Глава 4. Установление опеки и попечительства.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Глава 4. Установление опеки и попечительства.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Далеко не каждый будет иметь право опекать ребенка. Основные требования – это достижение совершеннолетия, наличие достаточного дохода и хорошее состояние здоровья. Однако есть и другие факторы, которые могут повлиять на отказ в опекунстве.

Порядок установления опеки и попечительства

Человек, решивший взять на попечение гражданина, нуждающегося в поддержке, должен предоставить в отдел опеки и попечительства массу документов, среди которых:

  • ходатайство, в котором прописана просьба назначения опекуном;
  • справка с места работы с указанием следующих сведений: должность, величина средней зарплаты за последний год. При отсутствии места официального трудоустройства необходимо предоставить иной документ для подтверждения дохода. К примеру, пенсионерам нужно подать удостоверение и справку из ПФ РФ с указанием суммы пенсионного обеспечения;
  • письменное подтверждение права пользования жилой недвижимостью;
  • справка об отсутствии судимости за совершение умышленного преступления, направленного против жизни и здоровья человека;
  • медицинское заключение, в котором отражены результаты обследования, предусмотренного регламентом Минздрава и соцразвития РФ. По стандартам требуется пройти в: психоневрологическом, наркологическом и инфекционном диспансерах;
  • свидетельство о регистрации отношений – актуально, если заявитель состоит в браке;
  • письменное согласие от других членов семьи на проживание с опекаемым на одной жилой площади;
  • письменное подтверждения соответствия жилой площади требованиям санитарных, пожарных и иных служб;
  • характеристика с места работы/учебы;
  • автобиография.

Важно: вышеуказанный перечень не является закрытым, так как в зависимости от обстоятельств сотрудники ведомства могут запросить дополнительные сведения.

Особенности правового статуса опекаемого ребенка

Обычно в замещающей семье опекаемого ребенка любят, как родного. Но с юридической точки зрения у него остаются права и обязанности по отношению к кровной семье. Ребенок претендует на наследство кровных родителей и обязан содержать их после наступления совершеннолетия, если они окажутся недееспособными.

  • Права и обязанности попечителя и опекаемого прекращаются, как только последнему исполняется 18 лет.
  • Если попечитель умирает, то его статус не переходит к родственникам — им придется повторить процесс оформления документов, для того, чтобы оставить ребенка в семье.
  • Опекун должен управлять имуществом опекаемого в его интересах. Например, если у ребенка есть денежные активы, необходимо обеспечить их сохранность от инфляции.
  • Опекун должен отчитываться об управлении активами опекаемого, а также о расходовании пособий на него.
  • Опекаемый имеет право на получение жилья от государства, только если за ним не закреплена никакая недвижимость.
  • Опекаемый имеет право поступить в ВУЗ вне конкурса.
  • Опекаемый не наследует имущество опекуна, если тот не составил в отношении него завещание.

Если вы решили получить право опеки над ребенком, но не знаете, с чего начать процедуру оформления — обратитесь в наше агентство. Наши юристы проконсультируют вас по условиям и порядку передачи детей в семью. Если органы опеки отказываются поставить вас на учет в качестве кандидата в опекуны, мы поможем подготовить письменное обращение с обоснованием неправомерности их действий. Также наши юристы помогут подготовить исковое заявление в случае нарушения закона органами опеки, руководством учреждения соцзащиты, кровными родственниками опекаемого ребенка.

Опека – это особая форма защиты прав и законных интересов недее-способных и малолетних граждан. Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет и над гражданами, признанными судом недееспособными. Опекуны совершают от имени подопечных и в интересах все необходимые сделки и выступают в защиту прав и интересов подопечных. Опекуны отвечают за вред причиненный их подопечным[1].

Попечительство – это особая форма защиты прав и интересов не полностью дееспособных граждан. попечительство устанавливается над несовершеннолетними гражданами в возрасте от 14 до 18 лет и над гражданами ограниченными судом в дееспособности. Попечитель даёт согласие на совершение подопечным юридических действий, при этом сам никаких юридических действий не совершает. Попечитель отвечает за вред несовершеннолетними гражданами. Лица, ограниченные в дееспособности полностью деликтоспособны, поэтому попечитель не отвечает за их действия[2].

