Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 239. Налоговые льготы. 1. От уплаты налога освобождаются:». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) региональными законами (законами субъектов Российской Федерации о налогах). Льготы по местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (пункт 2 статья 56 Налогового Кодекса РФ).
Налоговые освобождения
Налоговые освобождения включают следующие виды налоговых льгот:
-
налоговые каникулы – освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период. Так, ИП, применяющие «упрощенку» или патент, при соблюдении определенных условий могут получить данную льготу на два налоговых периода;
-
налоговая амнистия – погашение налогоплательщиком просроченной задолженности без применения к нему санкций за просрочку;
-
полное освобождение от уплаты налога – может предоставляться некоторым категориям на определенный срок или бессрочно (пенсионерам, ветеранам войны, общественным организациям и т.п.).
-
изъятие – исключение из налоговой базы ее частей, например, освобождение от налогообложения некоторых видов имущества фармацевтических, религиозных и других организаций (ст. 381 НК РФ);
-
пониженная ставка налога – позволяет некоторым категориям налогоплательщиков уплачивать налог по процентным ставкам более низким, чем общеустановленные ставки. По некоторым налогам льготные ставки могут снижаться до 0%.
Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, применяются на всей территории РФ и дублировать их в нормативных актах субъекта РФ либо муниципального образования нет необходимости (см. Определение ВС РФ от 05.07.2006 N 74-Г06-11).
Организации и индивидуальные предприниматели, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье — освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей. (В редакции Федеральных законов от 07.07.2003 № 117-ФЗ; от 22.07.2005 № 119-ФЗ; от 28.09.2010 № 243-ФЗ; от 27.11.2017 № 335-ФЗ)
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, при условии, что указанные лица переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога и реализуют право, предусмотренное настоящим абзацем, в одном и том же календарном году либо при условии, что за предшествующий налоговый период по единому сельскохозяйственному налогу сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учета налога не превысила в совокупности: 100 миллионов рублей за 2018 год, 90 миллионов рублей за 2019 год, 80 миллионов рублей за 2020 год, 70 миллионов рублей за 2021 год, 60 миллионов рублей за 2022 год и последующие годы. (Абзац введен — Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ)
Документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи право организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, на освобождение (продление срока освобождения), являются: (В редакции Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ)
выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
выписка из книги продаж;
выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 20.04.2014 № 81-ФЗ)
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. (Абзац введен — Федеральный закон от 17.05.2007 № 85-ФЗ)
Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). (Абзац введен — Федеральный закон от 17.05.2007 № 85-ФЗ)
Если на протяжении срока, в течение которого индивидуальный предприниматель или организация пользовались освобождением от налога, выручка за каждые 3 идущих последовательно месяца в совокупности превысила 2 млн руб., или если субъект реализовывал подакцизную продукцию, он, начиная с 1 числа того временного промежутка (месяца), в котором было превышение или продажа, до окончания периода действия льготы теряет возможность ею пользоваться. Сумма налога за тот месяц, в котором доход был больше установленного предела, подлежит восстановлению и последующей уплате в бюджет в законодательном порядке. Если субъект не предоставил подтверждающие документы или в направленной отчетности присутствуют недостоверные сведения, дополнительно к недоимке лицу вменяются штрафы и пени. Аналогичные санкции применяются и в случае установления контрольным органом фактов несоблюдения субъектом ограничений, предусмотренных ст. 145, п. 1 и 4.
Кто имеет право на освобождение по статье 145 НК РФ?
Согласно п. 1 ст. 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС (далее — освобождение), если за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн руб.
На практике спорным является вопрос, что включать в выручку для расчета двухмиллионного лимита. Дело в том, что организации могут вести несколько видов деятельности и при этом осуществлять как облагаемые, так и не облагаемые НДС операции.
Минфин в своих разъяснениях указывает, что в расчет должна включаться вся выручка от реализации товаров (работ, услуг) вне зависимости от того, облагается она НДС или нет. Например, в Письмах от 15.10.2012 N 03-07-07/107, от 20.09.2012 N 03-07-07/94 говорится, что выручка от реализации земельного участка, не являющаяся согласно пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС, подлежит учету при определении выручки от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения ст. 145 НК РФ.
