Некоторые вопросы, связанные с реализацией военнослужащими права на труд

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Некоторые вопросы, связанные с реализацией военнослужащими права на труд». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание
11. Статья 11 Трудового кодекса указывает, что Кодекс и иные нормативные правовые акты о труде распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем, причем независимо от организационно-правовой формы организации и форм собственности. Кодекс и иные нормативные правовые акты о труде обязательны для применения на всей территории Российской Федерации для всех работодателей (юридических или физических лиц), при этом не принимаются во внимание такие факторы, как численность организации, вид юридического лица, форма собственности на имущество организации.. Для нормативных актов, являющихся источниками трудового права, важное практическое значение имеет установление времени начала и окончания их действия, т.е. их временных границ. По общему правилу закон или иной нормативный правовой акт о труде вступает в силу со дня, указанного в самом акте или акте о его введении в действие. Например, ст. 420 ТК устанавливает сроки введения в действие Трудового кодекса

Прежде чем заговаривать о том, имеет ли правовоенный на что-то, следует разобраться в его обязанностях. Чтобы военные обязанности могли исполняться, государство дает военнослужащим социальную защиту, которая распространяется не только на самих военных, но и их семьи.

Комментарий к ст. 11 TК РФ

1. Предмет регулирования трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, составляют трудовые отношения и иные, непосредственно связанные с ними, отношения (см. комментарий к ст. 1 ТК).

2. Другие отношения, связанные с использованием личного труда, также составляют предмет регулирования трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, если это предусмотрено ТК или иным федеральным законом.

Так, граждане, имеющие акции в акционерных обществах, участники хозяйственных товариществ одновременно могут состоять с обществом (товариществом) как в гражданско-правовых отношениях, вытекающих из членства, так и в трудовых отношениях (работая, например, в качестве бухгалтера). Отношение, основанное на личном труде работника-акционера (участника товарищества), — сфера действия норм трудового права.

3. Положения законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, обязательны для применения всеми работодателями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

4. Во всех случаях, когда судом доказано, что фактически существующие трудовые отношения оформлены гражданско-правовыми договорами, к таким трудовым отношениям должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

5. В соответствии со ст. 62 (ч. 3) Конституции РФ лица, не являющиеся гражданами РФ и законно находящиеся на ее территории, пользуются правами граждан РФ, кроме случаев, установленных федеральными законами и международными договорами РФ.

6. Согласно п. 1 ст. 13 ФЗ от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032; далее — Закон о правовом положении иностранцев) иностранцы пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

7. Нормы трудового законодательства РФ обязательны для применения работодателями, являющимися:

а) иностранными организациями и международными организациями, осуществляющими свою деятельность на территории РФ с применением труда граждан РФ;

б) организациями, созданными на территории РФ с участием иностранных инвесторов (либо полностью, либо только с участием иностранных инвесторов).

8. Законом о правовом положении иностранцев установлены определенные правила по привлечению и использованию в РФ иностранной рабочей силы (ежегодное квотирование численности работников для въезда в РФ, необходимость получения в некоторых случаях специального разрешения на работу, ограничения в отдельных видах трудовой деятельности).

Так, например, иностранцы не могут быть:

а) приняты на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ (ст. 14 Закона о правовом положении иностранцев);

б) назначены на должность нотариуса (ст. 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. // ВВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1318);

в) членами летного экипажа воздушного судна РФ, которое относится к коммерческой гражданской авиации (ст. 56 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 г. // СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1383), и т.д.

9. Статья 11 ТК, определяя сферу действия норм трудового права по кругу лиц, указывает на установление ТК особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников — руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин и лиц с семейными обязанностями, лиц в возрасте до 18 лет и др. (см. комментарий к разд. XII ТК).

10. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, могут применяться и к иным отношениям, основанным на личном труде, если это установлено федеральным законом.

Так, согласно ст. 40 ФЗ от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4870) в производственном кооперативе не допускается установление условий, ухудшающих положение работников кооператива по сравнению с нормами, установленными законодательством о труде РФ (минимальный размер оплаты труда, продолжительность отпуска и др.).

11. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется на государственных служащих с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215), а на муниципальных служащих — с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (СЗ РФ. 2007. N 10. Ст. 1152).

