Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ремонт машины по ОСАГО в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В каждой аварии есть лицо виновное и пострадавшее. Соответственно затраты по восстановлению пострадавших автомобилей ложится на виновника. Они покрываются в рамках обязательного страхования ОСАГО. Но следует учитывать, что страховая компания не спешит расставаться с деньгами и оценивает ущерб на свой взгляд.
Когда нужна независимая экспертиза
Сразу необходимо отметить, что экспертиза необходима не всем водителям, которые попали в аварию. Рассмотрим более детально, в каком случае автолюбители обращаются к эксперту за помощью.
- Отказ в выплате
Если страховая компания отказывает в выплате компенсации, то каждый пострадавший может обратиться в суд. Помимо претензий необходимо будет предоставить официальный документ, который отразит сумму ущерба. Для получения данного документа необходимо обратиться в офис независимой экспертизы и предоставить машину на осмотр.
- Занижена сумма
На практике многие страховые организации занижают сумму выплаты. В этом случае автолюбителю также необходимо обратиться в офис независимой экспертизы, после чего составить досудебную претензию и запросить у страховщика доплату. Если страховая компания делает отказ, то следует обращаться в суд с полным пакетом документов.
- У виновного нет ОСАГО
К сожалению, зачастую у виновной стороны нет действующего бланка ОСАГО, и он отказывается добровольно компенсировать расходы. В этом случае необходимо будет обратиться в суд. При себе необходимо иметь личные документы, претензию и акт оценки независимой экспертизы по ОСАГО.
Нужно ли мне обращаться за независимой экспертизой?
Настоящая независимая экспертная оценка – это та, которую может быть страхователь, то есть Вы. В этом случае эксперт подсчитывает ущерб беспристрастно и ничего не забывая скалькулировать.
Многие автолюбители считают, что обращаться за такой экспертизой необходимо сразу после проведения оценки страховой компанией – особенно, если владельцу авто не понравилось то, что эксперт от страховщика, к примеру, не снял детали кузова, чтобы посмотреть скрытые повреждения, либо есть подозрение, что тот посчитал не всё. Но это совсем нецелесообразно. Ничего не мешает подождать выплаты, чтобы ожидания подтвердились… Или опровеглись, и страховая компания выплатила достаточно и даже более того.
Таким образом, определить тот факт, нужна ли Вам вообще независимая экспертиза, можно только после того, как Вы узнаете оценённую страховщиком сумму для возмещения. Это можно сделать после факта выплаты или выдачи направления на ремонт и согласования с автосервисом работ либо с заявлением о предоставлении акта расчёта.
В случае, если Вам выдали направление на ремонт, но недостаточность денег констатирована работниками СТОА, которые просят доплатить им, то проводить в этом случае независимую оценку смысла нет. Но есть смысл требовать от страховой ремонта. Более подробно данную процедуру мы описали в статье про направление на ремонт.
Отзывы о независимых оценках ТС после аварии
Поскольку люди сегодня привыкли делиться удачным и неудачным опытом, рекомендуется ознакомиться с информацией в интернете. На автомобильных форумах автолюбители оставляют многочисленные отзывы о независимой оценке ущерба авто. В пользу независимой экспертизы говорят следующие тезисы:
- Если между владельцем повреждённого ТС и страховой фирмой возникают разногласия, касающиеся суммы компенсации, единственная возможность установить истину — заказать независимую оценку.
- Результаты независимой экспертизы являются важнейшим доказательством в судебных тяжбах со страховой фирмой на этапе досудебного разбирательства и для обоснованного предъявления финансовых претензий в судебном производстве.
Как выбрать компанию, которая будет проводить экспертизу?
Не следует обращаться в оценочную компанию, которую порекомендовал вам страховой агент. Это относится и тем организациям, оказывающим услуги независимой экспертизы, которые расположены в одном здании со страховщиком. Вряд ли здесь можно говорить о независимости такой оценки.
Выделим несколько критериев, на которые следует сфокусироваться при выборе экспертной компании:
- Наличие соответствующей лицензии. Запросите ее у представителя компании или найдите её на официальном сайте.
- Квалифицированность и профессионализм специалистов компании. Изучите эту информацию на сайте компании, где должны быть сведения об экспертах. Обратите внимание на их образование и стаж работы в этой области.
- Стоимость услуги. Изучите рынок этой услуги и выявите средний ценовой диапазон. Вас должна смутить слишком низкая цена.