В другом Письме (от 29.01.2013 N 03-07-11/1592) было отмечено, что нормами названной статьи не предусмотрено исключений в отношении выручки, полученной от реализации услуг, местом реализации которых для целей НДС территория РФ не признается в соответствии со ст. 148 НК РФ. Таким образом, данная выручка подлежит учету при определении выручки от реализации товаров (работ, услуг), указанной в п. 1 ст. 145 НК РФ.
Однако судьи с таким подходом не соглашаются. Как отметил Президиум ВАС РФ в Постановлении от 27.11.2012 N 10252/12, по смыслу нормы институт освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика направлен на снижение налогового бремени в отношении налогоплательщиков, имеющих незначительные обороты по реализации товаров (работ, услуг), облагаемые НДС. В связи с этим предельный показатель выручки, дающий право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, должен рассчитываться только для операций по реализации, облагаемых НДС. (Изложенный подход — применение показателя выручки только в отношении операций, облагаемых НДС, поскольку только в отношении их и испрашивается соответствующее освобождение, — корреспондирует с правовой позицией Президиума ВАС РФ, отраженной в Постановлении от 18.03.2003 N 9579/02: при расчете указанной выручки не учитываются не облагаемые НДС обороты по реализации товаров, совершенные в рамках деятельности, переведенной на систему налогообложения в виде ЕНВД).
Как получить освобождение от уплаты НДС в 2019-2020 годах
Начать применять освобождение от НДС по ст. 145 НК РФ можно с первого числа любого месяца в течение календарного года. О применении освобождения при этом необходимо проинформировать свою ИФНС в срок не позднее 20-го числа месяца, с которого вы начали использовать освобождение (п. 3 ст. 145 НК РФ).
Форма сообщения — уведомление об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС. Формы утверждены отдельно для плательщиков ЕСХН и для всех остальных (приказ Минфина от 26.12.2018 № 286н). Скачать бланк для сельхозпроизводителей можно здесь. Общую форму уведомления ищите тут.
Вместе с уведомлением нужно представить (абз. 2 п. 3, п. 6 ст. 145 НК РФ):
- выписку из бухгалтерского баланса (для юрлиц);
- выписку из книг учета доходов и расходов и хозяйственных операций (для индивидуальных предпринимателей);
- выписку из книги продаж.
Выписки оформляются в произвольной форме, но так, чтобы инспекция четко видела размер выручки за 3 предыдущих месяца.
В какие сроки необходимо подать уведомление?
НК РФ установлено, что налогоплательщики, которые хотят воспользоваться правом на освобождение, должны представить в инспекцию по месту учета соответствующее уведомление и подтверждающие документы. Сделать это нужно до 20 числа месяца, с которого используется право на освобождение. Конечно, все хорошо делать вовремя, но мы с вами уже определились, что если вы опоздали – не беда, подавайте уведомление с пропуском срока, и в случае отказа жалуйтесь в вышестоящий налоговый орган, судебная практика на вашей стороне. Кроме того, в Письме от 04.07.2019 № СД-4-3/13103@ ФНС РФ еще раз напомнила, что налогоплательщик только информирует инспекцию о своем желании использовать право на освобождение и последствия пропуска срока подачи уведомления законом не определены.
Налогоплательщики, решившие использовать право на освобождение от обязанности платить НДС должны его применять в течение последующих 12 месяцев, и не могут от него отказаться досрочно за исключением случаев, когда такое право ими будет утрачено.
Применение отдельных льгот по НДС в 2001-2004 годах
Особенности применения отдельных льгот по налогу на добавленную стоимость в 2001-2004 годах установлены Федеральным законом от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введение в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты о налогах». Хотя Закон РФ от 06.12.91 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» утратил силу с момента введения в действие части второй Налогового кодекса, действие ряда налоговых льгот, установленных указанным законом, продлено на 2001 год. Соответствующие положения статьи 149 НК РФ вводятся с 1 января 2002 года (см. таблицу).