12. Статья 11 ТК называет также круг иных лиц (их перечень не является исчерпывающим), на которых не распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, если только указанные лица не выступают одновременно в качестве работодателей или их представителей.

Так, действие норм трудового права не распространяется на членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор), а также на лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), например на основании договора поставки, поручения, возмездного оказания услуг и др. (см. часть вторую ГК).

13. Действие норм трудового права не распространяется также на лиц, проходящих военную либо иную службу, в том числе по контракту, с присвоением воинских (специальных) званий. Например, это касается военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы (см. ФЗ от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331), лиц рядового и начальствующего составов органов внутренних дел (см. Постановление ВВС РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» // ВВС РФ. 1993. N 2. Ст. 70), должностных лиц таможенных органов (см. ФЗ от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3586) и др.

Основные аспекты ст. 11 ТК

В вводном абзаце говорится, что законодательство в трудовой сфере и другие профильные акты могут использоваться не только для упорядочивания непосредственно трудовых взаимоотношений, но и в области личного труда, если это возможно по ТК или соответствующим ФЗ.

В следующем абзаце законодатели сочли необходимым специально подчеркнуть, что все наниматели в отношениях с сотрудниками по поводу трудовой деятельности обязаны ориентироваться на трудовое законодательство. Также указывается, что если отношения по вопросам личного труда первоначально возникли на базе гражданско-правового договора (ГПХ), но далее перешли в область трудовых взаимоотношений, то к ним применяются именно нормы трудового законодательства.

Отдельно указывается, что – если только иное не оговорено в ТК и соответствующих ФЗ, – в РФ трудовое законодательство применяется не только по отношению к россиянам, но также к:

  • лицам без гражданства;
  • гражданам других стран;
  • организациям, которые созданы с участием этих двух категорий;
  • международным и иностранным структурам.

В следующем абзаце специально оговаривается, что регулирование отношений по вопросам труда с отдельными категориями персонала проводится на базе действующего ТК. В состав этих групп включены:

  • руководители;
  • трудящиеся по совместительству;
  • женщины;
  • молодёжь;
  • лица с семейными обязанностями;
  • иные категории сотрудников.

Отдельно указывается, что к служащим госструктур и муниципальных органов трудовое право применяется с теми особенностями, которые упомянуты в соответствующих ФЗ.

В заключительном абзаце перечисляются те лица, на которых не распространяется трудовое законодательство (исключения допускаются, если они выступают в роли нанимателей или их представителей). К ним относятся лица:

  • находящиеся на военной службе;
  • состоящие в советах директоров (наблюдательных советах) организаций;
  • трудящиеся с использованием договоров ГПХ;
  • иные категории, если это оговорено в соответствующих ФЗ.

Итак, рассмотренная статья даёт исчерпывающий порядок применения ТК и тех ФЗ, которые ориентируются на область трудовых взаимоотношений.

Параметры применения ст. 11 ТК

Каков основной смысл ст. 11 ТК?

Она устанавливает, что сотрудники и их наниматели в действиях по трудовым взаимоотношениям по умолчанию попадают под нормы ТК и профильных нормативных актов. Т.е. их согласия в этом плане не требуется. Другое её важное положение – перечисление категорий, в отношении которых допускаются исключения в воздействии положений трудового права. К ним относятся военные, участники наблюдательных советов и т.д.

Каковы ограничения ст. 11 ТК, которые необходимо учитывать нанимателю?

В первую очередь её положения по отношению к мигрантам. Хотя она и устанавливает применимость на всей территории РФ положения трудового права, но оговаривает, что эта применимость ограничена специальными положениями ТК и ФЗ. Так, Соглашение между странами СНГ (ст. 5), введённое в действие в 1995 году с помощью ФЗ-47, указывает, что в ряде случаев с работниками-мигрантами могут быть прерваны трудовые отношения, и их можно выслать с территории страны. Об этом же говорит и принятый в 2002 году 115-ФЗ. Поэтому нанимающим мигрантов работодателям необходимо учитывать это обстоятельство.

Другое её ограничение – это оговорка о применимости трудового права, когда договора ГПХ по трудовым взаимодействиям утрачивают свою силу. Этот момент специально исследован в ст. 19.1 ТК.