- Сроки проведения экспертизы и выдачи заключения. Так же, как и со стоимостью, вычислите средний показатель. Компании, которые гарантируют все провести быстро, должны установить и соответствующий ценник, который окажется чуть выше среднего. Если же этого не происходит, то вполне вероятно, что услуги организации не востребованы. Это может стать показатель низкого качества работы.
- Общение с представителем компании. Обратите внимание на то, как контактное лицо заинтересовано в клиенте и оказании услуги.
- Отзывы бывших клиентов. Не пренебрегайте изучением тематических форумов и интернет-сообществ. Их многих отзывов можно сделать выводы о работе компании.
Экспертиза ТС после аварии
Результатом первичной экспертизы будет акт о состоянии автомобиля после ДТП. В нем указывают информацию относительно места и времени осуществления экспертной оценки. Также перечисляют присутствующих при экспертизе участников дорожного происшествия, уточняют информацию об общем состоянии ТС, наличии дефектов, не имеющих отношения к аварии, и присутствии/отсутствии скрытых повреждений. К акту могут быть приложены фото- и видео свидетельства, подтверждающие факты осмотра. Возможно, потребуется вторая экспертиза, если будет зафиксировано наличие скрытых повреждений.
В настоящее время приоритет отдается восстановительному ремонту, а не денежной выплате. Поэтому эксперты перед тем, как рассчитывать стоимость ущерба от ДТП, в первую очередь оценивают:
- насколько деформирована поверхность;
- степень повреждения запчастей в месте удара;
- процент ущерба узлов и агрегатов, требующего полной их замены.
Участие виновника ДТП в экспертизе
О том, нужно ли приглашать виновника ДТП на экспертизу, уже говорилось выше. Способ уведомления законом не регламентируется, но в любом случае у инициатора процедуры должно быть подтверждение о том, что второй участник аварии был своевременно проинформирован о дате и времени проведения экспертизы. Лучше всего это сделать посредством телеграммы или заказного письма с уведомлением.
Должен ли виновник ДТП присутствовать на независимой экспертизе в обязательном порядке – на этот вопрос действующее законодательство ответ не дает. Следовательно, инициатор происшествия сам решает, принять приглашение или отказаться. Независимо от того, присутствует виновник аварии во время проведения исследования повреждений автомобиля или нет, за ним сохраняется законное право оспорить заключение эксперта.
Сколько стоит независимая автоэкспертиза после ДТП
Всегда с недоверием отношусь к рекламным предложениям типа «стоимость заключения независимой автоэкспертизы – от 1500 рублей». За такую сумму эксперт наверняка ограничится поверхностным осмотром, либо вообще напишет свои выводы со слов заказчика. Также реальная цена за экспертное исследование может оказаться в разы выше, т.е. не будет иметь ничего общего с рекламным слоганом.
Сколько стоит независимая автоэкспертиза после ДТП на практике? Это зависит от региона и населенного пункта, наличия или отсутствия других экспертов в зоне доступности. Тарифы на независимые экспертизы определяются по рыночным ценам. Рекомендую заранее изучить прайс-листы и прозвонить несколько экспертных организаций. Разница в стоимости может составлять до 30% при одинаковом объеме исследований.
Порядок проведения независимой экспертизы
Независимая экспертная оценка на основе проведенных специалистом-экспертом исследований определяет причины и характер полученных повреждений, устанавливая применимость страхового случая. Ее результаты уточняют сумму, необходимую для выполнения ремонтных работ по восстановлению авто. Вторым случаем, когда без независимой экспертизы не обойтись, является истребованием компенсации с виновного водителя, когда оба участника ДТП оказались не застрахованы по ОСАГО. В этом случае дополнительных мероприятий от водителей не требуется, а документы, выданные экспертом, станут основанием для составления досудебной претензии, подачи иска либо для заключения мирового соглашения по добровольной уплате компенсации.
Правила страхования и установленный порядок организации страховой выплаты требуют от СК самостоятельного инициирования экспертизы, которая позволит определить, получены ли повреждения в ДТП, и на какую компенсацию вправе рассчитывать страхователь ОСАГО.
Организация независимой экспертизы силами автовладельца допускается только в том случае, если в отведенное время (в течение 5 дней после обращения), компания не выполнила ее сама. Заключение независимого эксперта дает основания для выдвижения в адрес страховщика требований по возмещению, освобождая далее от необходимости других исследований и осмотров на территории СК.