Опека и попечительство устанавливаются органами опеки и попечительства или судом. Функция органов опеки и попечительства заключается в назначении опекунов и попечителей, в контроле над их деятельностью, а также в выдаче соответствующих разрешений, в случаях предусмотренных законодательством, в частности ст. 37 ГК. Опекуны и попечители назначаются только с их согласия, преимуществом обладают лица, которые находятся в родственных отношениях с подопечным. Лица должны быть совершеннолетними и должны соответствовать иным требованиям, предусмотренными законом[3]. Опека и попечительство устанавливаются на основании акта органов опеки и попечительства, а также на основании договора, заключаемого между органами попечительства и опека с попечителем, если лица помещены в соответствующие учреждения, то опекуны и попечители таким лицам не назначаются, поскольку их функции осуществляют сами учреждения. Опекуны и попечители за осуществляемую ими деятельность в праве получать вознаграждение предусмотренное договором. Законом предусмотрены случаи освобождения опекунов попечителей, их отстранение от исполнения обязанностей, а также прекращение опеки и попечительства по основаниям, предусмотренным законом[4].

Опекуны и попечители являются законными представителями своих подопечных и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия (п. 2 ст. 31 ГК РФ).

Условием установления опеки является полное отсутствие дееспособности у малолетнего (до 14 лет), а также у граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства (ст. 29 ГК РФ)[5].

Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки и другие юридические действия, за исключением сделок, которые вправе совершать малолетние в возрасте от шести до 14 лег (п. 2 ст. 28 ГК РФ)[6].

В соответствии с гражданским законодательством опекун несет имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе совершенным самостоятельно, если не докажет, что обязательство было нарушено не по его вине (п. 3 ст. 28 ГК РФ). Подобным же образом опекун отвечает по сделкам, заключенным им от имени гражданина, признанного судом недееспособным.

Читайте также:  Как назначить пособие по уходу за ребенком в 2022 году

Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (п. 1 ст. 33 ГК РФ)[7].

В отличие от опекуна попечитель лишь дает согласие на совершение частично или ограниченно дееспособным лицом тех сделок, которые подопечный не вправе совершать самостоятельно (ст. 26, 30 ГК РФ).

Кроме этого, попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане.

Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано в суд заинтересованными лицами.

Опекун или попечитель может быть назначен только с согласия лица, нуждающегося в опеке или попечительстве. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве.

Согласие подопечного на установление опеки (попечительства) и в отношении назначения конкретного лица опекуном (попечителем) не является обязательным условием для его назначения, однако, как правило, учитывается[8].

Опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве и находящихся или помещенных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения, являются эти учреждения.

Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом (ст. 36 ГК РФ)[9].

Опекун (попечитель) вправе распоряжаться доходами подопечного (ст. 26, 38 ГК РФ) только с предварительного разрешения органа опеки и попечительства, за исключением произведения из этих средств расходов, необходимых для удовлетворения повседневных нужд подопечного (питание, одежда, лекарства и т. п.)[10].

Орган опеки и попечительства освобождает опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей в случаях возвращения несовершеннолетнего его родителям или его усыновления.

Прекращение опеки или попечительства осуществляется на основании соответствующего решения органа опеки и попечительства, за исключением следующих случаев, когда опека (попечительство) прекращается автоматически:

— при достижении малолетним 14 лет опека превращается в попечительство;

— при приобретении несовершеннолетним полной гражданской дееспособности (достижении 18 лет, вступлении в брак, эмансипации)[11].

Патронаж – это особая форма защиты прав и законных интересов со-вершеннолетних и полностью дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и исполнять свои права и обязанности[12].

Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ Об опеке и попечительстве

2. Орган опеки и попечительства при обнаружении в действиях опекуна или попечителя оснований для привлечения их к административной, уголовной или иной ответственности обязан принять соответствующие меры не позднее чем через семь дней с момента получения отчета или не позднее чем через четырнадцать дней с момента обнаружения оснований для привлечения опекуна или попечителя к ответственности.