Третье ограничение дано в её заключительной части, и касается военнослужащих и других отдельных категорий граждан. Их перечень носит открытый характер, устанавливая потенциальные ограничения трудового права по мере принятия специальных ФЗ.

Может ли применять трудовое законодательство к лицам, которые выведены из сферы действия трудового права (военнослужащие и другие подобные категории)?

Эта статья предусматривает два таких случая, когда эти лица попадают под трудовое законодательство:

  • если они являются нанимателями рабочей силы;
  • если они официально выступают представителями этих нанимателей.

Причём они должны выступать в таком качестве в порядке, предусмотренном в ТК.

Сразу отметим, что большинство поправок являются скорее формальными, чем практическими. В частности, положения о несчастных случаях на производстве выделены в отдельную главу 36.1 ТК РФ. А правила, относящиеся к службе охраны труда, будут изложены в статье 223 ТК РФ (сейчас это ст. 217 ТК РФ).
Пройти обучение и получить удостоверение специалиста по охране труда Подать заявку

Но есть и новшества, которые требуют от работодателя совершения определенных действий. Пример — обязанность отстранить от работы сотрудников, которые отказываются использовать выданные им средства индивидуальной защиты (см. «У работодателей появилось новое основание для отстранения сотрудника от работы»).

В настоящей статье расскажем об этом и других изменениях, имеющих практическое применение. Все новшества вступят в силу 1 марта 2022 года.

Порядок оформления отпускных льгот

При возникновении ситуации, когда ежегодные отпускные дни супруги и ее мужа не совпадают, то у женщины может возникнуть необходимость переноса своих отпускных дней.

Стоит отметить, что данный перенос является правом сотрудницы, но не ее обязанностью. То есть если женщина посчитает нужным не переносить свои оплачиваемые выходные дни в период отпуска супруга, она может выйти в ежегодный оплачиваемый период по установленному на предприятии графику.

Читайте также:  Учет основных средств при УСН «доходы минус расходы» в 2020-2021 годах

Перенос отпускных дней на иной период регламентируется статьей 124 Трудового кодекса Российской Федерации. Для проведения этой процедуры работнице предприятия нужно составить соответствующее заявление, а также прикрепить к нему определенный пакет документов, подтверждающих право использования данной льготы.

При этом стоит учесть срок подачи необходимых для проведения процедуры документов. На законодательном уровне не установлен период для подачи заявления на перенос отпускных дней. Однако следует заранее позаботиться об этом ввиду того, что для официального переноса ежегодного отпуска требуется издание соответствующего приказа, оформление записки-расчета и своевременная выплата денежных средств, что, соответственно, требует определённого количества времени.

Исходя из информации об извещении сотрудника о предстоящем отпуске не менее, чем за 2 недели до его начала (статья 123 Трудового кодекса), можно предположить, что подать пакет документов о переносе оплачиваемых выходных дней нужно также не меньше, чем за 2 недели до новой предполагаемой даты.

Нередко возникает ситуация, когда начальство не дает отпуск. С такой проблемой могут столкнутся не только жены военных, но и любые другие работники. Отказ руководителя может быть обоснован либо носить неправомерный характер.

В первую очередь, необходимо учесть, что согласно ТК, наниматель обязан давать отпуск ежегодно и при этом оплачивать его. Если он не делает этого дольше 1-ого года, работник может обратиться в инспекцию.

Случаи, когда не предоставляется отгул женам военных, распространены. Иногда такой отказ носит законный характер. К примеру, отпуск могут не дать, если женщина не предъявила документы, подтверждающие то, что она является родственником.

Кроме того, на отдых отправляют только на определенный период времени, превышение которого не допускается без согласия нанимателя. Это значит, что если сотрудница уже была в оплачиваемом отпуске недавно, то получить второй она не сможет без одобрения руководства.

В иных случаях отказ расценивается как нарушение прав работника. Если наниматель не предоставляет положенный отдых, его можно привлечь к ответственности. Для этого следует подать жалобу в отделение трудовой инспекции либо прокуратуру по месту расположения предприятия. Добиться наказания нарушителя и материальной компенсации можно при подаче судебного иска.

