Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права ребенка и их защита в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Мало кто не согласится с тем, что образование лежит в центре социального развития и экономического роста, и, действительно, содействие образованию зачастую увязывается с достижением этих более широких целей. Однако Конвенция подходит с другой точки зрения, она концентрируется на ребенке. Цель образования в соответствии с пунктом 1(а) статьи 29 — «развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме». В отношении образования, как и других аспектов жизни ребенка, Конвенция предлагает подход, при котором центральное место занимает ребенок.
Комитет по защите прав ребенка
Каждый ребенок наделен рядом прав, начиная с самого рождения. Его родители должны обеспечивать их соблюдение. Но это не только обязанность взрослых.
На официальном уровне определены инстанции, в обязанность которых входит обеспечение прав каждого малыша. Таковыми являются Комитет по защите прав ребенка, а также отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Каждая из указанных организаций в рамках своей компетенции может и должна выполнять необходимые действия в интересах несовершеннолетних.
Лица, которые владеют информацией по фактам нарушений, могут направить сведения в Комитет или отдел. Чтобы обратиться в указанные инстанции, заинтересованному лицу потребуется собрать подтверждающие документы и оформить заявление в письменном виде.
Важно!
В качестве инициатора может выступать как юридическое, так и физическое лицо.
УВАЖЕНИЕ ВЗГЛЯДОВ ДЕТЕЙ
Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.
Конвенция о правах ребенка, статья 12
По мнению Комитета по правам ребенка, статья 12 Конвенции содержит один из четырех руководящих принципов Конвенции. Это также одна из наиболее революционных статей Конвенции, выразившая в то время совершенно новую идею. Мнение о том, что дети должны быть в поле зрения, но не следует их слушать, все еще глубоко укоренено во многих обществах. В школе и дома основным принципом для молодых считается послушание и уважение авторитета взрослых. Выдвижение концепции о том, что дети имеют право на выражение мнения и что взрослые должны прислушиваться к нему и принимать его во внимание, сталкивалось с серьезными препятствиями.
ЗАЩИТА ДЕТЕЙ ОТ НАСИЛИЯ
В течение последнего десятилетия росло осознание международной общественностью понимание масштаба насилия в отношении детей. Дети становятся жертвами насилия дома, в школе, на улицах, в общине и в государственных учреждениях. Конвенция о правах ребенка признает широкий масштаб насилия в отношении детей и четко указывает, что дети имеют право на защиту от всех его форм.
Однако печальный факт заключается в том, что насилие в отношении детей, т. е. преднамеренное нанесение физического или психологического ущерба, более распространено, чем насилие в отношении взрослых. Это происходит потому, что обстановка, в которой дети должны получать наибольшую защиту и заботу, становится также местом, где они наиболее вероятно могут подвергнуться злоупотреблениям или останутся без внимания. Похищения, детоубийства, убийства, традиционная практика, причиняющая увечья, а также сексуальные, психические и физические злоупотребления происходят чаще в рамках семьи, чем вне ее. Более того, некоторые формы злоупотреблений все еще социально приемлемы. Во многих странах родителям по-прежнему разрешается использовать «разумные» формы физического наказания, чтобы дисциплинировать своих детей. Избиение и порка продолжаются отчасти потому, что они юридически и социально допустимы.
Однако, разумеется, насилие в отношении детей происходит и вне дома. Как и насилие в семье, зачастую оно незаметно и выпадает из сферы социального сознания. Дети, которые живут и работают на улице, особенно уязвимы к злоупотреблениям со стороны полицейских и других членов общества. Дети, которые подвергаются сексуальной эксплуатации, постоянно подвержены различным формам насилия, а многих работающих детей самым суровым образом наказывают за любые ошибки или признаки «расслабления» на работе. Дети могут стать жертвами насилия или унизительной дисциплины в таких местах, как детские группы, детские сады, различного рода приюты и сиротские дома, а также в самой системе правосудия.