Рекомендуем прочесть: Персональная пенсия в россии

5. Опекуны или попечители не назначаются недееспособным или не полностью дееспособным лицам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.

Порядок назначения опеки и попечительства

Разрешение на опеку и попечительство несовершеннолетнего ребенка, оставшегося без родителей, выдается на основании Постановления главы местной администрации, расположенной по месту жительства ребенка или опекуна/попечителя, последнему выдается опекунское удостоверение, а на подопечного заводится личное дело с хранением в установленном порядке всех соответствующих документов. Опекун/попечитель должен быть назначен не позднее 1 месяца с момента установления факта, что ребенок остался без попечения родителей. В случае не назначения в течение месяца лица, ответственного за воспитание несовершеннолетнего, органы опеки и попечительства обязаны принять на себя временное исполнение обязанностей опекунов/попечителей (п. 1 ст. 35 ГК РФ). Опека и попечительство несовершеннолетних детей может быть разрешена только дееспособным лицам, обладающими необходимыми личностными качествами с учетом взаимоотношений между ребенком, опекуном и членами семьи опекуна, а также способностями и возможностями к выполнению возлагаемых обязанностей.

В соответствии с п. 3 ст. 35 ГК РФ опекун/попечитель может быть назначен только с письменного согласия гражданина.

На основании ст. 146 Семейного кодекса РФ не имеют права на разрешение быть опекуном/попечителем следующие категории граждан:

  • ранее лишенные родительских прав;
  • ранее отстраненные от исполнения обязанностей опекуна/попечителя;
  • имеющие хроническую алкогольную или наркотическую зависимость;
  • имеющие ограничение в родительских правах;
  • имеющие факт отмены усыновления, вынесенного ранее на других детей;
  • лица, которые не могут осуществлять обязанности по воспитанию несовершеннолетнего ребенка по состоянию здоровья (перечень заболеваний утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации № 117 от 14.02.2013 г.).

Важно! Передача несовершеннолетних детей, являющихся близкими родственниками (сестры и братья), не может быть осуществлена разным лицам (исключения составляют случаи, когда такая передача возможна в целях защиты интересов детей).

Если несовершеннолетний ребенок, оставшийся без попечения родителей, не был взят под опеку, он передается, в зависимости от состояния здоровья и возраста, в воспитательное или лечебно-социальное учреждение на полное государственное обеспечение (детский дом, дом ребенка, школа-интернат для детей-сирот, санаторный дом для детей-сирот, и другие). В таких случаях, функции опекуна/попечителя исполняет администрация соответствующего учреждения (п. 1 ст. 147 СК РФ, п. 4 ст. 35 ГК РФ). В соответствии с п. 6 ст. 145 Семейного кодекса РФ и ФЗ 48 назначение опеки или попечительства над несовершеннолетним ребенком возможно на основании заключения гражданско-правового договора, включая договор о приемной или патронатной семье. Кроме основных пунктов, договор может предусматривать дополнительные условия (действуя в интересах подопечного), например, пункт о невозможности изменять место проживания подопечного. В соответствии с договором обязанности опекуна или попечителя могут исполняться на возмездной или безвозмездной основе. Вознаграждение за опекунство выплачивается:

  • за счет средств третьих лиц;
  • за счет средств бюджета субъекта РФ;
  • за счет доходов, полученных от имущества подопечного.

Назначение опекуна. Как оформить опеку.

Опекун (попечитель) может назначаться только с его согласия, выражаемого в заявлении с просьбой о назначении, адресованном органам опеки и попечительства. При этом должны быть учтены его нравственные и иные личностные качества, способность выполнять обязанности опекуна (попечителя), а также взаимоотношения между ним и нуждающимся в опеке, а по возможности и желание самого подопечного.

Читайте также:  Льготы ликвидаторам Чернобыльской АЭС

Опекунами и попечителями нуждающихся в опеке граждан, помещенных в воспитательные, лечебные, социальные и другие подобные учреждения, являются сами эти учреждения.