Нормы выдачи средств индивидуальной защиты

Комментируемые поправки сохранят за работодателями обязанность обеспечивать персонал средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Их необходимо выдавать для защиты от вредных и опасных факторов производственной среды, от загрязнений и на работах, выполняемых в особых температурных условиях.

В новой редакции статьи 221 ТК РФ появится список изделий, которые относятся к СИЗ. В него входит спецодежда, специальная обувь, дерматологические средства защиты. Плюс к ним — СИЗ органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз, а также средства защиты от падения с высоты. Перечень является открытым. При необходимости в него включают и другие пункты.

Напомним, что сейчас действует множество отраслевых норм выдачи СИЗ. Работодатели вправе устанавливать свои нормы, если они не уменьшают объемы выдачи, предусмотренные отраслевыми документами (см. «Минтруд: работодатель не вправе выдавать работникам средства индивидуальной защиты в меньшем объеме, чем это установлено типовыми нормами»).

На основании комментируемых поправок Минтруд должен утвердить единые типовые нормы выдачи СИЗ и смывающих средств (новая редакция ст. 221 ТК РФ). Когда именно это произойдет, пока не известно. Но даже после появления новых норм организациям и предпринимателям будет разрешено использовать те, что действуют сейчас. Правда, есть ограничение по времени. После 31 декабря 2024 года придется перейти на новые нормы (п. 2 ст. 2 Закона № 311-ФЗ).

Права и обязанности военнослужащих

Кроме правил, на основании которых трудовое законодательство действует в пространстве, существует ряд правил, которые определяют его действие во времени. Общими правилами установлено, что день, когда закон или любой нормативный документ, который содержит нормы о труде, вступает в силу, указывается в самом документе или специальном акте к нему. Если документ с указанием даты отсутствует, то нормативный акт считается таким, который вступил в силу, по истечении некоторого времени после факта его официального опубликования:

  • для законов таким промежутком времени является 10 дней;
  • для указов президента и правительственных постановлений – 7 дней;
  • для того чтобы вступили в силу нормативно-правовые акты исполнительных органов власти, нужно 10 дней.

Что касается времени прекращения действия норм ТП, то это может быть связано:

  • с окончанием термина действия законодательного или нормативного документа;
  • принятием другого акта, который наделен высшей юридической силой;
  • признанием принятого документа или некоторых его положений утратившими свою юридическую силу.

Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, не наделено во времени обратной силой.

Существует ряд лиц, на которых не распространяется трудовое законодательство (исключение составляют лица, которые в порядке, определенным Трудовым кодексом, в то же время являются работодателями или их законными представителями):

  • военнослужащие, которые находятся при несении воинской службы;
  • те, кто обладает членством в совете директоров компаний или их наблюдательных советах (исключения составляют особы, которые подписали с данной структурой трудовой контракт);
  • лица, которые работают на основании гражданско-правовых контрактов;
  • прочие особы, если это устанавливает федеральный закон субъекта России.

Данные категории граждан определены пунктом 6 статьи 11 Трудового кодекса. Однако это не значит, что по отношению к военным нельзя применить нормы ТП. Так, например, статья 127 ТК закрепляет право военнослужащего требовать, чтобы ему были предоставлены неиспользованные дни отдыха в случае увольнения с указанием в качестве даты увольнения последнего дня отпуска.

В статье 11 российского Трудового кодекса (ТК) определено, что трудовым законодательством и прочими документами нормативно-правового характера, включающими нормы трудового права (ТП), регулируются трудовые и прочие отношения, которые имеют непосредственную связь с ними. Кроме этого они могут касаться тех отношений, при которых используется личный труд в ситуациях, предусмотренных кодексом или прочими законодательными актами федерального значения.

Сфера действия трудового права – это область, в которой применимы его нормы. Сфера действия трудового законодательства достаточно обширна.

Так пункт 1 статьи 11 устанавливает, что нормы данной отрасли права относятся ко всем работникам, которые заключили с работодателями трудовые контракты. Такого рода контракт может быть заключен любым лицом, которое обладает правосубъектностью, то есть как юридическим, так и физическим лицом, которое предоставляет работу.

Не все отношения трудового характера между работодателями и работниками оформляются надлежащим образом. Отсутствие контракта расценивается как несоблюдение трудового законодательства, делающее применение его требований достаточно сложным. Однако лицо, не имеющее трудового контракта, заключенного в письменном виде, не лишается права привести доказательства наличия трудовых взаимоотношений.