Таблица. Льготы, действующие в 2001 году в редакции Закона «О налоге на добавленную стоимость»
Льготы по Закону «О налоге на добавленную стоимость» (на 2001 год) |
Льготы по Налоговому кодексу (начиная с 2002 года) |
Комментарий |
Работы по строительству жилых домов, производимому с привлечением средств бюджетов всех уровней при условии, что такие средства составляют не менее 50 процентов от стоимости этих работ (подпункт «т» пункта 1 статьи 5 Закона) |
Не предусмотрено |
С 1 января 2002 года, строительные работы, проводимые с использованием бюджетных средств, будут облагаться НДС в общем порядке. |
— Лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинская техника (подпункт «у» пункта 1 статьи 5) — технические средства, включая автомототранспорт, которые не могут быть использованы иначе, как для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, лекарственные средства, изделия медицинского назначения, протезно-ортопедические изделия, медицинская техника, а также сырье и комплектующие изделия для их производства (подпункт «щ» пункта 1 статьи 5 Закона) |
Медицинские товары отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации: — важнейшие и жизненно необходимые лекарственные средства, включая лекарства — субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления, за исключением сырья (материалов) для их производства, витаминизированной и лечебно — профилактической продукции пищевой, мясной, молочной, рыбной и мукомольно-крупяной промышленности, бытовых дезинфицирующих, инсектицидных и дератизирующих средств, подгузников, репеллентов, товаров ветеринарного назначения, тары и упаковки; — важнейшие и жизненно необходимые изделия медицинского назначения; — важнейшая и жизненно необходимая медицинская техника; (абзацы второй, третий и четвертый подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ) |
В соответствии с Налоговым кодексом с 1 января 2002 года от налога будут освобождаться не все лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинская техника, а только те их них, которые признаны в установленном порядке важнейшими и жизненно необходимыми. |
Ввозимые на территорию Российской Федерации сырье, материалы и оборудование, закупаемые предприятиями народных художественных промыслов для производства изделий народных художественных промыслов (подпункт «щ» пункта 1 статьи 5 Закона) |
Не предусмотрено |
С 1 января 2002 года льгота будет отменена. |
Технологическое оборудование (комплектующие и запасные части к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации. (Указанная льгота предоставляется по технологическому оборудованию, в отношении которого ранее предоставлялась льгота по налогу на добавленную стоимость, оплаченному до 1 января 1999 года.) (подпункт «щ» пункта 1 статьи 5 Закона) |
Не предусмотрено |
С 1 января 2002 года льгота будет отменена. |
Обороты по реализации продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также редакционная, издательская и полиграфическая деятельность по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, газетной и журнальной продукции; услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (подпункт «э» пункта 1 статьи 5 Закона) (Льготы не распространяются на продукцию средств массовой информации рекламного и эротического характера, а также издания рекламного и эротического характера.) |
— Реализация научной и учебной книжной продукции, а также редакционная, издательская и полиграфическая деятельность по ее производству и реализации; (подпункт 17 пункта 3 статьи 149 НК РФ, утрачивает силу с 1 января 2002 года) — реализация продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой; редакционных, издательских и полиграфических работ и услуг по производству продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой. (подпункт 21 пункта 3 статьи 149 НК РФ, утрачивает силу с 1 января 2002 года) (Льгота не распространяется на продукцию средств массовой информации рекламного и эротического характера, а также на книжную продукцию рекламного и эротического характера.) |
Налоговый кодекс не предусматривает освобождение от налога услуг по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой. |
Работы и услуги по реставрации и охране памятников истории и культуры, охраняемых государством (подпункт «я.1» пункта 1 статьи 5 Закона) |
Ремонтно-реставрационные, консервационные и восстановительные работы, выполняемые при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, а также культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций (за исключением археологических и земляных работ в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; строительных работ по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; работ по производству реставрационных, консервационных конструкций и материалов; деятельности по контролю за качеством проводимых работ) (подпункт 15 пункта 2 статьи 149 НК РФ) |
В Налоговом кодексе дополнительно освобождены работы по реставрации культовых зданий и сооружений, используемых религиозными организациями, а также уточнен перечень реставрационных работ, освобождаемых от налога. |
К числу налоговых льгот для пенсионеров можно отнести и освобождение от госпошлины при подаче исков в суд. Касается это, правда, только споров, связанных с получением пенсии, да и то при условии, что размер заявленных исковых требований меньше миллиона рублей (пп. 5 п. 2 ст. 333.36 НК). По остальным вопросам, госпошлину пенсионерам, конечно, придется платить в общем порядке. А вот если нужно наказать Пенсионный фонд — это бесплатно.