Для установления данных правоотношений необходим опекун, требования к которому зафиксированы законодательными актами. Опека устанавливается над детьми до 14 лет либо над недееспособными гражданами любого возраста. Попечительство – форма устройства несовершеннолетних старше 14 лет, которые остались без родительского попечения, а также способ защиты прав граждан, которые в установленном порядке признаны ограниченно дееспособными.

Органы опеки и попечительства

Органы попечительства и опеки (ООП) — это субъекты исполнительной власти регионов РФ, которые непосредственно занимаются вопросами установления, реализации или окончания опеки и попечительства. Деятельность данных структур, касающаяся помощи в получении образования, медицинских и социальных услуг, подбора и информирования граждан, изъявивших желание быть опекунами и попечителями, выполняется во взаимодействии с другими структурами исполнительной власти.

Органы опеки и попечительства РФ — это гарант защиты прав и интересов детей-сирот и несовершеннолетних, которые остались без призрения родителей, а также недееспособных или частично дееспособных взрослых.

Требования к профессиональным навыкам сотрудников ООП, методические материалы по их работе утверждаются уполномоченным Правительством органом исполнительной власти. В актах, регламентирующих действия ООП, должно быть указано наличие у них соответствующего статуса.

Контроль над деятельностью ООП

Органы попечительства/опеки должны нести ответственность в случае нарушения своих обязанностей. Контроль над их выполнением осуществляется уполномоченными органами и должностными лицами в соответствии с Административным регламентом № 957 от 24.09.2010 года.

В данном документе указывается, что проверка деятельности органов опеки и попечительства выполняется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором).

Информацию о данной службе можно найти в сети на официальном сайте, получить при личной консультации в отделении, по телефону или в письменной форме.

Роспотребнадзор вправе проводить проверки, запланированные и вне плана, на которых устанавливаются нарушения в деятельности ООП, сведения о которых направляются в компетентные органы для их устранения. Срок проведения данной процедуры — не более 20 рабочих дней (исключения составляют сложные случаи, прописанные в данном регламенте).

Органы попечительства и опеки могут проверяться планово не чаще, чем раз в год. При этом список таких мероприятий ежегодно выставляется Роспотребнадзором как общая доступная информация для всех.

В случае если подопечному в результате бездействия или незаконных действий органов опеки и попечительства нанесен вред, то он подлежит возмещению в соответствии с Гражданским Кодексом РФ (Глава 59 ГКФ).

ООП и имущество подопечных

Органы опеки и попечительства детей и недееспособных граждан выполняют обязанности по предоставлению разрешений на совершение сделок, связанных с имуществом подопечного, а также по заключению договоров, касающихся доверительного управления такой собственностью.

ФедеральнЫЙ закон № 48-ФЗ отдельной главой определяет правовой режим имущества подопечного. В главе 4 данного закона указано, что несовершеннолетний (недееспособный) не имеет право собственности на имущество опекуна/попечителя и наоборот, включая право на соцвыплаты, пособия, алименты.

При этом попечители должны получить разрешение органов опеки и попечительства на распоряжение данными материальными ценностями, а также прямые указания в письменной форме о том, как именно его производить.

Законодатель закрепляет обязательную опись имущества несовершеннолетнего (недееспособного), которая проводится ООП в присутствии опекунов/попечителей, представителей управления многоквартирным домом или органов внутренних дел, а также самого подопечного (если он старше 14 лет) по его желанию. Иные заинтересованные лица также могут участвовать в данном процессе.

Письменно составленный акт об описи подписывается всеми участниками. Один его экземпляр органы опеки прикрепляют к делу о подопечном, а второй выдают на руки опекунам/попечителям. После чего последние обязаны сохранять данное имущество, заботиться о нем и не допускать уменьшения его стоимости. А также при возможности должны помогать несовершеннолетнему (недееспособному) получать доход от его собственности, если это возможно.

Недвижимость подопечного может быть отчуждена только в некоторых случаях предусмотренных законом (ст. 20 Федерального закона № 48-ФЗ), только с разрешения органов опеки и попечительства. Такое же письменное позволение ООП предоставляет в случаях, если опекун желает сдать такую собственность в аренду, в безвозмездное пользование, отдать ее под залог или хочет совершить сделку, которая повлечет уменьшение стоимости данного имущества.