Нужна помощь юриста по трудовым спорам?

Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в пространстве и времени закреплено определенными нормами ТК России.

Сфера действия норм трудового права в пространстве регулируется ст. 13 ТК России. Данная статья предусматривает такие правила действия в пространстве различных источников ТП:

  • действие законов федерального значения и прочих нормативно-правовых документов России, которые содержат нормы ТП, охватывает всю территорию страны. Исключение составляют документы, которыми предусмотрено иное.
  • Действие законодательных и прочих нормативных документов, которые содержат нормы ТП и приняты различными субъектами России, охватывает территорию конкретного субъекта России.
  • Действие нормативных актов, принятых структурами местного самоуправления, охватывает площадь соответствующего муниципалитета.
  • Действие нормативных документов локального характера, которые принимаются конкретными работодателями, распространяются на нанятых ими работников, при этом не имеет значения место, где они выполняют работы.

Статья 11. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

[Трудовой кодекс РФ] [Глава 1] [Статья 11]

Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.

Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном настоящим «Кодексом», другими федеральными законами, были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим «Кодексом», другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и других) устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом.

На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;

члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;

другие лица, если это установлено федеральным законом.

ТК для военнослужащих

1. Военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»). (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 203-ФЗ)

К военнослужащим относятся:

офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по контракту); (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

Абзац 4 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)

сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по призыву). (в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 203-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

Абзац 6 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)

Условия контракта о прохождении военной службы определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

На граждан, призванных на военные сборы, и граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве (далее — резерв), статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 288-ФЗ)

3. За гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств — участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

4. Статус военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, а также военнослужащих, направленных в вооруженные силы указанных государств в порядке военного сотрудничества, определяется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Читайте также:  Материнский капитал-2023: новая ежемесячная выплата

5. Социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются: (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

военнослужащим и членам их семей;

гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств — участников Содружества Независимых Государств, и членам их семей;

1. Для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

2. Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

3. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:

реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;

охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

4. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее — командиры). Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения. (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

5. Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

При осуществлении призыва на военную службу, заключении с военнослужащими контракта о прохождении военной службы, а также при увольнении военнослужащих с военной службы государство гарантирует исполнение обязательств, предусмотренных настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6. Контроль за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется органами государственной власти, федеральными государственными органами, правоохранительными органами и органами военного управления. (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.

1. Правовыми основами статуса военнослужащих являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

1.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

2. Правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

Распространяется ли действие ТК РФ на военнослужащих.

На каком материале базируется определение сроков актуальности правовых актов по трудовой деятельности?

В основе ст. 12 ТК лежат принятый в 1994 году № 5-ФЗ, регулирующий порядок публикации и действия новых правовых актов, и выпущенный в 1996 году президентский указ № 763, также посвящённый этому вопросу. В этих документах указаны разнообразные, но типовые сроки начала действия новых актов. Так, новые ФЗ, если в них самих не упомянут конкретный срок, становятся актуальными после 10 дней со дня их опубликования в официальных источниках. Также срок начала их действия может определяться новыми актами, посвящёнными именно этому вопросу. Президентские указы обретают силу после того, как прошло семь дней с момента их официальной публикации – если в них не упомянут другой срок вступления в действие.

Как на практике определяется порядок прекращения действия нормативных актов, если об этом не упомянуто специально в новых ФЗ и других источниках права?

Не всегда специально оговаривается, что новый закон отменяет старый, посвящённый этому же вопросу, что иногда приводит к неопределённости в судебных и правовых спорах. В такой ситуации, если это специально не оговорено, действует определённое правило: новый или с более высоким статусом акт более актуален, чем старый, при возникновении противоречий между ними. Также в ст. 12 ТК указано и ещё одно основание для прекращения правовых актов: срок их действия, прописанный в самих актах.

Каково отношение новых актов по трудовому праву к обстоятельствам, возникшим до их принятия?

По общему правилу, которое также подтверждено в данной статье, новые законы не применяются к юридическим отношениям, возникшим до их ввода в действие. Единственное исключение – если иной порядок особо указывается в самом новом акте.