Экономические, социальные и культурные права призваны обеспечить защиту людей как полноценных личностей на основе концепции, гарантирующей человеку возможность одновременного пользования правами, свободами и благами социальной справедливости. В мире, где по данным Программы Организации Объединенных Наций в области развития (ПРООН), «пятая часть населения развивающихся стран ложится спать с чувством голода, четвертая часть не имеет возможности удовлетворить даже такую первоочередную потребность, как потребность в очищенной питьевой воде, а третья часть живет на грани выживания в условиях такой ужасающей нищеты, которую невозможно описать словами. Хотя с момента создания Организации Объединенных Наций было немало сделано для облегчения положения населения планеты, до сих пор свыше 1 млрд. людей живет в условиях крайней нищеты, не имеют жилья, страдают от голода и недоедания, безработицы, неграмотности и хронических заболеваний. Более 1,5 млрд. людей лишены возможности пить очищенную питьевую воду и пользоваться системами водоснабжения и канализации; около 500 млн. детей не могут получить даже начальное образование, а более 1 млрд. людей не умеют читать и писать.
Организации по защите прав ребенка
Если нарушены права ребенка, то он может сам обратиться за защитой в местные органы опеки и попечительства, а после 14-ти лет, и в суд.
Узнав о фактах угрозы жизни и здоровью ребенка, обычные граждане или должностные лица обязаны поставить в известность органы опеки и попечительства, которые в свою очередь должны принять необходимые меры исходя из конкретных обстоятельств дела.
В большинстве случаев, всей работой ведает один единственный специалист — инспектор по охране детства. Федеральная норма, по которой один специалист положен на пять тысяч несовершеннолетних, позволяет выполнить только самую неотложную работу.
Приведенный выше перечень государственных органов, призванных защищать права детей, далеко не полный. На деле разрешить детские проблемы помогают и другие службы, количество которых постоянно растет.
Это социальная помощь семье и детям, психолога – педагогическая помощь населению, экстренная психологическая помощь (в том числе и анонимная) по телефону, центр социальной реабилитации подростков, центр помощи детям — сиротам и др.
Образец заявления уполномоченному по правам детей в РФ
Жалоба оформляется в соответствии с принятыми нормами деловой переписки. Поэтому она должна содержать:
- данные УППР, которому она направляется;
- сведения о заявителе – полностью ФИО, данные из паспорта, контактные данные. Нужно указывать только актуальную информацию, потому что может возникнуть необходимость в тесном взаимодействии с заявителем. Поэтому телефон должен быть работающий, адрес фактическим. Если место жительства и место регистрации не совпадают, нужно указать 2 адреса;
- «тело». Здесь подробно описываются обстоятельства, которые привели к обращению к детскому омбудсмену;
- дату написания и подпись заявителя.
В «теле» обращения нужно подробно расписать:
- права отпрыска, которые были нарушены;
- кем они были нарушены;
- предпринимались ли какие-то действия или только бездействие;
- со стороны каких уполномоченных органов;
- какие меры были предприняты заявителем для защиты прав своего дитя;
- правильно сформулированные результаты, которых заявитель желает достичь путём данного обращения.
19 декабря 2011 года Организация Объединенных Наций приняла Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся процедуры представления сообщений. Протокол был открыт для подписания государствами 28 февраля 2012 года. На апрель 2013 года Протокол подписали 35 государств, а четыре государства ратифицировали. В соответствии с положениями статьи 19(1) Протокол вступает в силу через три месяца после сдачи на хранение десятой ратификационной грамоты или десятого документа о присоединении. Когда Протокол вступит в силу, отдельные лица или группы лиц, находящиеся под юрисдикцией государств-участников, смогут представлять сообщения Комитету по правам ребенка (ст.5) при условии, что сообщение не является анонимным и что были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты (за исключением случаев, когда процесс рассмотрения неоправданно затягивается).
Функции института уполномоченного по правам ребенка в России
Чтобы понять, в чем заключается деятельность уполномоченного по правам ребенка в РФ, необходимо знать, какие функции выполняет лицо и какие у него есть права.
Уполномоченный по правам ребенка в России должен выполнять следующие функции:
- Осуществление контроля за соблюдением правовых актов и законов, относящихся к детям (международных и российских);
- Оказывать помощь в восстановлении нарушенных прав;
- Контроль за работой местных органов, прямая обязанность которых устранять нарушения, связанные с ущемлением прав и законных интересов несовершеннолетних. Детский омбудсмен может выдавать поручения выполнить те или иные требования;
- Обобщение и анализ имеющейся практики. Для выполнения этой функции могут привлекаться специалисты и разные учреждения;
- Помогать родителям, чьи дети находятся в нелегкой ситуации, наладить взаимоотношения со своими детьми;
- Привлекать инстанции, которые помогут содействовать в решении проблем с ребенком;
- Доносить информацию до родителей и детей об имеющихся у них правах и обязанностях;
- Любыми усилиями защитить ребенка от разного вида насилия, например, от жестокого обращения с ребенком.