Такого рода разрешения или отказ об их выдаче органы опеки и попечительства должны предоставить не позднее 15 дней с момента подачи соответствующего заявления опекуном/попечителем.

Что же касается доверительного управления имуществом подопечного, то оно регулируется ст. 38 ГКРФ. Заключается оно в том, что некоторую собственность, которая нуждается в постоянном управлении, ООП передает специально назначенному управляющему. Опекун или попечитель не имеет прав на такое имущество.

Чем занимается отдел опеки

Граждан, которые испытывают потребность в дополнительной поддержке, интересует, какими нормами руководствуются работники отдела, и каких мер стоит ожидать в ответ на обращение.

Есть четкое определение сущности, чем занимаются органы опеки. Согласно ФЗ №48 от 24.04.2008 года (ст. 8) государственная инстанция осуществляет:

  1. Поиск и ведение учета граждан, которым требуется посторонняя поддержка.
  2. Взаимодействие с судебной инстанцией при решении вопроса об установлении недееспособности или ограниченной дееспособности, либо прекращении такого статуса.
  3. Согласование опекунства и передача подопечных достойным претендентам.
  4. Надзор за работой опекуна и условиями жизни переданных подопечных.
  5. Прекращение статуса опекуна или попечителя, если будут установлены основания считать, что они не справились с обязательствами.
  6. Согласование сделок, в которые вовлечены опекуны и их опекаемые. Без письменного разрешения со стороны надзорной структуры любая сделка по отчуждению имущества подопечных будет признана недействительной.
  7. Передача в доверительное управление собственности опекаемых согласно ст. 38 ГК РФ.
  8. Выступление перед инстанциями в интересах несовершеннолетних, когда опекун или попечитель, в силу обстоятельств, не вправе исполнять эти функции. Аналогично организовано участие работников ООП при представлении и защите интересов недееспособных граждан.
  9. Решение вопроса о допустимости отдельного проживания опекаемых от своих представителей (на основании ст. 36 ГК РФ).
  10. Проверка условия проживания детей, следить за выполнением обязательных мероприятий и устройства жизни в семье согласно установленным нормам.
  11. Помощь в реализации прав и льгот, положенных по закону.

То или иное решение ООП, при несогласии заинтересованных лиц, подлежит оспариванию в судебном порядке.

Задачи правового регулирования отношений в сфере опеки и попечительства состоят в том, чтобы:

  • закрепить правовое положение нуждающихся в попечении лиц,
  • установить обязанности соответствующих органов государственной власти и управления по обеспечению их интересов,
  • предусмотреть систему льгот и гарантий для тех лиц, которые добровольно взяли на себя заботу о других гражданах,
  • обеспечить контроль за соблюдением прав и интересов подопечных граждан.
Читайте также:  Льготы по оплате электроэнергии для пенсионеров

Прежде всего отношения в сфере опеки и попечительства регулируются нормами международного права. В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

В современном международном праве действует целый ряд документов, направленных на охрану интересов детей, инвалидов, душевнобольных лиц и иных лиц, нуждающихся в опеке или попечительстве. Основные из них:

  1. Декларация ООН «О правах умственно отсталых лиц» (принята 20.12.1971 Резолюцией 2856 (XXVI) на 2027-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
  2. Декларация ООН «О правах инвалидов» (принята 09.12.1975 Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
  3. Европейская конвенция «О признании и исполнении решений относительно опеки над детьми и восстановления опеки» (заключена в рамках Совета Европы в г. Люксембурге 20.05.1980).
  4. Декларация «О социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях» (принята 03.12.1986 Резолюцией 41/95 Генеральной Ассамблеи ООН).
  5. Всемирная программа действий в отношении инвалидов (принята 03.12.1982 Резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН).
  6. Всемирная декларация «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (принята в г. Нью — Йорке 30.09.1990).
  7. Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи (приняты 17.12.1991 Резолюцией 46/119 на 75-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
  8. Конвенция «О защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления» (Гаага, 29 мая 1993 года) .