Каковы особенности отмены локальных правовых актов?

Имеются три способа окончания их действия:

  • истечение определённого срока;
  • отмена (замена) этого акта положениями нового;
  • ввод в действие новых ФЗ, а также тех актов, которые содержат более высокий уровень гарантий сотрудникам.

Этот перечень практически совпадает с тем, который прописывает окончание действия нормативных актов по трудовым взаимоотношениям. Заметным исключением является упоминание об отмене локального акта по причине ввода в действие тех актов, которые содержат более качественные нормы гарантий персоналу.

В соответствии с данной статьей представляется возможным выделить три основные категории работников в зависимости от особенностей правового регулирования их труда:

работников, правовое регулирование труда которых осуществляется на общих основаниях;

отдельных категорий работников, правовое регулирование труда которых установлено Трудовым кодексом РФ (конкретно — частью четвертой Кодекса);

служащих, на которых действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, вытекающими из положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов о государственной гражданской (муниципальной) службе.

Необходимо также обратить внимание уважаемых читателей на заключительную часть данной статьи, в соответствии с которой определены категории лиц, на которых общепринятые нормы трудового права не распространяются. К их числу, в частности, относятся:

военнослужащие (при исполнении обязанностей военной службы);

члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций, за исключением лиц, заключивших с соответствующей организацией трудовой договор;

лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера.

Последние изменения в статью 11 Трудового кодекса РФ были внесены Федеральным законом N 90-ФЗ.

В п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» содержатся следующие разъяснения:

На кого нормы ТК РФ не распространяются?

При разрешении трудовых споров судам следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 11 ТК РФ нормы этого Кодекса распространяются на всех работников, находящихся в трудовых отношениях с работодателем, и соответственно подлежат обязательному применению всеми работодателями (юридическими или физическими лицами) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Трудовой кодекс РФ не распространяется на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор), лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера, других лиц, если это установлено федеральным законом, кроме случаев, когда вышеуказанные лица в установленном Кодексом порядке одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей (часть восьмая статьи 11 ТК РФ).

В каком случае нормы ТК РФ распространияются на лиц, работающих по гражданско-правовому договору?

Если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, однако в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям в силу части четвертой статьи 11 ТК РФ должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.


В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» содержатся следующие разъяснения:

На госслужащих муниципальных служащих, правоохранителей распространяется действие норм права о труде женщин

В силу части седьмой статьи 11 ТК РФ действие положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, устанавливающих особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями, распространяется:

  • на государственных гражданских служащих — в части, не урегулированной Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (статья 73 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе;
  • на муниципальных служащих — с особенностями, предусмотренными Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (статья 3 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о муниципальной службе;
  • на сотрудников государственных органов, служб и учреждений, в которых предусмотрена правоохранительная служба, — с особенностями, предусмотренными специальным законодательством, регулирующим прохождение правоохранительной службы.

Трудовое право – не для военнослужащих. Но законом предусмотрены отпуска по беременности, уходу за ребенком

В соответствии с частью восьмой статьи 11 ТК РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы. Вместе с тем пунктом 13 статьи 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено предоставление военнослужащим отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Текст комментария: Отв. ред. Ю.П. Орловский «КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», изд.6-е Авторы: Орловский Ю.П., Чиканова Л.А., Нуртдинова А.Ф., Коршунова Т.Ю., Серегина Л.В., Гаврилина А.К., Бочарникова М.А., Виноградова З.Д. Издание: 2014 год

1. Статья 11 посвящена сфере действия трудового права. В ней сформулировано важное положение, применяемое как к работникам, так и к работодателям: трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников и на всех работодателей (физических лиц и юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), если между ними был заключен трудовой договор.