Итак, уполномоченные по правам ребенка должны обеспечивать несовершеннолетним гражданам полную защиту. Их деятельность связана с тем, чтобы помогать детям развиваться и воспитываться в гармоничной и здоровой среде, без ущемления его достоинств и прав.
Чем занимается детский омбудсмен в городах и регионах России
Уполномоченный по правам несовершеннолетних в субъекте имеет полное представление о положении дел в этой области. Он наделен правами лично принимать участие в решении проблем и ущемленных интересов отдельно взятого несовершеннолетнего.
Уполномоченное лицо в регионах имеет общественный авторитет. На эту должность кандидатов тщательно отбирают. Требования предъявляются как к профессиональным, так и личностным качествам соискателя должности.
Отличие работы регионального уполномоченного от комиссии по делам несовершеннолетних:
- специализируются на изучении вопросов беспризорности и разработке методов ее профилактики;
- занимаются теми подростками, которые считаются “проблемными”;
- в их состав входят представители исполнительной власти.
Уполномоченный работает с несовершеннолетними не только от случая к случаю, но на постоянной основе, лично изучая дела и пытаясь разобраться в ситуациях.
Как и в какие сроки выносится решение по жалобам
Омбудсмен располагает правом принять акт о начале производства или отказать в этом. По закону, относительно принятия жалоб уполномоченный по правам детей наделен следующими возможностями:
- Может рассмотреть обращение, если заявитель ранее обращался в уполномоченные и компетентные по вопросам детей структуры, но результатом проведенной работы остался недоволен. Срок обращения в данной ситуации — не позднее года с момента нарушения прав несовершеннолетнего или с даты, когда он или ответственные за опеку и попечительство лица узнали об этом;
- Ответственное лицо может перенаправить заявителя в те институты, которые занимаются его проблемой в первую очередь;
- Предусмотрены случаи, когда уполномоченный по правам детей самостоятельно перенаправляет жалобу заявителя в компетентные инстанции, способные ему помочь в решении проблемы.
В случае, когда омбудсмен отказывается принять обращение к рассмотрению, заявителю сообщается об этом в 10-дневный срок. Если обращение и жалоба принята, орган, работа которого подлежит обжалованию, уведомляется об этом.
Досрочное освобождение детского омбудсмена с должности
Павел Алексеевич Астахов был уволен с должности уполномоченного по правам ребенка после общественного протеста. Астахов позволил себе неосторожное высказывание о детях, переживших катастрофу 2016 г. Его слова подверглись критике, после чего Павел Алексеевич был вынужден уйти в отставку. Но каковы должны быть условия для внешнего увольнения детского адвоката? Все правила подробно описаны в указе президента:
- нарушение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей;
- признание лица недееспособным;
- утрата российского гражданства или приобретение иностранного гражданства;
- потеря способности выполнять свои обязанности;
- совершить аморальный поступок;
- исчезновение или смерть защитника ребенка.
Поэтому поводов для отстранения комиссара от должности множество.
Обращаться с жалобой к детскому омбудсмену вправе родитель, законный представитель и сам ребенок, чьи интересы были нарушены. Это также может сделать любой гражданин или организация, имеющие сведения о соответствующем нарушении. Поводом для обращения могут быть вопросы, касающиеся защиты интересов несовершеннолетнего относительно:
- решения жилищных вопросов (расширения, улучшения жилплощади);
- жестокого обращения с детьми;
- оказания медицинской помощи;
- опеки над несовершеннолетними (усыновления, лишения родительских прав);
- помощи детям-инвалидам;
- урегулирования конфликтов между несовершеннолетними и их законными представителями;
- помощи в судебных процессах (в том числе обжалования уже принятых решений);
- урегулирования проблем между участниками образовательного процесса (буллинга в образовательных учреждениях и т. д.);
- бездействия/неправомерных действий со стороны власти и пр.
Как правило, обращение направляется, когда использованы другие правовые возможности и другие инстанции не помогли добиться желаемого результата. В таком случае с помощью жалобы омбудсмену можно оспорить неправомерное решение должностного лица или государственного органа.
Функции детского обдусмена
Ключевая функция уполномоченного по правам ребёнка в РФ – восстановление прав и свободы несовершеннолетних, если таковые были не соблюдены. Омбудсмен содействует исправлению нарушенных интересов гражданина государственными или муниципальными органами/служащими.