Иногда результаты первичной и независимой экспертизы не устраивают автовладельца и требуется провести дополнительное исследование повторно. Как правило, такие меры затребованы со стороны недовольного страхователя. Закон предполагает возможность проведения повторной технической экспертизы, с привлечение другого специалиста-техника.
Иногда повторное обследование автомобиля вызвано новыми обстоятельствами, при которых произошел случай, найдены нюансы обстоятельств ДТП, не учтенные ранее при предыдущем заключении. Повторно организовать осмотр можно и после проведенного ремонта, при наличии недовольства со стороны страхователя предоставленными услугами страховщика.
Порядок проведения дополнительного осмотра согласуется с общепринятыми нормами проведения экспертизы ОСАГО, а целесообразность устанавливается вопросами, возникшими уже после получения первичного заключения эксперта.
Если страховая занижает ущерб
Распространенные способы занижения размера ущерба:
- Включение в расчет только части повреждений. Проверьте, чтобы специалист компании учел не только повреждения, указанные в справке о ДТП, но и эксплуатационные повреждения (сколы краски, царапины). А также все скрытые дефекты, которые выявил эксперт.
- Включение в расчет запчастей от другой марки авто. Вся информация о стоимости запасных частей для ремонта сейчас находится в свободном доступе. Поэтому не поленитесь и посчитайте сумму самостоятельно онлайн на сайте РСА.
- Завышение износа комплектующих. Для этого специалист проводит расчет с января года, когда автомобиль был изготовлен. А по закону за точку отсчета берется первая дата постановки на учет в ГИБДД.
- Занижение стоимости нормо-часа работы мастеров. Данные нормы устанавливаются для каждого региона индивидуально. Сведения также находятся в свободном доступе.
Если у вас возникли подозрения о занижении размера компенсации, обратитесь в независимую оценочную компанию.
Могу ли я требовать оплату экспертизы с виновника ДТП?
Да, если на момент аварии у виновника не было ОСАГО.
Отсутствие страхового полиса у одного или обоих участников ДТП делает невозможным возмещение по ОСАГО. Требовать компенсацию за ремонт машины придётся напрямую – на досудебной стадии, а если не поможет – то через суд.
Тут многое зависит от того, готов ли виновник аварии возмещать вам ущерб? Если готов, то предстоит решить, как это произойдёт. Возможно, причинитель вреда оплатит вам стоимость ремонта по чекам из автомастерской, где будут ремонтировать автомобиль. Но в таком случае стоит взять с него расписку о готовности компенсировать расходы на ремонт. Бывает, что вначале виновник согласен на возмещение ущерба, а потом идёт в отказ или вообще пропадает – составленная им расписка послужит доказательством в суде, что со стороны второго участника ДТП были обязательства, но он их не исполнил.
Если виновник изначально не готов платить, можно определять сумму убытков, подавать ему досудебную претензию, а затем идти в суд. Определить размер повреждений поможет независимая экспертиза. Плюс её проведения в том, что специалист посчитает вам ущерб не по справочникам РСА (как страховщик), а с учётом рыночных цен на запчасти. Но нужно будет уведомить виновника ДТП о проведении экспертизы, чтобы тот мог присутствовать при её проведении. Уведомлением считается телеграмма – направить её нужно не позднее, чем за 3 дня до начала процедуры.
Стоимость экспертных исследований можно будет взыскать с ответчика (виновника ДТП) в судебном порядке. Для этого к иску вам нужно приложить копию договора с экспертной организацией, копию её заключения, а также чеки и квитанции, подтверждающие оплату услуг компании.
Независимая экспертиза после ДТП по ОСАГО – это вывод независимого специалиста о действительном размере ущерба при повреждениях авто.
Как правило, страховая компания после обращения к ней потерпевшего, при наступлении страхового случая предоставляет независимого эксперта для осмотра и оценки повреждений автомобиля, чтобы определить ущерб и рассчитать страховую выплату.
Однако страховщику выгодно заплатить меньшую компенсацию, поэтому чаще всего страховые организации сотрудничают с фирмами, которые предоставляют данные услуги. «Свои» эксперты чаще всего занижают размер ущерба, и соответственно страховая компания выплачивает меньшую, чем нужно компенсацию.