В данном соглашении Россия также не участвует, однако присоединение к нему ожидается в скором времени. См.: распоряжение Президента РФ от 26.06.2000 N 241-рп // Собрание законодательства РФ. 2000. N 27. Ст. 2844.

  1. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты в г. Нью — Йорке 20.12.1993 Резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН).

Перечисленные документы, за исключением Конвенций, не являются международными договорами, то есть не требуют присоединения к ним, однако являются общепризнанными нормами и принципами международного права, а потому требуют учета при правовом регулировании отношений в сфере опеки и попечительства на территории РФ.

Статья 102. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

1. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или по договору патроната, а при отсутствии такой возможности — в учреждения всех типов (воспитательные, лечебные и другие) для детей — сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.

В интересах ребенка при его устройстве могут быть учтены его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

2. До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в учреждения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

Обязанности органов опеки

Для достижения поставленных целей и результатов, перед каждым работником данного органа должны быть поставлены конкретные функциональные обязанности. За невыполнение которых, сотрудник может быть отстранен от работы.

Рассмотрим обязанности органов опеки и попечительства в соответствии с упомянутым ранее Федеральным Законом.

Обязанности сотрудников:

  • Мониторинг жизни несовершеннолетних граждан, которые были приняты под опеку или на попечительство. Данная обязанность заключается в том, чтобы отследить факты насилия или ненадлежащего ухода за ребенком. Как правило, такие случаи не единичны;
  • Защита прав и интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Суть данной обязанности заключается в том, что работник должен понимать, что лучше для ребенка: изъятие из семьи или дальнейшее воспитание в ней. Лучше отдать воспитывать бабушке или дедушке или изъять в интернат и т. д. Другими словами, сотрудники всегда должны принимать решение: что лучше для малыша;
  • Контроль над тем, чтобы мнение ребенка всегда учитывалось в случае, если ему исполнилось 14 лет. В органах опеки не всегда должны принимать решение самостоятельно, они также должны во внимание брать и мнение ребенка старше 14 лет;
  • Предоставление услуг, обеспечивающих помощь в трудной ситуации. К таким услугам можно отнести психологическую помощь, медицинскую и другую. При этом, это не значит, что сами ООП оказывают такие услуги, они в этом не всегда компетентны. Просто они должны проследить за тем, чтобы они были оказаны: вызвать врача, психолога, отправить малыша на реабилитацию. В большинстве случаев органы опеки постоянно сотрудничают с местными властями, благотворительными фондами и другими организациями. Поэтому при необходимости у них есть такая возможность помочь.

Таким образом, рассмотрев данные обязанности, становится ясным, что такое опека и попечительство и чем занимаются органы опеки и попечительства.

История органов опеки и попечительства

Своего рода органы попечительства и опеки стали появляться на Руси еще при правлении Владимира Святого, который наделил духовенство обязанностью общественного призрения.

Во времена Ивана Грозного эта функция уже была возложена на государство, а попечительством занимались монастырские общины и частные лица.

Но детские специализированные учреждения для сирот стали появляться только в 18-м веке, при Петре Первом. В это время они назывались воспитательными домами. Екатерина Вторая продолжила открывать такие приюты, а также утвердила законом право отдавать детей на воспитание в семьи.

Уже в конце 19-го века сформировались основные формы оказания помощи нуждающимся гражданам. Были созданы специализированные училища, лечебницы, дома-приюты для слепых и глухих детей и другие заведения социального характера.

Конечно, самое актуальное время работы органов опеки в нашей стране — это период ВОВ и этап после нее. В эти годы государство было заполонено бедными, нуждающимися в крове сиротами. После войны постепенно количество детских домов сокращалось, и упор делался на индивидуальное воспитание в приемных семьях.

Сегодня каждый нуждающийся в этом человек может обратиться в ООП и получить всю необходимую информацию и помощь. Будущие усыновители, опекуны и попечители, а также подопечные или нуждающиеся в помощи лица могут узнать адрес органов опеки и попечительства своего района, субъекта на официальном сайте ООП, обратившись в администрацию или в отделение МФЦ своего населённого пункта.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...