Налог на имущество
Следующий «бонус» — освобождение от уплаты налога на имущество
(пп. 10, 10.1 п. 1 ст. 407 НК). Это такой местный сбор, взымаемый с собственников недвижимого имущества — квартир, частных домов, дач, земельных участков, гаражей. Не платить можно только за один объект по каждому из видов недвижимости при условии, что они не используются пенсионером в бизнесе. Налоговая разъяснила: если вы владеете квартирой, гаражом и частным домом, то ни за один из этих объектов налог не платится. Если же в собственности 2 и более объектов одного вида, например, 3 квартиры — льгота предоставляется только на одну из них. На какую конкретно — пенсионер может выбрать самостоятельно до 31 декабря года, за который начисляется налог. Если он не сделает этого, ФНС оформит льготу на самую дорогую квартиру.
Учтите, пенсионная реформа изменила круг получателей этой льготы. Теперь это не только пенсионеры, но и «лица, которые на 31.12.2018 соответствовали условиям для оформления пенсии». Другими словами — женщины 55-ти и мужчины 60-ти лет, которые по новому закону еще не могут оформить пенсию. Такой себе, льготник-предпенсионер.
«Федеральные» налоговые льготы на имущество физических лиц
Для многих категорий налогоплательщиков НК РФ предусматривает льготы по налогу на имущество. Льготник вправе не уплачивать этот налог, но только по одному объекту недвижимости каждого вида, из всех, находящихся у него в собственности (п. 3, 4 ст. 407 НК РФ). То есть если гражданин является собственником нескольких квартир, то он может не платить налог только по одной из них. При этом «льготируемый» объект недвижимости не должен использоваться им в предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 407 НК РФ).
Итак, право на освобождение от налога на имущество физических лиц с учетом указанных выше условий имеют (п. 1 ст. 407 НК РФ):
- пенсионеры;
- инвалиды I и II групп инвалидности, инвалиды с детства;
- военнослужащие, а также уволенные с военной службы по определенным причинам (по достижении предельного возраста, состоянию здоровья и др.);
- родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;
- члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;
- граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах;
- лица, имеющие право на социальную поддержку, т.к. подверглись воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, аварии в 1957 году на ПО «Маяк», ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
- лица, принимавшие непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
- лица, получившие / перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений, иных работ, связанных с ядерными установками, включая ядерное оружие и космическую технику;
- Герои Советского Союза и Герои РФ, лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
- участники гражданской войны, Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР, ветераны боевых действий;
- лица вольнонаемного состава Советской Армии, ВМФ, ОВД и госбезопасности, занимавшие должности в воинских частях, штабах и учреждениях действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, участвовавшие в обороне городов, что засчитывается им в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях;
Также освобождаются от уплаты налога лица, которые ведут профессиональную творческую деятельность в своих специально оборудованных мастерских, ателье, студиях (в части налога, которым облагаются именно эти помещения).
И абсолютно всем физическим лицам предоставляется льгота в отношении хозяйственных построек площадью не более 50 кв. метров, расположенных на земельных участках для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или ИЖС.
Налог на имущество организаций
Паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком или участком водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия.
В собственности общественных объединений инвалидов могут также находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги, а также любое иное имущество и земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Изменения с 1 января 2020 года
Поправки внесены ФЗ-325 от 29.09.19. Ст. 45.1 НК РФ изменена незначительно. Добавлена возможность уплаты при помощи единого платежа НДФЛ в указанном выше случае. Также уточнены даты зачета платежей. Теперь это делается позднее 10 дней с момента направления налогового уведомления или поступления единого платежа после отправки уведомления, но не позднее установленных сроков уплаты налогов. Также теперь налоговый орган обязан сообщить физическому лицу о зачете средств не позднее пяти дней не с момента, установленного для уплаты соответствующего налога, а с момента принятия платежа.
Вступили в силу изменения в Налоговый кодекс РФ (ст. 45.1) с 1 января 2020 года, именно с этой даты начинают действовать новые правила использования физлицами единого платежа.
Нюансы восстановления
Восстановить налог нужно в последнем квартале перед началом использования освобождения, если освобождение от уплаты налога начинается с первого месяца квартала. Если же вы начали применять освобождение со второго или третьего месяца квартала, то восстановить НДС нужно в этом же квартале (п. 8 ст. 145 НК РФ).