Это означает, что ТК, иные нормативные правовые акты о труде регулируют трудовые отношения не только лиц наемного труда, но и работников, являющихся участниками товариществ, работников-акционеров. Широкая сфера действия трудового права была подтверждена Верховным Судом РФ и до принятия комментируемого Кодекса. В п. 50-1 Постановления Пленума ВС РФ от 22.12.1992 N 16 «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров» было указано, что нормы Кодекса законов о труде регулируют трудовые отношения лиц, работающих по трудовому договору (контракту) на любых предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, в т.ч. трудовые отношения работников, являющихся акционерами, участниками хозяйственных товариществ и обществ, с которыми они заключили трудовой договор (контракт), с учетом особенностей в регулировании труда таких лиц, предусмотренных законами об этих товариществах и обществах. Аналогичный вывод содержится и в Постановлении Пленума ВС РФ от 20.11.2003 N 17 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел по трудовым спорам с участием акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ». Дела об оспаривании руководителями организаций, членами коллегиальных исполнительных органов организаций (генеральными директорами акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ и т.п.), а также членами советов директоров (наблюдательных советов) организаций, заключивших с данными организациями трудовые договоры, решений уполномоченных органов организаций либо собственников имущества организаций или уполномоченных собственниками лиц (органов) об освобождении их от занимаемых должностей, как разъяснил Пленум, подведомственны судам общей юрисдикции и рассматриваются ими в порядке искового производства как дела по трудовым спорам о восстановлении на работе. Нормами материального права по таким делам являются ст. ст. 273 — 281 ТК. Такая же позиция была подтверждена Верховным Судом РФ и при рассмотрении конкретного дела, касающегося отношений участников товарищества, основанных на их личном труде. Суть этого дела в следующем.

Читайте также:  Общение отца с ребенком до 3 лет и старше

Гладких, Кузнецова и др. обратились в суд с иском к товариществу «Ариадна» о взыскании заработной платы. Коминтерновский районный суд г. Воронежа в иске отказал. Такое решение было оставлено в силе судебной коллегией Воронежского областного суда и Президиумом этого же суда. Отказывая в удовлетворении иска, суды исходили из того, что законодательством и уставом товарищества не предусмотрено обязательное трудовое участие работников товарищества в его деятельности и поэтому спорные отношения между ними и товариществом должны регулироваться гражданским законодательством. Верховный Суд РФ с выводами судебных инстанций не согласился. По его мнению, закон четко разграничил отношения, возникающие из трудового договора, и отношения работника с хозяйственным товариществом, вытекающие из членства. В последнем случае имеются в виду отношения, связанные с созданием уставного и иных фондов, личными вкладами в имущество товарищества, распределением прибыли, имущественной ответственностью, которые регулируются гражданским законодательством. В соответствии с действующим законодательством участник товарищества одновременно является его работником, если отношения с товариществом связаны с личным трудом, а не ограничиваются лишь его имущественным вкладом и получением части прибыли. Отношение, основанное на личном труде участника товарищества, — сфера действия трудового законодательства (БВС РФ. 1993. N 4).

К сфере действия ТК, иных нормативных правовых актов о труде относятся и отношения работников акционерных обществ. При этом не имеет значения, являются ли такие работники акционерами данных обществ. Работник-акционер, уволенный из акционерного общества, продолжает участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам компетенции собрания, а также имеет право на получение дивидендов, а в случае ликвидации общества — право на получение части его имущества. В совместном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что прекращение трудовых отношений с акционером не изменяет статуса данного лица как акционера.

Вопросы, относящиеся к трудовым отношениям, не должны регулироваться гражданским законодательством.

Сфера действия гражданского законодательства — имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии ��оли и имущественной самостоятельности их участников; сфера действия трудового законодательства — трудовые и непосредственно связанные с ними отношения.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018) (ред. от 26.12.2018)

    Все документы >>>

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 16

      «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 17

      «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции»

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 28.06.2021 N 220-ФЗ

      «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ (ред. от 28.06.2021)

      «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»

    На кого не распространяется трудовое законодательство

    На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации. Важно Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей : военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы; члены советов директоров наблюдательных советов организаций за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор ; лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера; другие лица, если это установлено федеральным законом. Информация актуальна на год.

    Трудовое законодательство и сфера его действия Основным актом, регулирующим трудовые отношения, является Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря года N ФЗ , вступивший в действие с 1 февраля года далее — ТК РФ На федеральном уровне трудовое законодательство включает в себя также федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права ст. Кроме того, ряд вопросов трудового законодательства решаются на уровне субъектов РФ и регулируются законодательством субъектов РФ, а ряд вопросов — на уровне местного самоуправления и регулируются актами органов местного самоуправления. Наконец, многие вопросы решаются на уровне работодателя и регулируются так называемыми локальными нормативными актами актами работодателя — как организации, так и индивидуального предпринимателя см. По общему правилу, в случае противоречий между актами более низшего звена и актами более высшего звена, применяются акты высшего звена ст.

