нарушение штраф на должностных лиц вырастает до 20-30 тысяч рублей, на юридических – до 50-100 тысяч, на ИП – до 10-30 тысяч рублей. При этом виновное должностное лицо (например, директора фирмы) могут дисквалифицировать на срок до трех лет.

Что делать, если ваша зарплата ниже МРОТ?

Часто задаваемые вопросы

МРОТ законодательно увеличен до прожиточного минимума. Но последний устанавливается каждый квартал и часто – в сторону уменьшения. Значит ли это, что МРОТ может оказаться выше прожиточного минимума?

С 1 мая законодатель ввел гибкую систему определения минимального размера оплаты труда. Федеральным законом № 41-ФЗ от 07.03.2018 установлен МРОТ в 11163 рубля. Эта величина минимальной зарплаты будет действовать до 1 января 2019 года, после чего вступит в силу статья 3 федерального закона № 421-ФЗ от 28.12.2017. В ней указано: МРОТ устанавливается один раз в год с 1 января на уровне прожиточного минимума за второй квартал предыдущего года. Причем снизиться нынешний уровень МРОТ не может: если окажется, что прожиточный минимум упал, минимальная зарплата всё равно будет составлять 11163 рубля. Так что в теории МРОТ может оказаться выше прожиточного минимума.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...