Уполномоченный также выполняет роль посредника, выступая в качестве регулятора в конфликтных, либо каких-то спорных вопросах между ребёнком (или его представителем) и государством. Именно от омбудсмена должны поступать правовые предложения способные удовлетворить обе стороны.
Омбудсмен – это эксперт, в обязанности которого входит выявление имеющихся противоречий или пробелов в законодательстве РФ по части прав и интересов несовершеннолетних. Специалист даёт рекомендации государственным структурам по совершенствованию актов. Являясь экспертом, уполномоченный обязан консультировать граждан по методам и формам защиты своих прав.
Какие есть варианты рассмотрения обращения
Здесь многое зависит от формата поданного документа. Это может быть предложение, заявление или жалоба. В первом случае речь идёт о конкретных рекомендациях гражданина по части совершенствования законодательства в области защиты прав ребёнка:
- Заявление – это просьба подателя о помощи в реализации защиты интересов несовершеннолетнего. Сюда же относятся сообщения о несоблюдении правовых актов, недобросовестной работе муниципальных органов и нарушении конституционных прав ребёнка.
- Жалоба – это аргументированная критика отдельных служб и конкретных лиц так или иначе препятствующих реализации законных интересов несовершеннолетнего. Во всех случаях омбудсмен рассматривает документ и даёт ответ по существу вопроса.
При обычном обращении принимает во внимание предложения подателя и разъясняет возможность или невозможность их реализации. На основании заявлений и жалоб уполномоченный организует проверки, о результатах которых также сообщает гражданину лично в письме или другим образом (СМИ, отчёты о проделанной работе на веб-портале омбудсмена и т.п.).
Экономические, социальные и культурные права призваны обеспечить защиту людей как полноценных личностей на основе концепции, гарантирующей человеку возможность одновременного пользования правами, свободами и благами социальной справедливости. В мире, где по данным Программы Организации Объединенных Наций в области развития (ПРООН), «пятая часть населения развивающихся стран ложится спать с чувством голода, четвертая часть не имеет возможности удовлетворить даже такую первоочередную потребность, как потребность в очищенной питьевой воде, а третья часть живет на грани выживания в условиях такой ужасающей нищеты, которую невозможно описать словами. Хотя с момента создания Организации Объединенных Наций было немало сделано для облегчения положения населения планеты, до сих пор свыше 1 млрд. людей живет в условиях крайней нищеты, не имеют жилья, страдают от голода и недоедания, безработицы, неграмотности и хронических заболеваний. Более 1,5 млрд. людей лишены возможности пить очищенную питьевую воду и пользоваться системами водоснабжения и канализации; около 500 млн. детей не могут получить даже начальное образование, а более 1 млрд. людей не умеют читать и писать.
Гигантские масштабы социальной маргинализации, наблюдающейся, несмотря на продолжение глобального экономического роста и развития, влекут за собой возникновение серьезных проблем не только в связи с процессом развития, но и основными правам человека.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах был принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи 16 декабря 1966 года после почти двадцатилетних дебатов в ходе его разработки. Через десять лет он, наконец, обрел статус закона и вступил в силу 3 января 1976 года. Пакт содержит некоторые важнейшие международные правовые нормы, устанавливающие экономические, социальные и культурные права, включая право на труд в справедливых и благоприятных условиях, право на социальную защиту, право на достаточный жизненный уровень и на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья, право на образование и на пользование результатами свободы в области культуры и научного прогресса. Генеральная Ассамблея: Офиц. отчеты. Тридцать вторая сессия. Док.44/А/32/44. Нью-Йорк, 1997. За соблюдением государствами-участниками своих обязательств по Пакту и уровнем осуществления соответствующих прав и обязанностей наблюдает Комитет по экономическим, социальным и культурным правам. В своей деятельности Комитет опирается на множество информационных источников, включая доклады, представляемые государствами-участниками, и сведения, поступающие из специализированных учреждений ООН — Международной организации труда, ООН по вопросам образования, наук и культуры.
Всемирной организации здравоохранения, продовольственной и сельскохозяйственной ООН, а также из Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Центра ООН по населенным пунктам и других учреждений. Кроме того, ему представляют информацию неправительственные и общинные организации, действующие на территории государств, ратифицировавших Пакт, международные правозащитные организации и другие неправительственные организации, а также другие договорные органы ООН; кроме того Комитет пользуется общедоступными источниками.