Одним из условий для принятия «входного» налога к вычету является использование объекта в деятельности, облагаемой НДС (ст. 171, 172 НК РФ). Если же организация получит освобождение от НДС, данное условие не выполняется. Значит, вычеты необходимо восстановить. Налог восстанавливается со стоимости товаров и материалов, оставшихся на балансе организации на дату начала применения освобождения от НДС. Кроме того, восстановить НДС необходимо с остаточной стоимости имеющихся основных средств. При этом остаточная стоимость должна определяться по данным бухгалтерского учета. Это подтверждает и пункт 25 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33.
Перед тем как вы начнете применять освобождение от НДС, нужно внести записи в книгу продаж на сумму восстановленного налога. Записи делаются на основании счетов-фактур, по которым налог ранее был принят к вычету.
Утверждены Правила освобождения от НДС импорта товаров
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 451 Налогового кодекса РК от 25 декабря 2020 года импорт товаров, предусмотренных подпунктами 1), 2), 4) — 13) и 15) пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса, освобождается от налога на добавленную стоимость.
Порядок освобождения от налога на добавленную стоимость импорта указанных товаров в рамках Евразийского экономического союза определяется Правилами, утвержденными приказом Министра финансов РК от 16 февраля 2020 года № 204, который вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования — с 17 апреля 2020 года.
Импорт товаров на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов ЕАЭС освобождается от налога на добавленную стоимость при представлении деклараций по косвенным налогам по импортированным товарам в орган государственных доходов с соответствующими документами, предусмотренными Правилами.
Освобождению от НДС подлежит следующий импорт:
— банкнот и монет национальной и иностранной валюты (кроме банкнот и монет, представляющих собой культурно-историческую ценность), а также ценных бумаг;
— товаров, за исключением подакцизных, ввозимых по линии государств, правительств государств, международных организаций в целях благотворительной помощи, оказания технического содействия;
— товаров, осуществляемом за счет средств грантов, предоставленных по линии государств, правительств государств и международных организаций;
— товаров, ввезенных для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами иностранного государства, консульскими учреждениями иностранного государства, аккредитованными в Республике Казахстан, а также для личного пользования лицами, относящимися к дипломатическому и административно-техническому персоналу этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними, консульскими должностными лицами, консульскими служащими, включая членов их семей, проживающих вместе с ними, и освобождаемых от налога на добавленную стоимость в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан;
— космических объектов, оборудования объектов наземной космической инфраструктуры, ввозимых участниками космической деятельности, перечень которых определяется Правительством Республики Казахстан;
— лекарственных средств любых форм, изделий медицинского назначения и медицинской техники при соблюдении определенных условий;
— лекарственных средств, используемых (применяемых) в области ветеринарии, изделий ветеринарного назначения и ветеринарной техники, сурдотифлотехники, включая протезно-ортопедические изделия, специальных средств передвижения, предоставляемых инвалидам, материалов, оборудования и комплектующих для производства лекарственных средств любых форм, изделий медицинского (ветеринарного) назначения, включая протезно-ортопедические изделия, и медицинской (ветеринарной) техники при соблюдении определенных условий;
— инвестиционного золота, импортируемого Национальным Банком Республики Казахстан, банком второго уровня или юридическим лицом — профессиональным участником рынка ценных бумаг;
— предметов религиозного назначения, ввозимых религиозными объединениями, зарегистрированными в органах юстиции Республики Казахстан;
— сырья и (или) материалов в составе транспортных средств и (или) сельскохозяйственной техники, помещенных под таможенную процедуру свободного склада юридическим лицом в рамках заключенного специального инвестиционного контракта с уполномоченным органом по инвестициям
Товары, указанные в пунктах 3, 4, 5, 6, 7, 8, , 13 и 14 Правил, используются только в тех целях, в связи с которыми предоставлено освобождение. В случае использования импортерами указанных товаров в иных целях, налог на добавленную стоимость, не уплаченный по импорту таких товаров, подлежит уплате в бюджет в соответствии со статьей 456 Налогового кодекса.