    В частности, локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права ст.

    Статья 11 Трудового кодекса указывает, что Кодекс и иные нормативные правовые акты о труде распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем, причем независимо от организационно-правовой формы организации и форм собственности. Кодекс и иные нормативные правовые акты о труде обязательны для применения на всей территории Российской Федерации для всех работодателей (юридических или физических лиц), при этом не принимаются во внимание такие факторы, как численность организации, вид юридического лица, форма собственности на имущество организации.. Для нормативных актов, являющихся источниками трудового права, важное практическое значение имеет установление времени начала и окончания их действия, т.е. их временных границ. По общему правилу закон или иной нормативный правовой акт о труде вступает в силу со дня, указанного в самом акте или акте о его введении в действие. Например, ст. 420 ТК устанавливает сроки введения в действие Трудового кодекса

    Если же дата вступления в силу
    нормативного правового акта не указана, то
    применяются правила, изложенные в
    Федеральном законе от 14 июня 1994 г.

    N 5-ФЗ «О
    порядке опубликования и вступления в силу
    федеральных конституционных законов,
    федеральных законов, актов палат
    Федерального Собрания» и Указе
    Президента РФ от 23 мая 1996 г.

    «О порядке
    опубликования и вступления в силу актов
    Президента РФ, Правительства РФ и
    нормативных правовых актов федеральных
    органов исполнительной власти» . ———————————

    СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 801. СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2663.Так, федеральные
    конституционные законы, федеральные
    законы, акты палат Федерального Собрания
    вступают в силу одновременно на всей
    территории Российской Федерации по
    истечении 10 дней со дня их официального
    опубликования, если самими законами или
    актами палат не установлен другой порядок
    вступления их в силу.

    Акты Президента РФ,
    имеющие нормативный характер, и акты
    Правительства РФ, затрагивающие права,
    свободы и обязанности человека и
    гражданина, вступают в силу одновременно на
    всей территории РФ по истечении 7 дней со
    дня их первого официального опубликования.

    Нормативные правовые акты федеральных
    органов исполнительной власти вступают в
    силу одновременно на всей территории РФ по
    истечении 10 дней со дня их официального
    опубликования, если самими актами не
    установлен другой порядок вступления их в
    силу.

    Акты, не прошедшие
    государственную регистрацию, а также
    зарегистрированные, но не опубликованные в
    установленном порядке, не влекут за собой
    правовых последствий как не вступившие в
    законную силу и не могут служить законным
    основанием для регулирования
    соответствующих отношений. На такие акты
    нельзя ссылаться при разрешении возникших
    споров, в том числе и трудовых.

    Акты
    социального партнерства (коллективные
    договоры, генеральные, региональные,
    отраслевые, территориальные соглашения)
    являются правовыми актами (ст. 40, 45 ТК). Они
    вступают в силу с момента их подписания
    сторонами либо со дня, установленного
    коллективным договором, соглашением (ст. 43,
    48 ТК).

    Регламентация времени вступления
    в силу нормативных актов в сфере труда
    имеет существенное значение, т.к. с этого
    момента они подлежат обязательному
    исполнению. Закон или иной нормативный
    правовой акт, содержащий нормы трудового
    права, не имеет обратной силы и применяется
    к отношениям, возникшим после введения его
    в действие (ст. 12 ТК РФ).

    В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон N 53-ФЗ) военная служба — это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства:
    в Вооруженных Силах РФ и в войсках национальной гвардии РФ; в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;
    в Службе внешней разведки РФ;
    в органах федеральной службы безопасности;
    в органах государственной охраны;
    в органах военной прокуратуры;
    в военных следственных органах Следственного комитета РФ;
    в федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ;
    в воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях.
    Граждане, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранные граждане могут исполнять военную службу только в ВС РФ и воинских формированиях.
    В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — Закон N 76-ФЗ) военнослужащие проходят военную службу по контракту в добровольном порядке или военную службу по призыву в соответствии с Законом N 53-ФЗ.


    Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...