Несмотря на это, существует множество независимых фирм, предоставляющих услуги по осмотру транспортного средства и оценке его повреждений.
Когда назначается независимая техническая экспертиза
Данный вид экспертизы назначается для определения обстоятельств ДТП и размера страховой выплаты только по страховым случаям, урегулированных правоотношениями по ОСАГО.
Экспертиза при необходимости решает две основные задачи:
-
Определение причин и обстоятельств наступления страхового случая.
Иными словами эксперт-техник отвечает на вопрос о том, в действительности ли транспортное средство повреждено в результате указанного в заявлении страхового случая или имеет место страховое мошенничество.
-
Определение стоимости восстановительного ремонта транспортного средства с учетом износа запасных частей, подлежащих замене при его ремонте.
При необходимости эксперт — техник рассчитывает величину утраты товарной стоимости (УТС), которая подлежит возмещению страховщиком в пределах страховой суммы, указанной в статье 7 Закона «Об ОСАГО».
Порядок проведения оценки повреждений автомобиля после ДТП по ОСАГО
Чтобы соблюсти порядок оценки, владелец ТС должен сообщить о повреждении после столкновения своему страховщику. С этого момента у защитника будет 30 дней, чтобы выплатить компенсацию.
Примерно через 5 дней можно ожидать визита эксперта, который определит величину ущерба при ДТП по ОСАГО и по его заключению, страховщик подготовит смету расходов на ремонт.
Процедура оценки повреждений чаще измеряется страховщиком только на основе фотографий, которые предоставляются владельцами автотранспорта. Это происходит в тех случаях, когда ущерб незначителен, жертв нет и не требуется визит эксперта.
Оценка мотоцикла после ДТП, легкового автомобиля и другого автотранспорта производится оценщиками страховщика. Если потерпевший сомневается в компетентности лица, осматривающего ТС, то он вправе обратиться к независимому эксперту.
Когда делать независимую экспертизу
Делать ее лучше после того, как вы стали знать сумму причиненного вреда и сразу после получения недостаточной выплаты.
Чтобы вам проще было понять, каким образом делается экспертиза, сопоставим порядок выплаты страховой с последующим ремонтом автомобиля и оспариванием выплаты, когда выплаченная сумма не является достаточной для восстановления ТС.
Итак, стандартный порядок получения выплаты выглядит так:
- страховой случай – ДТП,
- обращение потерпевшего в страховую компанию,
- осмотр ТС/калькуляция размера компенсации,
- выплата/направление на ремонт,
- восстановление ТС потерпевшим/сервисом от страховой при направлении на ремонт.
Порядок, при котором необходима независимая экспертиза:
- страховой случай – ДТП,
- обращение потерпевшего в страховую компанию,
- осмотр ТС/калькуляция размера компенсации,
- выплата/направление на ремонт, в это время потерпевшему становится понятно, что выплаченной суммы не хватает для ремонта,
- назначение независимой экспертизы, инициированное потерпевшим (поиск подходящей компании/оплата услуг), с приглашением представителя страховой,
- осуществление экспертизы/новая калькуляция размера вреда,
- досудебное требование на основе калькуляции независимой экспертизы,
- при отказе страховщика урегулировать спор в досудебном порядке – подача иска в суд,
- выигрыш суда, получение исполнительного листа для получения от страховой отсуженной суммы,
- еще одна выплата от страховой компании по суду (обычно это разница между выплаченным и оцененным независимой экспертизой, плюс «бонусы», про которые расскажем далее),
- восстановление ТС потерпевшим/сервисом от страховой при направлении на ремонт.
Независимая экспертиза после ДТП по ОСАГО
Независимая экспертиза (далее по тексту НЭ) — вынужденная процедура, к которой прибегают автовладельцы, недовольные суммой выплаты по ОСАГО. Учитывая, что страховые компании практически всегда занижают объем компенсации, НЭ, чаще всего, приводит выплату к стоимости ущерба. По данным РСА, правозащитники и независимые эксперты отсудили в 2017 году свыше 10 млрд руб.
Важно понимать: страховщики и рекомендуемые ими техники-эксперты действуют в рамках договорных отношений, и их общая задача — снизить сумму выплаты. А поскольку сотрудники НЭ, действуя в интересах автовладельца, сумму стремятся повысить, возникает конфликт интересов. Дошло до того, что высшие боссы Российского союза автостраховщиков называют независимые структуры мошенниками!