Товары, указанные в пунктах 11 и 12 Правил, используются:
в области здравоохранения:
субъектами здравоохранения для осуществления фармацевтической или медицинской деятельности в Республике Казахстан в соответствии с лицензиями на осуществление указанных видов деятельности и (или) талоном о приеме уведомления, копией уведомления с отметкой о приеме центром обслуживания населения или талоном в форме электронного документа на оптовую реализацию медицинской техники и изделий медицинского назначения;
в сфере ветеринарии:
физическими и юридическими лицами для осуществления ветеринарной деятельности в Республике Казахстан в соответствии с лицензиями на осуществление указанных видов деятельности (только для лицензируемых видов деятельности в сфере ветеринарии) или документа, подтверждающего деятельность в области ветеринарии.
В случае использования импортером указанных товаров (за исключением средств передвижения, предоставляемых инвалидам) в целях, не соответствующих фармацевтической, медицинской или ветеринарной деятельности в Республике Казахстан, налог на добавленную стоимость, не уплаченный по импорту таких товаров, подлежит уплате в бюджет.
Наряду с этим, в соответствии с пунктом 2 статьи 399 Налогового кодекса приказом Министра финансов РК от 23 февраля 2020 года № 267 также утверждены Правила освобождения от налога на добавленную стоимость импорта товаров, которые определяют порядок освобождения от НДС импорта товаров, указанных в подпунктах 1), 2), 3), 4), 5), 6), 7), 8), 9), 10), 11), 12), 13) пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса.
Правилами освобождения от НДС определен перечень товаросопроводительных документов, которые необходимо представить для получения освобождения от НДС
Приказ от 23 февраля 2020 года вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования — с 17 апреля 2020 года.
Действие Правил освобождения от НДС распространяется на юридических и физических лиц, осуществляющих ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза.
.
НДС: Освобождение от уплаты налога
В случае если выручка от реализации товаров (работ, услуг) за три месяца не превысила установленного лимита, но в одном из них организация осуществила реализацию подакцизных товаров без организации раздельного учета. Поэтому начиная с того месяца, в котором произошло нарушение, организация утрачивает право на освобождение и начисляет налог по соответствующей ставке. Таким образом, организации или индивидуальные предприниматели теряют право на освобождение от исчисления и уплаты НДС в том случае, если: — в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца превысила два миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров; — до 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, налогоплательщики не представят налоговую декларацию по НДС в качестве обычного плательщика. В случае потери права на освобождение организации и индивидуальные предприниматели признаются обычными налогоплательщиками вне зависимости от их желания. При потере права использования освобождения от налогообложения НДС организация или индивидуальный предприниматель могут получить его на новый срок. При этом они должны не позднее 20-го числа месяца представить в налоговые органы: — документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала двух миллионов рублей (перечень документов рассмотрен выше при добровольном порядке прекращения права на освобождение); — уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев. Стоит отметить, что данным положением могут воспользоваться организации или индивидуальные предприниматели только в том случае, если прекращение было добровольным, то есть прекращение права на освобождение было связано с истечением срока действия, а не нарушением установленного требования. Также уведомление и соответствующие документы представляются в налоговый орган непосредственно или по почте заказным письмом. В последнем случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма. Если организация или индивидуальный предприниматель не захочет продлять действие освобождения на новый срок, то должен применяться вышеназванный добровольный порядок прекращения права на освобождение. На практике во всех случаях перехода с обычного порядка исчисления НДС на режим освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика и обратно применяются правила, установленные п. 8 ст. 145 НК РФ, или, иными словами, устанавливаются «переходные положения». Так, при получении права на освобождение по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об использовании права на освобождение путем уменьшения налоговых вычетов. Таким образом, при переходе с обычного режима на режим освобождения от налогообложения необходимо восстановить ранее возмещенные суммы НДС. Согласно пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ восстановлению подлежат суммы НДС в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов — в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки. Указанный НДС не включается в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, а в соответствии со ст. 264 НК РФ учитывается в составе прочих расходов. Следует также отметить, что нормы, предусматривающей непосредственную обязанность по уплате таких сумм НДС в бюджет, не установлено. В частности, п. 5 ст. 173 НК РФ в данном случае неприменим. Указанное положение является пробелом в законодательстве о налогах. В связи с этим необходимо руководствоваться п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения законодательства о налогах должны трактоваться в пользу налогоплательщика. При возврате к общему порядку исчисления НДС суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения, принимаются к вычету в общем порядке.